08.11.2016
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 3785

Поправки Яровой


Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ» был принят в 2009 году. 15 июля он был дополнен так называемыми «поправками Яровой», которые включают в себя два ключевых момента: ограничение ретробонусов и уменьшение сроков отсрочки по оплате за поставленный товар. Новые требования вступают в силу 1 января 2017 года. Однако, это еще не все: недавно Минэкономразвития объявило, что проведет оценку реализации этого закона в 2017 года, что дало повод некоторым участникам рынка заговорить об его отмене.

Туманные перспективы


Обновленный закон понятен не всем участникам рынка. «Непонятных моментов много. Например, методика расчета новой цены у каждой сети своя, как и трактовка принятых поправок. Сети все пытаются заложить в скидку: ретробонус, маркетинг, отсрочку платежа. В предлагаемых коммерческих условиях увеличены штрафы за недопоставки продукции. Есть и вовсе абсурдные предложения, когда торговая сеть предлагает создать «обеспечительный фонд» - некий депозит со стороны поставщика, за счет которого торговая сеть планирует в одностороннем порядке компенсировать свои потери в случае недопоставки продукции», - рассказал Константин Глаженков, коммерческий директор «Сернурского сырзавода».

«В новом законе есть моменты, которые неясны для всех. «Союзмолоко» направило в ФАС просьбу разъяснить некоторые положения, и ответа, как я понимаю, еще не получено» - заявил Василий Бойко-Великий, президент ОАО «Русское молоко».

Впрочем, вопросы к законодателям остались у ритейла. В рамках конференции «Антимонопольное регулирование в России» Станислав Наумов, директор по взаимодействию с органами государственной власти, X5 Retail Group заявил, что новый закон «не исполняется местными чиновниками». «Серьезной темой является ограничение наценки на детское питание. Этому необходимо уделять достаточное внимание и еще до 1 января успеть обсудить вопрос между сетями и поставщиками, поскольку в разных регионах ситуация складывается по-разному и нет одного варианта ответа», - добавил г-н Наумов.

Как следует из официального комментария Ассоциации компаний розничной торговли, у ритейлеров до сих пор отсутствуют разъяснения по основным моментам обновленного закона. Как отметила директор по внешним связям АКОРТ Ксения Бурданова, к ним относятся: «порядок расчета и периоды учета совокупного размера вознаграждения и платы за услуги, выплачиваемых поставщиками продовольственных товаров торговым сетям; ограничения затрат поставщиков и их дистрибьюторов на логистику и продвижение продовольственных товаров; установление производителями и поставщиками различных цен на продовольственные товары для различных торговых сетей».

Режем ретробонусы


Так называемый «ретробонус» - плата торговой сети за маркетинговые, логистические и другие услуги давно является предметом ожесточенных споров между ритейлерами и поставщиками. До принятия поправок он составлял до 10%, а другие выплаты законом не регламентировались. Новый «Закон о торговле» с «поправками Яровой» вводит требование, согласно которому «ретробонус» не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров (без НДС).

Разумеется, не все требования производителей и поставщиков остались удовлетворенными. Они настаивают на более привлекательных маркетинговых акциях, в то время как многие сети ограничиваются лишь выкладкой и усиливают продвижение частных марок. Тем не менее, в июле сделана фактически первая попытка упорядочить эту сторону работы.
Как говорит большинство опрошенных The DairyNews молокопереработчиков, работы по приведению ранее заключенных договоров в соответствии с новыми требованиями уже ведутся. Василий Бойко-Великий рассказал The DairyNews о том, что некоторые сети начали требовать снижения цен, «чтобы компенсировать свои потери от сокращения бонусов». Отдельные торговые сети, по словам Константина Глаженкова, напротив, «заняли выжидательную позицию».

«При ФАС создана рабочая группа по разработке рекомендаций по предоставлению скидок на товар», - сообщил Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России, на конференции «Антимонопольное регулирование в России». В протоколах рабочей группы было отмечено, что ФАС совместно с Минпромторгом готовит письмо по некоторым моментам применения нового закона. Г-н Кашеваров добавил, что следующее заседание рабочей группы состоится 9 ноября.

Борьба на полке


Одним из ключевых вопросов сетевой торговли является ее доступность для производителей, особенно небольших предприятий. «В сеть можно зайти только с откатами», - заявил представитель одного из фермерских хозяйств Московской области. Крупные молокопереработчики, опрошенные The DairyNews, не отметили значительных трудностей в работе с сетями.

Разумеется, сложность входа в сеть зависит, в первую очередь, от ее размера. «С (федеральными сетями – прим. ред.) вывод на полку новых продуктов и ротация существующих может тянуться полугодиями» - заявил Константин Глаженков.

Василий Бойко-Великий рассказал The DairyNews о том, что его агрохолдинг уже три года ведет переговоры с Metro Cash&Carry: «в присутствии губернатора Московской области они однажды уже обещали все вопросы снять, но воз и ныне там. В свое время мы публично выступили против оплаты входного сбора, и по этому принципу Metro нас дискриминирует. Причем год назад они вроде согласились нас принять, а когда началось обсуждение «Закона о торговле», то снова приостановили процесс».

Пересмотр добросовестности


C 2012 года отношения ритейлеров и поставщиков регулирует Кодекс добросовестных практик. Он представляет собой свод этических правил, призванных соблюдать баланс коммерческих интересов. Его подписали АКОРТ, «Союзмолоко», «Руспродсоюз» и ряд других отраслевых ассоциаций.

Однако накануне вступления в силу поправок Яровой АКОРТ в одностороннем порядке приостановила действие отдельных норм КДП. Они касались статей, которые регулируют приемку товара, обмен документами, согласование мероприятий по продвижению продукции и отчетность по ним. Ксения Бурданова подчеркнула, что КДП будет изменен «в соответствии с новыми практиками». X5 Retail Group и Auchan сослались на консолидированную позицию всех участников АКОРТ. Сеть «Магнит» не ответила на запрос The DairyNews.

Большинство опрошенных The DairyNews молокопереработчиков скептически относятся к возможности саморегулирования ритейлеров. «В крупнейших городах торговые сети практически стали монополиями. Соответственно, в этой ситуации реальное саморегулирование невозможно. Как только сетям стало невыгодно исполнять КДП, они тут же от него отказались», - заявил Василий Бойко-Великий.

Генеральный директор ООО «Арла Фудс» Михаил Ляско, напротив, выступает за саморегулирование. «Мы всегда исходили из позиции, что наиболее целесообразным является естественное рыночное саморегулирование, а не внешние обстоятельства», - подчеркнул г-н Ляско.

Вопросы остались


Одной из самых актуальных проблем отечественной экономики остается цена на продукты питания, которая определяется, в том числе, величиной торговой наценки. Как рассказал Василий Бойко-Великий: «торговая наценка в европейских странах не превышает 30%, в то время как, в России она может превышать 100% по некоторым товарам». Законодательных мер по регулированию торговой наценки на данный момент не существует. Кроме того, остается открытым вопрос порога доминирования торговых сетей.

Таким образом, главной характеристикой обновленного «Закона о торговле» является его неопределенность, которую отмечают все участники потребительского рынка. Следовательно, «поправки Яровой» могут стать еще одним дестабилизирующим рыночным фактором, который может привести к уменьшению ассортимента и росту цен для конечных потребителей уже в начале будущего года.

Тем не менее, обновленный «Закон о торговле» запустил диалог в отрасли. Как отметил Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ на конференции «Антимонопольное регулирование в России»: «вся катавасия вокруг закона и периодические обострения, привели к использованию КДП и открыли для участников рынка, что оказывается, можно договариваться».

Также интересен тот факт, что обновленный закон (в ч. 4 ст. 18) ставит перед собой цель – «создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей». Хотя на момент написания статьи конкретных шагов в этом направлении обозначено не было.
К каким последствиям приведут "поправки Яровой"?

Узнай мнение экспертов

Вадим Новиков, старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при Правительстве РФ

Вадим Новиков, старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при Правительстве РФ

Вадим Радаев, первый проректор, НИУ ВШ

Вадим Радаев, первый проректор, НИУ ВШ

Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета, Национальная мясная ассоциация

Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета, Национальная мясная ассоциация

Читать другие комментарии на эту тему
18.02.2020

Маркировка молока: последние данные

29 февраля завершится эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. Официально он длится с 15 июля 2019 года. Однако, учитывая, что методические рекомендации к нему были разработаны четыре месяца спустя и приняты лишь в середине ноября. За ничтожно короткий срок для большинства молочных предприятий стало очевидно лишь одно - программа не доработана, стоимость внедрения чрезвычайно высока. И вот уже сегодня эксперимент предлагают продлить, а обязательную маркировку отсрочить. Последние данные по ситуации - в обзоре The DairyNews.
Латыпов Тимур Янович, КФХ
Адрес:  Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, Старокурмашевский, д Ибрагимово 
 
Нигей Никита Сергеевич, КФХ
Адрес:  Омская область, Омский район, Красноярский, д Нижняя Ильинка 
 
Невельконсервмолоко, ОАО
Адрес:  Псковская обл., Невельский район, г. Невель, ул. М.Маметовой, д. 7 
 
Молочная Артель, ООО ГК
Адрес:  Курская обл., г. Курск, ул. Строительная 1-Я, д. 9