Мир 30.05.2019

XI Молочная олимпиада: 10 главных выступлений Летнего молочного саммита

Источник: milknews.ru
В первый день XI Молочной Олимпиады в Санкт-Петербурге прошел Летний молочный саммит, ставший своеобразным пленарным заседанием форума. Саммит собрал главных гостей мероприятия, в числе которых руководители крупнейших мировых аналитических агентств молочной отрасли, представители основных молочных рынков и главы крупнейших компаний. Чтобы понять, какую оценку дают мировому рынку молока на ближайшую перспективу, Milknews рассказал об основных тезисах выступлений спикеров.

1. Мировой спрос в ближайшее время продолжит расти

Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов выступил с заключительной презентацией саммита и рассказал о динамике мирового и российского рынка. Динамика мирового потребления в последние годы показывает устойчивый рост основных категорий, спрос на мировом рынке формируют СЦМ, сыры и сливочное масло. Прирост потребления обеспечен приростом производства в основных молокосодержащих странах, неплохую динамику показывают и развивающиеся рынки. В целом, перспективу роста мирового потребления в долгосрочном периоде характеризует риск снижения объемов производства, повышение спроса в Китае, рост численности населения и урбанизация.

По словам спикера, потенциал роста внутреннего рынка в странах постсоветского пространства ограничивается социально-экономическим положением населения и на данный момент практически исчерпан. Рынки близки к насыщению и обладают значительным потенциалом расширения своего присутствия на мировом рынке, однако спрос в последние годы не растет и в некоторых категориях даже падает. В текущей ситуации экспорт России на постсоветское пространство ограничен, поэтому необходимо рассматривать третьи страны для налаживания поставок.

2. Мировое производство молока вырастет на 34,9 млн тонн за 5 лет

По мнению управляющего директора аналитической группы GIRA Кристофа Лафужера, главная тенденция на международном молочном рынке состоит в интенсификации производства, и со временем оно будет обеспечено все меньшим количеством коров. К 2023 году производство в сравнении с 2018-м сильно вырастет в первую очередь в США и странах Евросоюза, всего мировой рынок нарастит производство на +34,9 млн тонн.

Несмотря на то, что все говорят о Китае с точки зрения потенциала импорта, внимание стоит обратить и на Японию - в этой стране производство стагнирует, но потребление с годами будет увеличиваться. В целом, мировое потребление питьевого молока не будет расти такими же темпами, как раньше, поэтому популярность будут набирать другие категории.

3. За последние 20 лет мировое производство увеличилось на 60%

Управляющий директор IFCN Торстен Хемме рассказал, что за 20 лет мировое производство увеличилось более, чем на 320 млн тонн, составив более 60%. Самые большие темпы роста показали Индия, США, Пакистан и Китай, а вот в России, Украине, Японии, Швеции и Норвегии молока стало меньше, чем в 1997 году. IFCN прогнозирует рост рынка молока на 2,3% в год, таким образом, к 2030 году мировое производство увеличится еще на 300 млн тонн. Однако кроме производства нужно поддерживать и потребление, и, по словам Хемме, для этого сообществу потребуются новые продукты, идеи и способы рассказать “историю о молоке”, чтобы завоевать потребительское доверие.

4. Молочная отрасль США растет на 1,5% в год, но экспортировать мешает политика

Ежегодно молочное производство в США увеличивается на 1,5%, причем темпы не меняются на протяжении последних 40 лет. По словам вице-президента экспортного совета США Марка Бека, производство в стране растет быстрее, чем потребление, а экспорт составляет 17% от мирового объема. В ближайшее время США нужно обратить внимание на быстрорастущие рынки импортеров сыра и сухого обезжиренного молока.

Бек заявил, что США заинтересованы в прозрачных поставках и честной торговле, страна настроена на избавление от торговых барьеров, заинтересована во взаимном доступе на рынок. В то же время США видят угрозу в соглашении о свободной торговле между Мексикой и ЕС: “К моменту ратификации договора нам необходимо найти способы договориться с обеими сторонами, иначе после его принятия на рынок добавится 50 тысяч тонн европейского сыра” - заявил Бек.

Одновременно с этим продолжается и торговая война с Китаем: 170 тыс тонн экспортных товаров пока не могут добраться в Китай, но даже если бы между сторонами не было политических проблем, у США были бы сложности. По мнению эксперта, ситуацию усложняет волатильность цен, и для развития мирового экспорта всем странам нужно быть заинтересованными во взаимном доступе. Россию это также касается, считает Бек.

5. Производство молока в Австралии и Новой Зеландии не будет расти

Старший аналитик исследовательского агентства NZX AgriHQ Сьюзан Килсби рассказала о рынке Австралии и Новой Зеландии: в целом на общем рынке ожидается рост продуктивности с повышением производительности, но количество поголовья будет сокращаться, поэтому производство молока останется на том же уровне. Отрасли этих стран сильно зависят от погоды, поэтому бизнес становится не только сезонным, но и труднопрогнозируемым. Кроме того, растут затраты на корма, рабочую силу и мероприятия по охране окружающей среды. Производство молока в Новой Зеландии стабилизируется после быстрого роста, однако высокие цены на молоко сильно отличаются от сезона к сезону из-за непрогнозируемых факторов.

6. Ближний Восток ищет пути развития

Генеральный директор MEAP Гассан Сайех рассказал о ситуации на рынке стран Ближнего Востока. По его мнению, для дальнейшего развития в первую очередь нужно определить потенциал стран и ответить на вопрос, будут ли в перспективе государства MENA импортером или производителем. В ближайшие 30 лет население планеты увеличится до 10 млрд человек, а учитывая, что в арабском мире рождаемость выше, потребление молока к 2050 увеличится как минимум на 52%. По словам Сайеха, сейчас Ближний Восток характеризуют несколько вещей: политическая нестабильность, недостаток воды, последствия глобального потепления и увеличение рождаемости. В дальнейшем это еще сильнее увеличит разрыв между производством и потреблением, даже если государство предпримет радикальные меры.

7. Индия стала крупнейшим производителем благодаря развитой системе кооперативов

Старший управляющий отдела маркетинга и планирования индийской компании Amul Джайен Мехта рассказал о том, как небольшой кооператив сделал страну крупнейшим производителем молока в мире. В 1950-х годах, когда компания только зарождалась, на местном рынке качество молока было низким, а Индия была сильно зависима от импорта, который формировал потребительские цены. Кооператив расширялся, постепенно создав собственную инфраструктуру закупок, переработки и сбыта продукции. Amul одним из первых в стране начал повышать продуктивность животных, решая вопросы разведения скота, кормления и здравоохранения.

Для компании всегда было важно поддерживать своих производителей, и сегодня кооператив гарантирует, что фермер получает 80-86% от потребительской стоимости своего продукта, когда как в других странах этот показатель существенно ниже. Например, в США производители получают 38% от потребительской стоимости товара, а в Великобритании фермер получает только 36%.

На сегодняшний день сельское хозяйство в Индии обеспечивает занятость для 60% населения, а животноводство делает крупнейший вклад в ВВП сельского хозяйства (более 30%). Производство молока является дополнительным источником дохода более чем для 75 млн домохозяйств в стране.

8. Республика Беларусь будет производить 12 млн тонн молока к 2030 году

Начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Республики Беларусь Алексей Богданов впервые заявил, что Беларусь к 2030 году собирается производить 12 млн тонн молока. В текущем году Республика Беларусь продолжает увеличивать экспорт, уже опережая предыдущий год на 9% как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За три месяца 2019 года экспорт составил 1 млн тонн или 536 млн долларов.

В соответствии с Государственной программой развития аграрного бизнеса, к 2020 году Беларусь должна экспортировать 5 845 тысяч тонн продукции, что составляет 138% к показателю 2018 года, и самыми приоритетными экспортными направлениями должны стать страны СНГ и Грузия, страны Азии и Персидского залива, страны Африки, ЕС и Америки.

9. Импортозамещения не произошло, Россия ищет пути для экспорта



В ходе своего выступления директор ЦИМР Михаил Мищенко поделился статистическими данными о российском молочном рынке и заявил, что одним из вариантов выполнения требований национального проекта агроэкспорта может стать реэкспорт в третьи страны.

“Производство готовой продукции на душу населения хромает по всем категориям, почему же, в таком случае, Россия собирается экспортировать? Поскольку основная часть российского импорта состоит из поставок соседней Республики Беларусь, мы можем выступать в роли реэкспортера. Примером здесь является Голландия, где производства меньше, чем экспорта”, - заявил Мищенко. Нидерланды экспортируют почти в два раза больше питьевого молока (994 тыс тонн), чем производят (514 тыс тонн).

10. В ближайшие 3-5 лет Россия будет “тренироваться” в экспорте

Президент ГК “ЭкоНива” Штефан Дюрр рассказал о роли продуктовых санкций на российском рынке молока и текущем состоянии отрасли. По его словам, в России все еще превалирует традиционное производство молока, но и у него есть свои плюсы: меньшие капиталовложения, простая организация труда, к тому же мелкие хозяйства обеспечивают стабильное, хоть и не современное развитие сельских территорий. Современные крупные хозяйства, в то же время, внедряют современные технологии и обеспечивают рабочие места с достойной заработной платой, могут быть высокоэффективными с экономической точки зрения и создают привлекательное обеспечение социального развития сельских территорий.  

Вторая часть выступления Дюрра была посвящена экспортному потенциалу. По словам спикера, производство молока конкурентоспособно на международных рынках, Россия может поставлять в Китай, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Африку стандартные молочные продукты, а также отправлять специализированную продукцию и деликатесы в Западную Европу. Для развития экспорта необходимо решать задачи по логистике и работать над имиджем, а также взаимодействовать с государством для выхода на новые рынки. В ближайшие 3-4 года будет стадия “тренировки”, налаживание связей и приобретение опыта. Только после этого экспорт станет составляющей частью экономики молочной отрасли России.

05.03.2021
В связи с наступлением весны и приближающимся солнечным праздником не хотелось бы омрачать и без того тревожную Горячую тему традиционными проблемами. Поэтому в этот раз мы решили узнать о том, как: «Как оставаться женщиной и при этом быть профессионалом?» или «С чем в молочной отрасли может справиться только женщина?» Подробности читайте в нашем материале.
Читать полностью
Календарь