За время пандемии россияне с достатком утроили в рационе растительные альтернативы мясу и молоку

Источник: agroxxi.ru
За полтора года жители российских городов стали в 3 раза чаще употреблять в пищу растительные продукты-заменители мяса и молока: в категории «мясо» выросла доля потребителей с 10% до 34%, в категории «молоко» – с 9% до 31%) – соевое мясо, пшеничные колбасы, сейтан, молоко на основе овса, риса, сои, гречки и т.д. Такие растительные альтернативы пользуются наибольшим спросом у молодежи и людей с высоким достатком. Таковы результаты исследования, проведенного проектом «Едим лучше» совместно с Аналитическим центром НАФИ.

Согласно исследованию, каждый третий житель российских городов хотя бы раз включал в свой рацион мясо и молоко растительного происхождения: 34% и 31% соответственно в каждой категории. В начале 2020 года эти показатели потребления были в 3 раза ниже: 10% и 9% соответственно.

Данные некоторых производителей показывают схожую картину.

«За время пандемии мы в среднем утроили свои продажи. Думаю, что причиной стала не только пандемия, которую многие напрямую ассоциируют с проблемой потребления продуктов животного происхождения, но и с органическим ростом рынка. Альтернативные продукты становятся все более качественными и доступными (как по цене, так и по количеству локаций, где их можно приобрести), а значит все больше людей становятся осведомлены о том, что продукты без использования ингредиентов животного происхождения не уступают обычным ни по органолептическим характеристикам, ни по цене», — рассказал Артем Пономарев, сооснователь Greenwise.

А Иван Иванов из компании «Митлесс» рассказал, что в 3 и 4 квартале 2020 года продажи их растительного мяса увеличились в 13,7 раз.

Половина молодых людей в возрасте до 34 лет, проживающих в городах, употребляют в пищу растительную альтернативу мяса и молока. А основным фактором выбора растительных альтернатив по-прежнему остается польза для здоровья (для 54% ответивших это было важно в 2020-м и для 56% – в 2021-м). Вкус и доступная цена – также в первой тройке приоритетов.

По мнению большинства, альтернативные продукты должны располагаться в отделе с растительным ассортиментом или в категории здорового питания (47% и 31% соответственно), но не на полках с привычными товарами животного происхождения (16%). Это отличается от тенденции в Европе и США не помещать такие продукты на специализированные полки.

Например, в Beyond Meat отказываются продавать свои продукты в магазинах, которые не хотят ставить их на полку рядом с обычным мясом. Основатель компании Итан Браун объясняет, что когда покупатели выбирают в магазине белковые продукты (а для большинства это по-прежнему продукты из мяса), им не приходится проходить через весь зал в отдельную секцию, чтобы найти растительный аналог.

Российские производители согласны с зарубежными коллегами. «Смею в корне не согласиться с этим выводом исследования, так как мы видим прямую связь с увеличением продаж альтернативной продукции расположенной в секциях с обычной едой. Мы идём по стопам зарубежных рынков, где сегрегация альтернативных и обычных продуктов была отменена во многих продуктовых сетях. Потребитель не хочет чувствовать себя вынужденным идти к «специализированной стойке», где собрана какая-то «особенная» продукция. Но для того, чтобы мы пришли к этому, как уже пришли в Европе или США, требуется время», — уточнил Артем Пономарев.

Заслуживающие внимания результаты получились и в отношении привлекательности различных маркировок. В 2020 году разница привлекательности между маркировками «продукт растительного происхождения» и «веганский продукт» составляла 6% (23% и 17% соответственно).

Новое исследование же показало, что обозначение «100% растительный продукт» вызывает желание купить продукт в 11 раз чаще, нежели если на нем написано «100% веганский продукт». И хотя формально растительные продукты являются «веганскими», многие люди, покупающие альтернативы, с веганами себя не ассоциируют. Поэтому логично, чтобы у продуктов были более нейтральные названия.

Разница в значительно увеличившимся положительном восприятии маркировки «растительный» во многом может быть связана с тем, что одни из крупнейших производителей альтернативных продуктов используют подобные термины.

«Это как мясо, только сделано из растений» — говорят о своей продукции в компании «Митлесс»

При этом, несмотря на значительный рост, доля альтернатив пока не превышает 1% от общего рынка мяса и молока.

«Приход в эту область новых крупных компаний (недавно о своем интересе к производству альтернатив мяса заявили в Русагро), увеличение мощностей у существующих компаний, инвестиции в стартапы и поддержка государства способны значительно привести к тому, что к началу 2023 года растительные альтернативы будут покупать уже более половины россиян», — прогнозирует руководитель «Едим лучше» Алексей Иванов.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью