Закон об органическом сельском хозяйстве застрял в Госдуме

Источник: k-vedomosti.ru
20 февраля ВНИИ кормов имени В. Р. Вильямса совместно с Союзом органического земледелия провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Продовольственная и экологическая безопасность России: многофункциональность кормовых растений и экосистем, биологизация и экологизация земледелия».
Здоровая почва – здоровый продукт

Место конференции выбрали не случайно. ВНИИ является крупнейшим научно-методическим, исследовательским центром по кормопроизводству России. Сюда съехались специалисты из Москвы, Украины, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владивостока, Калуги, Владимира, Сочи, Татарстана. Жаль, что отсутствовали представители Минсельхоза РФ, сенаторы, депутаты ГД, от которых зависит принятие закона, но разговор получился обстоятельный.

Директор ВНИИ кормов Владимир Косолапов подчеркнул:

– Здоровая почва – основа эффективного кормопроизводства, овощеводства, садоводства. На этой базе создаются прекрасные полезные продукты питания. Разработана стратегия селекции кормовых культур, которая позволяет создать адресно-ориентированные сорта для конкретных почвенно-климатических и хозяйственно-специализированных условий. Всего создано свыше 700 сортов, в том числе нашим ВНИИ более 150, 85 из которых определяют кормовое ядро нашей страны: клевер луговой, люцерна, пастбищная луговая, Соната… Но мы создаем к этим сортам и микроорганизмы. Симбиоз растений и микроорганизмов повышает плодородие почв, урожайность увеличивается на 30% и выше. Получены великолепные сорта цитоцинозы из полевых растений, замечательные сорта в аридном земледелии – в Калмыкии, Астраханской области.

Член-корреспондент РАН Косолапов признал: в Европе, Австралии, Южной Америке, во всем мире органические угодья неуклонно расширяются, а Россия на этом фоне выглядит бледно. Ученые ВНИИ кормов будут всемерно поддерживать развитие органического земледелия.

Модератор панели, исполнительный директор Союза органического земледелия (СОЗ) Роман Гуров объяснил причины российского отставания:

– Во-первых, нет законодательной базы. По словам вице-премьера А. Дворковича, законопроект об органическом сельском хозяйстве находится в высшей степени готовности, и Госдума должна была принять его еще в 2015 году, но в 2016-м закон вряд ли примут, потому что законодатели готовятся к выборам 18 сентября и скорее всего принятие его произойдет в 2017-м. Объективно уже существуют госстандарты и, может быть, Госдума в срочном порядке до переизбрания примет этот закон.

Сегодня у нас много спекулируют на экологичности — органичности товара. Например, товар промышленного производства майонез не может быть органическим, но некоторые производители пишут на этикетках: органика. Чтобы жить долго и быть здоровым, нужен закон об органическом земледелии. С принятием нормативно-правовой базы Россия может стать полноправным игроком мирового рынка органической сельхозпродукции. Наибольшим потенциалом экспорта обладают зерновые и бобовые культуры. Их урожайность при органическом земледелии снижается на 25-30%, но цена возрастает на 50-100%.

Сейчас оборот в сфере органического сельского хозяйства в мире составляет около 100 миллиардов долларов в год. К 2020 году эта цифра достигнет 200-250 миллиардов долларов, и Россия может занять 10-15% этого рынка. В стране 40 млн га плодородной сельскохозяйственной земли не получало удобрений больше 20 лет, т.е., она подходит под производство органической продукции. Это сопоставимо с площадью всех органических земель мира вместе взятых (43,1 млн га).

Снизить затраты на корм       

Замдиректора ВНИИ кормов по научной работе Илья Трофимов приблизил к земле, вернее, к кормам:

– ВНИИ кормов — головной организацией отрасли совместно с Отделением растениеводства РАСХН и МСХ России разработаны научные аспекты стратегии адаптивной интенсификации кормопроизводства на основе оптимального сочетания полевого травосеяния, лугопастбищного хозяйства по природно-экономическим зонам страны как основной предпосылки обеспечения животноводства кормами требуемого ассортимента и качества. Предусмотрены разработка и освоение новых экологоэволюционных, адаптивных методов селекции (экотипической, эдафической, фитоценотической, симбиотической, гаметной и пр.) многолетних бобовых и злаковых трав с высокой кормовой, белковой, семенной и средообразующей функциями и организация их семеноводства.

Из общей площади сельскохозяйственных угодий Юга России 89% являются эрозионно- и дефляционноопасными, из них 32% уже эродированы и дефлированы. Уменьшение запасов гумуса в пахотном слое 0–30 см за 100 лет составило в лесостепных и степных чернозёмах – до 70–90 т/га (средние темпы снижения – 0,7–0,9 т/га в год). Между тем, гумус, потерянный на пашне за 1 год, лугопастбищные экосистемы или многолетние травы могут возместить за 2−3 года. Оптимальная система севооборотов может обеспечить бездефицитный баланс гумуса, препятствовать ухудшению фитосанитарного состояния посевов и почвоутомлению на полях. Для этого необходимо оптимальное соотношение однолетних культур и многолетних трав. Севообороты − важнейшее средство борьбы с эрозией и дегумификацией почв. При этом многолетние травы на пашне − важнейшее средство восстановления и поддержания плодородия почвы.

В себестоимости молока и говядины затраты на корма составляют 50-70%. Снижение затрат на корма позволит удешевить животноводческую продукцию. Природные кормовые угодья (ПКУ) России занимают площадь 91 млн га, или более 41% площади сельхозугодий. На 1 человека в России приходится 0,64 га природных кормовых угодий (среди крупнейших стран мира — 6-е место).

На 1 га площади ПКУ в России приходится 1,3 га пашни, 0,2 головы КРС, в т. ч. 0,1 коровы, 0,2 овцы. Для сравнения укажем, что общая площадь ПКУ мира составляет 3210 млн га. И на 1 га площади ПКУ в мире приходится в 2,5 раза меньше пашни, и вдвое больше голов КРС и овец. Природные кормовые угодья России являются важным источником зелёных пастбищных кормов и сена. Затраты на корм при пастбищном содержании коров снижаются в 2 раза – с 60–65 до 30% в структуре общих затрат.

Потребление зерна в скотоводстве составляет около 40% от его общего расхода на кормовые цели, а доля концентрированных кормов в рационах составляет 25 – 26% и выше. Повышение качества объемистых кормов играет первостепенную роль в сокращении затрат зерна на корм скоту. Так, расход концентратов в рационах можно снизить минимум до 20%, а увеличить концентрацию обменной энергии, а также сырого протеина до 14 – 16%.

Считается, что при достижении указанных показателей в объемистых кормах в масштабах России можно сократить расход концентратов на 7 млн т, в том числе на 6 млн т фуражного зерна и 1 млн т белковых кормов с содержанием 400 тыс. тонн кормового белка. В масштабах страны в скотоводстве за счет повышения качества объемистых кормов можно сократить расход фуражного зерна на 2-2,5 млн т.

Замгенерального директора ООО «Био Технологии» Республики Татарстан Роман Титов рассказал о работе Регионального центра инжиниринга биотехнологий. Он поможет предприятиям малого и среднего бизнеса получить доступ к новым технологиям, модернизации и техническому перевооружению. Сельские бизнесмены смогут обратиться сюда за помощью в привлечении финансирования, источниками которого могут стать госпрограммы, инвесторы и кредитные организации. Большие перспективы у созданного в июне 2015 года инновационного кластера «Экопитание» для производства органических продуктов питания.

Ректор Нижегородского института управления и экономики АПК В. Козлов осветил актуальные темы подготовки кадров и внедрения сельскохозяйственных знаний в органическое земледелие. Ведущий научный сотрудник Института агроинженерных и экологических проблем сельхозпроизводства из Санкт-Петербурга В. Минин призвал к созданию органического кластера…

Фермеры – основные производители «органики»

Вписывается ли сейчас производство экопродуктов в реальный сегмент рынка? Сегодня органическую продукцию производят малые и средние сельхозпредприятия. Фермеры, в основном, продают свою продукцию прямо с поля, так как не могут выполнить требования торговых сетей.

Сельский предприниматель из д. Хрустали Калужской области Михаил Лощенов выращивает индеек. Он поведал о проблемах с ветеринарным обеспечением, со сбытом. Ветслужба области отказывается выдавать сертификат и не разрешает продавать натуральную продукцию в магазины. Приходится реализовывать индеек частным лицам. Он обратился за поддержкой к Союзу органического земледелия: оказать помощь в организации сетевых магазинов фермерской продукции.

Это проблема многих КФХ. Фермерам, которые хотят поставлять продукцию на полки супермаркетов, необходимы дополнительные инвестиции на обеспечение требований торговых сетей: предпродажную подготовку, транспортировку, хранение, юридическое и электронное сопровождение работы. К КФХ предъявляются такие же требования, как к крупному агрохолдингу с большим бюджетом и штатом сотрудников. Риск очень высокий. Штрафы превышают стоимость контракта. Для выхода на объем фермер должен инвестировать около 50% стоимости контракта. Выход в плюс — через 2-3 года. А будет ли он дальше работать с супермаркетом, определяется в первые полгода.

На конференции разговорился с мужчиной с пышной окладистой бородой (см. фото). Председатель совета Союза органического земледелия, руководитель опытного учебно-производственного хозяйства органического фермерства Алексей Сахаров рассказал:

– Мое хозяйство создано в позапрошлом году. Ныне отрабатываем технологию. Основная цель: аккумуляция, апробация и дальнейшее внедрение агрохимических приемов, которые необходимы в органическом сельском хозяйстве. Такая сетка подобных фермерских хозяйств должна вырасти в России. Потому что в отличие от интенсивного земледелия органическое сельское хозяйство не может быть унифицировано. Здесь мы работаем с живыми метаорганизмами в виде почвы. Стандартизированно к двум разным полям подойти невозможно, так как состав биоты, химсостав почвы разный и нашим аграриям необходимо давать основополагающие принципы органического земледелия, учить их самостоятельно мыслить.

– Какую роль отводите фермерским хозяйствам в этом нужном деле?

– Очень важную. Развитие фермерства во многом зависит от региональных властей. Но им зачастую легче работать с 1-2 агрохолдингами, чем с 1-2 тысячей ФХ. Между тем, ФХ во всем мире – основа стабильности сельского хозяйства. Фермеры более поворотливы, мобильны, но, к сожалению, имеют гораздо меньший доступ к ресурсам. Ныне в России порядка 70 сертифицированных хозяйств – фермерских и средних сельхозпредприятий. Более 50% – КФХ. По площади есть несколько сельхозпредприятий, которые с лихвой перекрывают десяток ФХ.

– Насчет удобрений внесите ясность.

– Органическое земледелие отрицает синтетические азотные удобрения. В органических азотосодержащих удобрениях строго регламентирована максимальная норма внесения органического азота на гектар, исключены все формы хлорных удобрений, например, калий хлор. Исключены суперфосфаты. В классическом конвенционном сельском хозяйстве можно достать справочник агронома, определить тип почвы, кислотность, посмотреть последний анализ почвы по минеральному составу, и все. Дальше по таблице определить, сколько внести удобрений под культуры. Здесь работают не с почвой, а с субстратом. В органическом сельском хозяйстве так не получится.

– Я вошел в магазин, вижу на прилавке «экопродукт». Как определить, что товар органического происхождения, есть ли в продаже аппараты для этого?

– К сожалению, таких приборов нет. Нет параметральной базы. Если бы она была, имелись бы техсредства объективного контроля, тогда бы отсутствовала необходимость сложной сертификации. Пришел – сдал на анализ – получи сертификат. А система сертификации требует очень длительного процесса контроля земли, семян, оборудования и механизмов, системы хранения, переработки, упаковки.

– Сколько органической продукции производится в России?

– У нас нет статических данных – никто не отчитывается. Могу сказать, что порядка 145-160 тыс. га заняты под сертифицированные органические сельхозугодия. Пока что это достаточно узкая ниша. Органическое сельское хозяйство может благополучно существовать параллельно с интенсивным.

С членом правления СОЗ Яковом Любоведским давно знаком. Он рассказал: «К сожалению, среди наших аграриев мало специалистов, способных профессионально работать в сфере органического сельского хозяйства. Первая причина — не умеют обходиться без химии, их так не учили. Вторая — коррупция и воровство. На Кубани на одной из встреч аграрии мне честно сказали, что биопрепараты им не интересны, только химия. Это выгодно. Транснациональная корпорация, у которой заказываешь агрохимикаты, предоставляет презенты: в среднем 5% от суммы сделки. За год эта сумма может доходить до 5-6 миллионов рублей».

То, что далеко не всегда продукты экологически чистые, поведала хозяйка ростовского интернет-магазина Ирина Ровер (РГ,5.12.2015): «Мы были в одном ЛПХ в селе Егорлык (Ростовская обл.). Хозяин радостно показывал нам флакончик с каким-то препаратом для улучшения аппетита у свиней и говорил: вот, они у меня теперь доски глотать будут. Представляете, что за мясо у таких откормышей»? Между тем, по мнению председателя АККОР Ростовской области Александра Родина, на Дону есть хорошая возможность развивать экологическое земледелие, так как здесь много выпавших из оборота земель.

Если брать за основу национальный стандарт органической продукции ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования», то он вступил в силу с 1 января 2016 года.

Александр Ткачев: «За органикой будущее»

Закон о биологической продукции нужен, об этом заявил аграрный министр Александр Ткачев, отвечая на вопросы депутатов Госдумы. «Здесь у нас радикальное отставание от всего мира, и этот законопроект находится сейчас в формате Правительства, Минсельхоз, мы находимся в консультациях с другими ведомствами, – подчеркнул он. – За органикой будущее, и, если посмотреть опыт других стран — 50% этого рынка принадлежит Америке, 50% — Европе, цены значительно выше на эти продукты, они пользуются успехом. Но мы только в начале пути, у нас только 1% от мирового объема биопродуктов. Нужен закон. Мы должны стимулировать, поддерживать, помогать — в этом я уверен, залог будущего», — заявил Ткачев.

Не в бровь, а в глаз попал министр: «У нас — просторы, чистая земля, мы, наверное, еще не смогли замусорить, захламить и, в общем-то, понизить плодородие во многих частях нашей страны, и весь мир смотрит на Россию как на территорию чистых продуктов».

Правильные слова. Да вот только настроение членов Союза органического земледелия невеселое. «Весь 2014 и 2015 годы мы не вылезали из Госдумы, участвовали во всех рабочих совещаниях, бились за закон, были уверены, что документ в весеннюю сессию 2015 года поступит на рассмотрение ГД. Не поступил. Надеялись, что в осеннюю сессию будет внесен. Опять мимо. Причины непонятны», – возмущается Алексей Сахаров.

Президент РФ Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию заявил: «Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей». «Или мы сейчас рванем на международный рынок или ляжем под всеми этими ГОСТами», – заявил сгоряча член правления СОЗ Яков Любоведский.

А пока господа россияне, кушайте заморский «экологически чистый» продукт – 90% сертифицированной продукции на нашем рынке по-прежнему импортируется. По этому поводу участник конференции, член Общественной палаты Андрей Тишков выразился прямо: ритейлеры травят нас импортной продукцией. Но кто лоббирует их интересы?

Что предпочитают россияне?

Исследовательский холдинг Ромир и Центр ОНФ провели исследование продуктовых предпочтений россиян. На вопрос: «За что вы готовы платить больше?» 56% ответили, что переплатят за продукты экологические чистые, 51% — за свежие, без заморозки и обработки, 46% — за отсутствие ГМО. В опросе 2012 года перечисленные показатели были на 2% ниже каждый, а вот по остальным критериям наметились расхождения. С нуля до 15% поднялось количество людей, готовых переплатить за отечественные продукты.

Говоря о своем понимании качественного товара, 90% отмечают больше всего отсутствие красителей и добавок. А вот доверие к зарубежным брендам падает: если в 2012 году 19% отдавали предпочтение известным маркам, то сейчас в соотношение популярность-качество верят только 5%. Как сообщает citytraffic.ru, при выборе товара, как и 4 года назад, люди смотрят на срок годности (80%), на состав (80%), 66% — на цену, а на страну-производителя — 28% против 33% в 2012. Примерно такую же отрицательную динамику демонстрирует и критерий «популярность марки»: раньше им руководствовались 22% россиян, сейчас — 16%.

Наша справка. По данным IFOAM, органическое сельское хозяйство сегодня практикуется в 172 странах, 82 страны имеют собственные законы в данной сфере. В 11 странах более 10% всех сельхозземель является органическими. США являются ведущим рынком органической сельхозпродукции с 24,3 млрд евро, за ней следуют Германия (7,6 млрд евро) и Франция (4,4 млрд евро).

Исследование Grand View Research, Inc. Observes показало, что рынок органических продуктов питания и напитков будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение 2016-2020 годов. Общий объем рынка органических продуктов составит по прогнозам около $ 212 млрд к 2020 году. По данным «Агроэкоинформ», потенциал рынка экологической продукции в России на 2020 год — 300 млрд рублей. Рынок отечественной сертифицированной продукции оценивается примерно в 1,2 млрд рублей, декларируемой как «эко» — порядка 200 млрд.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью