Юрий Пронин: Наилучший способ решения проблем маркировки – это ее отмена

Источник: The DairyNews
Руководитель фабрики ОАО «Новосибхолод» Юрий Пронин считает, что несмотря на то, что на совещаниях по маркировке молочной продукции неоднократно было заявлено о том, что переносов сроков не произойдет, ни один производитель мороженого все равно не будет готов к маркировке в этом году, пишет The DairyNews.  

По мнению эксперта, правильное решение проблемы – это не перенос сроков введения обязательной цифровой маркировки, а ее отмена. По словам Юрия Пронина, основная причина для этого – техническая неготовность оборудования и отсутствие решений по маркировке у ЦРПТ, поставщиков оборудования и типографий.

По словам руководителя фабрики ОАО «Новосибхолод», основные проблемы, связанные с маркировкой мороженого, заключаются в нанесении кода на упаковку и считывании его на кассе магазина. 

- Чтобы нанести код на упаковку и считать его на кассе магазина, необходимо изменить дизайн упаковки и предусмотреть белое поле размером 15х15 мм для Data-Matrix кода. Сейчас новые упаковочные материалы, как и остатки старой упаковки, у нас без данного поля, что приведет к массовому списанию и риску остаться без упаковки в сезон 2021 года, с учетом неготовности типографий к маркировке, - заметил эксперт.

Он отметил, что ни один из интеграторов оборудования не предложил решение по нанесению и считыванию кода для мороженого в конусном рожке. По словам Юрия Пронина, производительность линии рожка составляет 10 тыс. порций в час. При этом типографии не готовы наносить код на картонный конус. А ручное стикерование и сканирование продукции приведут к увеличению трудозатрат ФОТ на 50% к уже существующим.

Эксперт также отметил, что оснащение производственных линий дополнительным и нештатным оборудованием снизит их производительность и увеличит процент брака, в тех случаях, в которых нельзя интегрировать устройства нанесения и считывания штрих-кода в существующий процесс: производство рожка, продукта в пергаменте и кашированной фольге, весовых видов.

- Сбор, обработка и передача кодов также являются уязвимыми местами в процессе маркировки. В среднем производитель мороженого будет ежегодно подавать отчет о вводе в оборот 150 млн кодов. Так как срок хранения мороженого 2 года, то количество кодов в базе данных увеличиться ровно в 2 раза. Мы задаем себе вопрос: «Справятся ли сервера хранения информации ЦРПТ с поступлением и обработкой такого большого количества информации? Не произойдет ли сбой и утеря информации?» В этой связи возникнут дополнительные затраты на персонал, связанные с управлением и обменом кодами с ЦРПТ, отслеживанием остатков. Понадобятся IT-специалисты для контроля работы системы 24 на 7, - заявил Юрий Пронин.  

По его словам, еще одна проблема, связанная с маркировкой мороженого – это неготовностью типографий наносить код на особую упаковку продукта фабрики ОАО «Новосибхолод».

- Ни одна типография, с которой мы работаем, не готова наносить код на пергамент. Нет ответа на вопрос, как маркировать эскимо и брикет в пергаменте и фольге. Поэтому нет универсального простого решения нанесения кода для мороженого. Например, в табачной отрасли упаковка представляет прямоугольную форму картона. Очевидно, что решением производителей табачной продукции стало лазерное нанесение кода на выделенный квадрат на упаковке. А в нашем ассортиментном портфеле имеется более 20 разных типов упаковки: мороженое в вафельном стакане в гибкой упаковки, ванны, ведра, креманки и так далее. Способ нанесения кода будет выбираться для каждого продукта и каждой линии индивидуально. Поэтому мы уже сейчас столкнулись с тем, что не каждый интегратор может качественно проработать техническое решение для всех производственных линий и каждого продукта, - заявил Юрий Пронин.

По его словам, для решения этих проблем необходимо время, чтобы найти и качественно проработать технические решения по маркировке. Эксперт отметил, что тестирование готового решения должно проводится на производственной линии в течении нескольких смен разными сотрудниками. Таким образом, получится база знаний по процессам нанесения, считывания кода и его передачи в ЦРПТ.

Юрий Пронин отметил, что на данный момент уровень знаний у представителей отрасли о маркировке мороженого носит больше теоретический, чем практический характер. Так, все производители осведомлены о трех способах нанесения кода. Но на практике в отрасли мороженого был протестирован только типографский.

Эксперт отметил, что ни на одной рабочей группе с ЦРПТ не обсуждали пример о прямом способе нанесения кода или стикеровании. Поэтому, по мнению Юрия Пронина, ЦРПТ должно создать практическую работающую площадку для нанесения маркировки на разные форм-факторы упаковки, чтобы производители лично могли увидеть работающую систему производства мороженого.

При этом Юрий Пронин отметил, что представители ЦРПТ частично помогают предприятиям в процессе введения обязательной цифровой маркировки.

- Во время проведения официального эксперимента ЦРПТ помогло зарегистрировать нашу компанию в Личном кабинете системы «Честный знак», оформить заказ кодов в типографии и описание продукта в национальном каталоге. Для проведения эксперимента совместно с ЦРПТ нам потребовалось шесть месяцев, с июля по декабрь, интенсивной плодотворной работы. Однако, совместными усилиями мы смогли найти техническое решение только для одной линии и проработали только один способ нанесения кода на упаковку, - рассказал эксперт.

Он добавил, что на данный момент уровень загруженности сотрудников ЦРПТ не позволяет им быть в режиме оперативной поддержки предприятий. Поэтому вопросы, которые поднимаются в рабочих группах между производителями молочной продукции и ЦРПТ остаются без ответа.

- Очевидно, что ЦРПТ нужно поменять формат рабочих групп по маркировке. Надо не смешивать всех производителей молочной отрасли в одну группу, а разделить их по направлениям. То есть отдельно рассматривать вопросы по мороженому, по сыру, по молоку, а также делиться найденными техническими решениями, - считает Юрий Пронин.

Руководитель фабрики ОАО «Новосибхолод» заключил, что, согласно коммерческим предложениям от поставщиков оборудования, ориентировочная сумма затрат на маркировку составит от 80 до 100 млн рублей для оснащения 20 линий мороженого на предприятии.

По словам эксперта, сумма затрат включает стоимость оборудования для нанесения и считывания кода, программного обеспечения, технической доработки линий. Так, на фабрике ОАО «Новосибхолод» ежегодно на расходные материалы придется выделять от 3,5 млн рублей для замены печатающих головок и термоленты. А при условии заказа пленки с нанесенными кодами в типографии, увеличение стоимости гибкой упаковки составит 30%.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews
07.06.2021
Прошла неделя с момента старта обязательной цифровой маркировки молочной продукции. Первыми в систему вошли производители сыров и мороженого. В преддверии 1 июня в отрасли было много разговоров о том, успеют ли производители присоединиться к процессу в срок?
Читать полностью
Календарь