«олотой бренд Ђ¬јћ»Ќаї: ќн должен приносить сенатору от “атарстана 75 млн. рублей ежегодно

»сточник: business-gazeta.ru
ќјќ Ђ¬јћ»Ќї, наход€щеес€ в стадии конкурсного производства, намереваетс€ разорвать договор  с членом —овета ‘едерации от “атарстана ¬агизом ћингазовым, который, как вы€снилось, €вл€етс€ единоличным владельцем товарного знака компании.
 ак стало известно, два года назад компани€ заключила договор с ћингазовым, согласно которому она вз€ла об€зательство выплатить ему в качестве ро€лти 675 млн. рублей на использование товарного знака.  ак утверждают источники в компании, документ они пытаютс€ представить как экономически необоснованный.†

 ак стало известно газете «Ѕ»«Ќ≈— Online», конкурсный управл€ющий Ђ¬јћ»Ќаї —ергей  ондратьев сейчас ищет возможность отказать в праве на товарный знак Ђ¬јћ»Ќї ¬агизу ћингазову. †

—ам бренд Ђ¬јћ»Ќї, напомним, €вл€етс€ производным от имени и фамилии ¬агиза ћингазова. ќн существует с 2002 года, когда татарстанские Ђмолочникиї решили пойти по стопам Ђводочниковї – укрупнить и усилить базовую компанию ќјќ Ђ“атарстан сотэї за счет преобразовани€ более 20 республиканских предпри€тий в филиалы единого холдинга. †

  сент€брю 2002 года торгова€ марка Ђ¬јћ»Ќї была уже зарегистрирована. “огда же широкое распространение получил рекламный слоган Ђ¬јћ»Ќ Ц это вкус и витамин!ї

— середины сент€бр€ 2002 года по телевидению запустили рекламный ролик, в котором сн€лс€ попул€рный в то врем€ юморист ћихаил ≈вдокимов, рекламировавший ваминовский майонез. †

Ќо само ќјќ Ђ“атарстан сотэї было переименовано в ќјќ Ђ¬јћ»Ќ-“атарстанї лишь в €нваре 2006 года. “акое решение было прин€то на внеочередном собрании акционеров компании. —мена названи€ объ€сн€лась расширением профил€ компании (Ђсотї в переводе с татарского означает Ђмолокої). †
¬ 2011 году компани€ уступила своему шефу право владени€ товарным знаком. ≈стественно, отказатьс€ от этого предложени€ глава Ђмолочной империиї никак не мог. ѕри этом у "¬јћ»Ќа" возникли серьезные об€зательства перед ћингазовым: договор был заключен до 2020 года, то есть на 9 лет, на общую сумму 675 млн. рублей, то есть по 75 млн. рублей в год. †

ѕодписанный 1 но€бр€ 2011 года лицензионный договор на коммерческое использование товарного знака был подан на регистрацию в –оспатент 23 но€бр€ 2011 года и зарегистрирован –оспатентом (вступил в силу) 20 апрел€ 2012 года. ѕравда, как сообщают наши источники на "¬јћ»Ќе", воспользоватьс€ плодами договора ћингазов не успел Ц компани€ еще ни разу не выплачивала ему вознаграждение на использование знака. ѕо всей видимости, после регистрации знака было уже просто не до этого, холдинг как раз вошел в крутое финансовое пике.†

 ак рассказывают источники на "¬јћ»Ќе", в качестве у€звимого места ћингазова как владельца товарного знака рассматриваетс€ одна из особенностей законодательства. —огласно ст.2 закона –‘ Ђќ товарных знакахї и √  –‘, товарный знак может быть зарегистрирован только на им€ физического лица, Ђосуществл€ющего предпринимательскую де€тельностьї. ћингазов был зарегистрирован частным предпринимателем 20 феврал€ 2001 года, но утратил этот статус еще 1 €нвар€ 2005 года. Ќо уже после этого он осуществил продление срока действи€ товарного знака до 2020 года. ќтметим, шеф "молочной империи" сделал это буквально за несколько дней до того, как стало известно о том, что он займет кресло сенатора —овета ‘едерации –‘. Ќа "¬јћ»Ќе" считают, что это дает основани€ дл€ направлени€ вышеуказанной информации в –оспатент дл€ проверки законности продлени€ срока охраны знака.

Ђ¬јћ»Ќї ќ—“ј≈“—я Ѕ≈« Ќј«¬јЌ»я?†

√ендиректор ќјќ Ђ¬јћ»Ќ-“атарстанї ≈лена ѕанченко за€вила газете ЂЅ»«Ќ≈— Onlineї, что компани€, веро€тнее всего, зарегистрирует другой, новый товарный знак. Ќа вопрос, будет ли сохранен бренд Ђ¬јћ»Ќї, она сообщила: Ђ—ейчас прорабатываетс€ новый вариант названи€ компании, ее торговой марки, название Ђ¬јћ»Ќї останетс€ в истории. ѕодробности мы сообщим позже, когда будет зарегистрирован новый товарный знакї. ††
¬прочем, с учетом срока рассмотрени€ за€вки в –оспатенте (он может доходить до 1,5 - 2 года), веро€тнее всего, регистраци€ нового знака произойдет никак не раньше будущего года.  ак минимум до 2014 года Ђ¬јћ»Ќуї, если –оспатент не откажет ћингазову в праве на товарный знак, придетс€ платить миллионные суммы бывшему владельцу агроимперии. Ќо шанс этот, скорее, теоретический. ƒело в том, что сейчас формируетс€ конкурсна€ масса, и, как рассказывают источники на "¬јћ»Ќе", пока ћингазов претензий такого рода не предъ€вл€л. Ѕолее того, как говорит собеседник "Ѕ»«Ќ≈— Online", "¬јћ»Ќа" как такового уже нет, и поэтому ценности он уже не представл€ет, а суммы, указанные в договоре с ћингазовым, в компании считают совершенно необоснованными, вз€тыми Ђс потолкаї, т.к. анализ не проводилс€. ††
«ј„≈ћ —≈Ќј“ќ–” ѕ–ј¬ј Ќј Ѕ–≈Ќƒ?†

 орреспондент ЂЅ»«Ќ≈— Onlineї еще на прошлой неделе отправил письмо-запрос на официальный почтовый €щик сенатора ћингазова, однако до сих пор ответа мы так и не получили. †

«нал ли ћингазов на момент перерегистрации товарного знака о том, что он точно уйдет в —овет ‘едерации и покинет кресло руководител€ Ђ¬јћ»Ќаї, или нет? ¬прочем, с учетом даже упрощенной процедуры экспертиза –оспатента могла зан€ть некоторое врем€, и можно предположить, что на момент подачи ћингазовым документов на перерегистрацию товарного знака Ђ¬јћ»Ќї на свое им€ он вр€д ли мог знать о своем будущем сенатора —‘ –‘ и не преследовал каких-либо интересов, кроме интересов своей компании. ††

ќстаетс€ не€сным и то, как поступит бывший руководитель и владелец ќјќ Ђ¬јћ»Ќ-“атарстанї и будет ли преп€тствовать использованию бренда Ђ¬јћ»Ќї до тех пор, пока новое руководство компании не сможет зарегистрировать новый товарный знак (а это, как мы понимаем, дело €вно не одного-двух мес€цев)? ѕри этом не надо забывать и о нынешнем статусе ћингазова Ц как известно, сенатор не вправе заниматьс€ какой-либо коммерческой де€тельностью, в противном случае нарушаетс€ закон о статусе члена верхней палаты.†

»—“ќ–»я Ѕ–≈Ќƒќ¬ Ђ“ј“—ѕ»–“ѕ–ќћї » †Ђ¬јћ»Ќї: Ќј…ƒ»“≈ 10 ќ“Ћ»„»…†

Ќапомним, что это не первый подобный скандал в республике. ¬ 2012 году стало известно, что семь€ бывшего шефа Ђ“атспиртпромаї –ашита Ўайхутдинова владела премиальным брендом AKDOV, за использование которого требовала с “—ѕ более $1 миллиона. ¬о всех четырех за€влени€х ќќќ Ђј ƒќ¬ї (компании, близкой семье Ўайхутдинова), поступивших в суд 25 июл€ 2012 года, речь шла о взыскании вознаграждени€ по сублицензионному договору. ¬ общей сложности компани€, название которой совпадает с названием раскрученного премиального водочного бренда Ђ“атспиртпромаї (водка AKDOV была разработана в 2004 году), требовала от предпри€ти€ выплаты более $1 миллиона (5,89 млн. рублей, 12,93 млн. рублей, 12,58 млн. рублей и 3,87 млн. рублей соответственно). ѕо данным источника нашего издани€, близкого к Ђ“атспиртпромуї, Ўайхутдинов в бытность руководителем компании оформил на себ€ права на бренды, под которыми выпускаетс€ продукци€ предпри€ти€. ¬ частности, как вы€снила газета ЂЅ»«Ќ≈— Onlineї, согласно материалам арбитража, в исках компании Ђј ƒќ¬ї речь шла как минимум о п€ти товарных знаках. ќднако после возбуждени€ уголовного дела в отношении самого Ўайхутдинова компани€ Ђј ƒќ¬ї вдруг неожиданным образом отозвала все свои иски к Ђ“атспиртпромуї.

ј——ќ÷»ј÷»» — ћ»Ќ√ј«ќ¬џћ†

ќпрошенные газетой ЂЅ»«Ќ≈— Onlineї эксперты считают, что на сегодн€шний день торгова€ марка †Ђ¬јћ»Ќї в первую очередь ассоциируетс€ не с продуктом или его качеством, а… с самим ћингазовым. †

ƒина —айфутдинова - управл€ющий партнер сети магазинов Ђ’олодильники& лиматї и дилера Samsung, бывший директор по стратегическому маркетингу √  DOMO:†

- ’очетс€ отметить, что, не име€ детальной информации о расходах на продвижение “ћ Ђ¬јћ»Ќї, о ее стратегии по позиционированию, о вложени€х в коммуникации и т.д, оценить бренд будет сложно и это будет экспертный подход. »так, что мы имеем: торговую марку "¬јћ»Ќ", котора€ существует на рынке 11 лет! “о есть выход на рынок состо€лс€ в начале 2000-х, когда конкуренци€ была достаточно низка€, при этом само название и рекламна€ кампани€ "¬јћ»Ќ - ¬кус и ¬итамин" проводилась в середине 2000-х. Ѕольше никаких вн€тных коммуникаций по этой торговой марке припомнить не могу. ќбъективно рекламна€ кампани€ увеличила узнаваемость марки в разы, отстроила ее от конкурентов и запозиционировала как местный продукт.†

Ќо Ђ¬јћ»Ќї - это марка, котора€ работает в низком ценовом сегменте (по крайней мере дешева€ упаковка, неинтересный "совковый" дизайн это подтверждают, что не есть плохо дл€ данного ценового сегмента), где как раз прив€занность и ло€льность к бренду про€вл€ютс€ меньше всего. ѕокупателей, выбирающих Ђ¬јћ»Ќї, сегодн€ волнует больше стоимость продукта. “акже, выбира€ Ђ¬јћ»Ќї, жители “атарстана надеютс€ на то, что бренд местный и что продукци€ свежа€.  стати, это тоже заслуга все той же рекламной кампании. ѕоэтому люба€ друга€ торгова€ марка с более активной коммуникационной политикой и более интересной упаковкой запросто в течение одного-двух лет может вытеснить Ђ¬јћ»Ќї с полок. Ёто вопрос на самом деле финансовый: будут вложени€ в продвижение - будет место на "полке" и дол€ рынка в категории. †

—егодн€ Ђ¬јћ»Ќї присутствует на полках, не секрет, что во многом благодар€ административному ресурсу и узнаваемости марки. Ёто сильные стороны Ђ¬јћ»Ќаї. ѕри мини-опросе (среди своих коллег 7 человек) € отметила, что торгова€ марка Ђ¬јћ»Ќї в основном ассоциируетс€ св€занны с ¬агизом ћингазовым. ќн лицо бренда. ѕлохо это или хорошо, надо судить по финансовому состо€нию компании. ѕоэтому при грамотной маркетинговой стратегии, где будут включены такие важные аспекты, как редизайн логотипа, работа с упаковкой, ценовое позиционирование, а также географическа€ стратеги€, Ђ¬јћ»Ќї может рассчитывать на увеличение стоимости бренда, так как, похоже, административного ресурса у него скоро не будет. „то касаетс€ стоимости “ћ Ђ¬јћ»Ќї в 75 миллионов рублей в год, то есть ли покупатели, которые готовы заплатить такую цену за использование торговой марки? ƒумаю, что таких нет.

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “ќ–√ќ¬џ≈ ћј– » ћќ∆Ќќ  ”ѕ»“№ «ј 120 - 150 “џ—. –”ЅЋ≈…†

≈лена ћашкова Ц директор центра маркетинговых исследований и аналитики, кандидат экономических наук:

- ќчень сложно оценить такой зонтичный бренд, тем более компании, наход€щейс€ под судом, под банкротством.  онечно, очень плохо, когда такие бренды в результате оказываютс€ в том состо€нии, в каком оказалс€ Ђ¬јћ»Ќї, увы. ≈сли посмотреть на сайте –оспатента, кстати, можно увидеть, что самые дорогие молочные бренды там сто€т ну максимум 150 тыс€ч рублей. Ќе больше! Ёто р€д молочных брендов с какой-то своей историей. Ќо замечу, что это продаютс€ именно отдельные торговые марки. » их невысока€ стоимость определ€тьс€ может и тем, что они только недавно были зарегистрированы, что у них вообще нет никакой рыночной истории. ѕри этом нельз€ забывать, что Ђ¬јћ»Ќї - это все-таки зонтичный бренд на большую группу товаров со своей 10-летней историей, и он может стоить дороже. †

Ќас однажды один молочный комбинат попросил закупить готовый бренд. ћы посылали запрос и в –оспатент.  ак известно, в соответствии с †законодательством, если бренд долгое врем€ не использовалс€ и не продавалс€, его можно в конце концов и выставить на продажу. ѕочему компании иногда не разрабатывают свой бренд, а покупают готовый? ѕотому что молочна€ продукци€ рассчитана на широкий сегмент продукции, и найти свою долю на таком специфическом рынке, когда товар покупает люба€ аудитори€ (и взрослые, и дети, и студенты), непросто. Ќо такие зонтичные сложные бренды, как у Ђ¬јћ»Ќаї, € знаю, имеет смысл оценивать точно, когда компани€ проводила IPO, если ее акции торгуютс€ на рынке. ј так, со всеми накрутками (так как помимо –оспатента на рынке есть еще и посредники, которые занимаютс€ торговлей брендами) выходит, что молочные бренды Ц именно отдельные торговые марки, а не бренды целых компаний Ц продаютс€ по 80 - 90 тыс€ч рублей в среднем, редкие из них обход€тс€ в 120 или 150 тыс€ч рублей.

— “ј »ћ ’¬ќ—“ќћ ƒќЋ√ќ¬ –ќ—“ —“ќ»ћќ—“» Ѕ–≈Ќƒј Ѕ”ƒ≈“ ћјЋќ¬≈–ќя“Ќџћ†

јртур ”разманов Ц гендиректор ќќќ Ђјптеки 36,6ї:†

- —ложно сейчас точно оценить бренд Ђ¬јћ»Ќї. ћне кажетс€, некорректно оценивать его стоимость из-за очень серьезных долгов компании. Ќеобходимо дл€ точной оценки охарактеризовать и сегодн€шнее состо€ние конкурентоспособности компании ќјќ Ђ¬јћ»Ќ-“атарстанї на рынке, узнать, какой объем продукции они будут выпускать в этом году. », главное, конечно, это качество продукта. ѕотому что, на мой взгл€д, сегодн€ продукци€ Ђ¬јћ»Ќаї, м€гко говор€, не совсем качественна€.  ак потребитель, € уже отошел от нее, не покупаю их товары по этой причине. —обственно, два важных фактора окажут вли€ние на существующую его стоимость в ближайшее врем€: это качество выпускаемой продукции и объем долгов. ≈сли новое руководство осуществит необходимые финансовые вливани€, разработает хороший ассортимент продукции, обратит особое внимание на качество, выпустит какие-то новые продукты, то это может помочь вывести Ђ¬јћ»Ќї на новый виток развити€. » стоимость бренда Ђ¬јћ»Ќї в результате даже может вырасти, хот€, честно скажу, с таким хвостом долгов это будет очень т€жело.

ѕ–≈“≈Ќ«»» Ѕ≈—ѕќ„¬≈ЌЌџ?

“имур —абитов - директор департамента юридического агентства ЂёЌЁ —ї, считает, что какие-либо претензии в адрес ћингазова по данному вопросу беспочвенны:†

- –егистраци€ товарного знака на одно лицо и его последующее предоставление дл€ использовани€ другому, в принципе, не редкость. ¬ некоторых случа€х подобна€ схема бывает необходимой дл€ хоз€йствующих субъектов по тем или иным причинам. ƒействи€ ћингазова в данном случае никак нельз€ назвать кражей или незаконным использованием товарного знака хот€ бы потому, что именно он €вл€етс€ первоначальным и единственным обладателем обозначени€ Ђ¬јћ»Ќї, само предпри€тие с за€влением о регистрации данного товарного знака никогда не обращалось. Ёто значит, что правова€ защита этого обозначени€ предоставл€етс€ в первую очередь именно ћингазову.

ѕо мнению —абитова, следует отметить, что со стороны –оспатента в данном случае не допущено никаких нарушений: так, на момент регистрации права на товарный знак ћингазов имел статус индивидуального предпринимател€, поэтому первоначальна€ регистраци€ соответствует закону:†
- ѕраво продлени€ срока действи€ товарного знака принадлежит лицу Ц правообладателю, то есть по существу это упрощенна€ процедура, при которой устанавливаетс€ лишь то, что право использовани€ товарного знака на момент продлени€ по-прежнему принадлежит первоначальному владельцу. ќднако в законе предусматриваетс€ такое основание дл€ прекращени€ права на товарный знак как утрата статуса индивидуального предпринимател€. Ќо утрата такого права не происходит автоматически, дл€ этого необходимо совершение соответствующих действий уполномоченным органом государственной власти.
ѕоэтому, с его точки зрени€, до момента прекращени€ права использовани€ на товарный знак в установленном законом пор€дке Ђкакие-либо претензии в адрес ћингазова ¬.¬. по данному вопросу беспочвенныї.

 ј«”— — Ђћ≈–“¬џћ» ƒ”Ўјћ»ї†

√ригорий Ѕусарев - руководитель «јќ јвторское агентство Ђјртпатентї, патентный поверенный –‘, также замечает, что подобные договоры, заключенные до прекращени€ правовой охраны товарного знака, сохран€ют свои действи€, пока в –оспатент не напишет за€вление Ђзаинтересованное лицої:†
- ќбладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или †индивидуальный предприниматель. –егистраци€ же товарного знака в случае утраты его владельцем †статуса индивидуального предпринимател€ может быть досрочно прекращена. ѕодобные действи€ осуществл€ютс€ –оспатентом на основании за€влени€ любого заинтересованного лица, поданного в ѕалату по патентным спорам. —амосто€тельно же –оспатент такие действи€ не осуществл€ет.

ѕри этом, по словам патентного поверенного –‘, лицензионные договоры, заключенные до прекращени€ правовой охраны товарного знака, сохран€ют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к моменту прин€ти€ решени€ о прекращении охраны:†

- ƒействительно, така€ практика далеко не единична€, поэтому уже сегодн€ –оспатент при регистрации подобных договоров свер€етс€, к примеру, с ≈диным государственным реестром †юридических лиц дл€ установлени€ статуса сторон (прежде всего правообладател€), дл€ недопущени€ †подобных казусов с Ђмертвыми †душамиї.

«јя¬ ј Ќј –≈√»—“–ј÷»ё ¬ –ќ—ѕј“≈Ќ“≈ –ј——ћј“–»¬ј≈“—я 1,5 - 2 √ќƒј†

ƒарь€  очетова - адвокат по авторскому праву, однако, считает, что Ђтоварный знак невозможно зарегистрировать просто на физическое лицо, его регистрируют либо на юридическое лицо, либо на лицо, имеющее статус индивидуального предпринимател€ї:†

- ¬ том случае, когда директор компании или ее учредитель параллельно €вл€етс€ и индивидуальным предпринимателем, он, безусловно, вправе зарегистрировать товарный знак на себ€ как на индивидуального предпринимател€, на свое им€. ќстаетс€ вопрос: почему –оспатент допустил регистрацию знака на лицо, которое не €вл€етс€ при этом уже предпринимателем? ѕросто, как правило, за€вка на регистрацию товарного знака, поступающа€ туда, рассматриваетс€ 1,5 - 2 года. ¬ ходе экспертизы вы€сн€етс€, есть ли другое лицо, ранее использовавшее или использующее тот же товарный знак, и отказывают в регистрации знака и заключении договора, чтобы не ввести в заблуждение потребителей. ≈сли –оспатент допустил заключение договора на физическое лицо без статуса индивидуального предпринимател€, это пр€мое нарушение закона.

ѕо словам  очетовой, подобное в практике случаетс€, впрочем, довольно часто. ¬ частности, Ђзахватї товарного знака юридическим лицом или предпринимателем, преп€тствующий использованию его компанией. ќднако не об€зательно:

- Ќе всегда именно с целью захвата товарный знак регистрируетс€ не на компанию. Ѕывает так, что регистраци€ самой компании занимает длительный срок, и учредитель может пожелать зарегистрировать товарный знак на себ€ как на индивидуального предпринимател€ с целью ускорить процесс. ј затем, после регистрации компании, он передает право использовани€ товарного знака самой компании либо заключает с ней на использование знака договор.

04.05.2021
Ќовый год, 23 феврал€, 8 марта Ц праздники никогда не были помехой потреблению молока. Ќаоборот, в такие дни спрос на молочные продукты обычно увеличиваетс€.
„итать полностью
  • ѕн
  • ¬т
  • —р
  • „т
  • ѕт
  • —б
  • ¬с
12
—р
12
—р
12
—р
18
¬т
18
¬т
18
¬т
22
—б
 алендарь