Зинаида Медведева
Зинаида Медведева
Исполнительный директор АНО "Национальный исследовательский центр "Здоровое питание"
Просмотров: 1392

Большинство экспертов поддерживает нововведение. Руководитель группы стандартизации Молочного союза России (РСПМО) Лариса Абдуллаева утверждает, что такова международная практика: во всем мире составные продукты регулируются и контролируются как "пищевые", а не как "молочные" продукты.

С ней солидарна GR-директор крупнейшей молочной компании Danone Татьяна Ткаченко, одна из авторов инициативы. По её словам, растительным продуктам нужна своя регулирующая база и собственный понятийный аппарат. Составные продукты отличаются от молочных по питательной ценности, и поэтому должны быть отнесены в отдельную категорию.

Производители молока настаивают, что у составных продуктов должны быть собственные названия. Называть продукты с заменителем молочного жира молоком, сметаной или йогуртом уже запрещено. Аркадий Пономарев, глава Технического комитета при Росстандарте, предлагает называть их в зависимости от консистенции: густые продукты - «крем», «паста» или «соус», жидкие -- «коктейль» или «напиток». "Молочные" названия растительных продуктов вводят потребителя в заблуждение, считает Пономарев

НИЦ «Здоровое питание» считает эту инициативу верной: продукты с растительными жирами достойны выделения в отдельную категорию. Это не означает, что "плохие" продукты будут отделены от "хороших". Смысл в том, чтобы сделать обособленной большую группу продуктов и сформировать к ним свои отдельные требования. Такое изменение поможет бороться с проблемой фальсификации молочных продуктов.

Однако предлагаемые новые термины для этой категории продуктов - паста, соус, крем - способны ввести потребителя в заблуждение и запутать при выборе. Таким образом у целой категории продуктов формируется негативная репутация. Мы считаем наиболее грамотными такие термины как "молокорастительные", продукты. Тогда из наименования потребитель будет сразу понимать, какой продукт приобретает.

Пищевая революция всколыхнула самую традиционную и базовую индустрию мира: производство продуктов питания. Во всем мире производители молока и мяса сопротивляются растительным конкурентам и отстаивают свои позиции, в том числе и название.

В США Ассоциация животноводов обратилась в Министерство сельского хозяйства с просьбой запретить использование "мясных" названий ("бекон", "мясо" и так далее) для растительных заменителей. В 12 штатах США использовать слово "мясо" для наименования растительной продукции запрещено законом; в октябре 2019 года федеральный законопроект о запрете был внесен в Конгресс.

Молочная промышленность страны также борется за название. В Управление по контролю пищевых продуктов и медикаментов поступило предложение ограничить использование слова "молоко" только для продуктов чисто животного происхождения. Автор инициативы – Национальная федерация производителей молока. Аргументация та же, что и у российских молочников – производители растительных заменителей используют молочные названия, чтобы "ввести потребителя в заблуждение".

Однако, использование слова "молоко" для названия растительных напитков имеет длинную историю. Первое упоминание о миндальном молоке обнаружено в 14 веке в издании Оксфордского словаря. Средневековые англичане с удовольствием потребляли кремовый напиток из миндаля в дни поста, когда животные продукты запрещены. А в августе 1907 года в журнале "Литературный дайджест" был опубликован перевод французского эссе о полезности соевого молока. На стороне растительного молока – здравый смысл и исторические прецеденты, утверждают его защитники. 

Производители растительного мяса и молока отрицают, что пытаются ввести потребителей в заблуждение. Миссия калифорнийской компании Impossible Foods, лидера в производстве растительных заменителей мяса, - "полное прекращение животноводства как "доисторической, разрушительной практики". "Никто не покупает нашу продукцию, считая, что это кусок убитого животного, и ни один человек не подумает, что миндальное молоко выдоено из коровы" – говорит представитель фудтех-стартапа Tofurky Co. Компания отстаивает своё право именовать продукцию понятными для потребителя названиями в суде, апеллируя к свободе слова.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

27.07.2020

Погодный фактор: куда пойдет цена на молоко

2020 год не перестаёт приносить сюрпризы. Падение рубля, цен на нефть, затяжная пандемия коронавируса сменяется наступлением аномальных погодных условий в ряде крупнейших молочных регионов страны.
Нур, СХП ООО
Адрес:  Татарстан респ., Апастовский район, с. Тутаево, ул. Ахтямова, д. 8 
 
Маркова Е.В. ИП
Адрес:  Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Харьковская, 81/6 
 
Георгиевский, СПК
Адрес:  Красноярский кр., Канский район, с. Георгиевка, ул. Центральная, д. 13 
 
Мошковский молочный завод, ООО
Адрес:  Новосибирская обл., Мошковский район, с. Сокур, ул. Советская, д. 94 литера А3