Темпы роста хард-дискаунтеров будут высокими в связи с падением доходов населения
Ольга Наумова, генеральный директор альянса «Восточный союз», напомнила, что региональные рынки сильно отличаются, особенно от Москвы и Санкт-Петербурга. Свой регион – Сибирь и Дальний Восток – она назвала родиной хард-дискаунтеров и объяснила, почему появились сети «Светофор», «Фреш», «Победа» и другие.
- Более семи лет мы наблюдали системное падение реально располагаемых доходов населения, - рассказала руководитель. - Люди с меньшими доходами объективно диктуют спрос на максимально рациональное потребление.
В Сибири и на Дальнем Востоке доля хард-дискаунтеров несколько выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге - более обеспеченных и сориентированных на высокоассортиментное потребление. Сегодня в нашем портфеле больше 60% объектов хард-дискаунтеров, и мы видим, что именно этот формат эффективно работает и его нужно развивать.
По словам эксперта, после 2014 года в России все больше развивается индустрия производства продуктов питания с более адекватной ценой по сравнению с частной маркой. Она подчеркнула, что верит в хард-дискаунтеры и в то, что этот формат магазинов увеличит свою долю в ближайшие годы, возможно, на двузначные проценты.
Евгений Римский, управляющий директор по качеству и закупкам ВкусВилл, также подтвердил, что в ближайшие годы темпы роста хард-дискаунтеров будут высокие по очевидным причинам, которые будут этот сегмент «двигать». Среди них он назвал падение покупательского спроса, и отсутствие дополнительных доходов.
По его мнению, подключение к хард-дискаунтеру ведущих ритейлеров, видимо, рационально. Он также обратил внимание участников дискуссии на то, что в центральной части России покупательская способность несколько выше, поэтому сохраняется спрос на экологичные продукты питания.
- 95-99% продукции, представленной на наших полках, реализуются под нашей собственной частной маркой, - сообщил эксперт. - И это основа нашей стратегии. Мы по-прежнему нацелены на качество, на философию продажи продуктов, которую мы заложили в 2012 году. Мы видим, что спрос в этом сегменте также продолжает расти, видим хороший отклик покупателя, двигаемся за ним, расширяем ассортимент, не забываем о других трендах – запросе на экологичность в том числе.
Сергей Леонов, сооснователь, Альянса региональных ритейлеров, генеральный директор сети «Хороший выбор», также отметил снижение покупательской способности населения, снижение лояльности к известным брендам, которые активно рекламировались последние 20 лет.
- Людям нужно все больше калорий, а не торговых марок, - подчеркнул эксперт. - Цена становится все более важным аспектом для большой доли покупателей. Я думаю, что хард-дискаунтеры будут развиваться, потому что «созрели» не только покупатели, но и производители. На их рынке есть конкуренция, они видят консолидацию рынка ритейлеров и находят новые возможности производить более дешевый продукт и реализовать его через вновь появляющиеся каналы.
Сооснователь Альянса региональных ритейлеров сообщил, что до 2014 года федеральный и региональный ритейл стабильно развивался, открывал новые магазины. С 2014 года после стагнации потребления появились перенасыщенность торговыми площадями в регионах, рост конкуренции при отсутствии роста потребления.
- Соответственно, федеральные и региональные ритейлеры не имеют возможности больше открывать новые магазины, - заключил эксперт. - Рынок хард-дискаунтеров развивался в России слабо и его доля еще очень мала. Но это перспективный рынок, который мы просмотрели. Эта бизнес-модель работает и зарабатывает деньги.