Южный молочный союз направил обращение Мишустину об исключении молочной продукции из перечня маркировки "Честный знак"

Источник: The DairyNews
Южный Молочный Союз, представляя и защищая интересы предприятий молочной отрасли Юга России, по поручению своих членов, заявил о позиции по вопросу предстоящего введения обязательной цифровой маркировки готовой молочной продукции. The DairyNews публикует обращение без изменений.

Основываясь на данной позиции руководством Южного Молочного Союза накануне направлено соответствующее обращение на имя Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина Михаила Владимировича с просьбой об исключении молочной продукции из перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.


Текст обращения:

Правительство Российской Федерации проводит большую работу по преодолению последствий экономического кризиса и созданию условий максимального благоприятствования развитию бизнеса, занятого в реальном секторе экономики. И для достижения положительного эффекта важнейшим элементом является устранение избыточных административных барьеров и экономического давления.

Однако вопросы введения обязательной цифровой маркировки готовой молочной продукции, а также применяемые в связи с этим методы её внедрения, прямо препятствуют достижению этих задач и могут создать в молочной отрасли кризис, который грозит обернуться для трудовых коллективов многих предприятий отрасли непредсказуемыми экономическими и социальными последствиями.

Решение о включении готовой молочной продукции в перечень товаров, подлежащих цифровой маркировке мотивировано необходимостью введения в отношении неё системы прослеживаемости и исключением возможности оборота контрафактной продукции. При этом проблемы оборота контрафактной молочной продукции, то есть использования нелегальной упаковки чужой торговой марки или незаконного уклонения от уплаты акцизных сборов – в отрасли не существует и отслеживается самими заинтересованными участниками рынка, а доля такой продукции ничтожно мала. Использование существующих возможностей контрольно-надзорных органов может эффективно решать задачи по пресечению её оборота без внедрения подобных радикальных мер, на что также указывала Председатель Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации В.М.Матвиенко, выступая с критикой внедрения обязательной системы цифровой маркировки молочной продукции.

С 2018 года на всех предприятиях молочной отрасли Российской Федерации внедрена система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», которая, при всей неоднозначности оценки её эффективности, уже сейчас полностью выполняет задачу прослеживаемости прохождения продукции «от поля до прилавка». На её внедрение предприятиями уже сейчас затрачены значительные средства, и отказ от её использования путём создания намного более дорогостоящей системы цифровой маркировки, фактически дублирующей данную задачу с незначительными изменениями, вызывает у предприятий обоснованные вопросы в отношении целесообразности расходов, уже понесенных ими по инициативе государства.

Одним из доводов нецелесообразности внедрения цифровой маркировки готовой молочной продукции является её чрезмерная, а для ряда предприятий – непосильная финансовая нагрузка. И если в начале обсуждения данные расходы оценивались лишь примерно, то на сегодняшний день, имея ряд коммерческих предложений от поставщиков маркировочного оборудования и официальных интеграторов проекта, можно объективно оценить объем требуемого финансирования. Так, только для 21-го предприятия Краснодарского края, которые предоставили нам свои расчеты, совокупный объем производства которых составляет около 70% от общего объема производства молочной продукции на Кубани, затраты на внедрение системы маркировки составят не менее 1 млрд. 601 млн. 813 тысяч рублей. Кроме того, их ежегодные расходы на оплату нанесения маркировки дополнительно составят не менее 1 млрд. 116 млн. 457 тысяч рублей.

При этом, несмотря на достаточно продолжительное время обсуждения, проработки и внедрения обязательной цифровой маркировки – всё ещё нет предложенных работающих моделей по её нанесению и считыванию по большинству видов применяемой упаковки, а также конкретных ответов на ключевой вопрос, каким образом маркировка будет способствовать повышению качества и безопасности молочной продукции.

Ещё одним из значимых последствий будет существенный рост стоимости молочной продукции, что в свою очередь отразится увеличением расходов бюджетов различных уровней на её приобретение для государственных и муниципальных нужд, а также снижением конкурентоспособности российского экспорта.

Статья 8 вступившего в силу Федерального закона №247-ФЗ от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» предусматривает публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования. Проведение оценки целесообразности заложено и в концепцию внедрения цифровой маркировки, и в Постановление Правительства РФ. Однако, решения о внедрении обязательной цифровой маркировки принимаются без проведения этой объективной оценки и её публичного обсуждения. Любое оппонирование отрасли в данном вопросе заинтересованными в её внедрении структурами преподносится, как простое нежелание установления контроля за производством и оборотом молочной продукции. Доводы отрасли о непреодолимых для неё логистических и практических задачах заведомо не учитываются.

Фактически, ценой внедрения цифровой маркировки готовой молочной продукции может оказаться деградация отрасли и отказ ряда предприятий молочной промышленности от данного направления бизнеса ввиду нецелесообразности его дальнейшего ведения. На сегодняшний день подобные намерения широко высказываются рядом представителей малого и среднего бизнеса.

В настоящее время, в условиях кризиса, вызванного пандемией и значительным снижением потребительского спроса вследствие девальвации российской валюты, предприятия молочной отрасли испытывают существенные трудности и нуждаются в конкретной поддержке государства, направленной на необходимую помощь в их преодолении.

Считаем, что такое дорогостоящее решение, как обязательная цифровая маркировка, не несущее для производителей молочной отрасли и потребителей никакой очевидной пользы, а лишь увеличивающее их производственные издержки и финансовую нагрузку в данной ситуации, просто преждевременно и неприемлемо.

В своих обращениях к Председателю Правительства Российской Федерации главы ряда регионов: Республики Адыгея М.К.Кумпилов, Республики Крым С.В.Аксенов, Республики Татарстан Р.Н.Минниханов, высказали просьбу о внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 года № 792-р и исключения молочной продукции из пункта 11 перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке.

В связи с вышеизложенным, а также отчетливо понимая всю сложность ситуации, сложившейся в молочной отрасли России, мы присоединяемся к высказываемой главами регионов позиции, и также считаем необходимым внести изменения в пункт 11 распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 года № 792-р об исключении молочной продукции из перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с учетом ещё нереализованной возможности доработки системы «Меркурий».

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

13.01.2021
Новый 2021 год начался с положительной для молочной отрасли новости: с 1 января в силу вступило Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". Оно будет действовать до 1 января 2027 года. Это значит, что теперь молочные предприятия при условии, что у них установлены очистные сооружения или заключен контракт по очистке водных объектов с местным водоканалом, переходят из I категории опасности во II.
Читать полностью
Календарь