Выручка бизнеса превысила допандемийный уровень

Источник: iz.ru
Российский бизнес не только вернулся к допандемийным показателям выручки, но и начал зарабатывать больше, чем до кризиса. Обороты компаний — как малых, так и крупных — в январе-феврале 2021 года составили 34,7 трлн рублей, что на 10% превышает показатель аналогичного периода 2020-го. Об этом говорится в исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Выручка увеличилась у предприятий большинства регионов, а среди отраслей наилучшие результаты показали персональные услуги, культура, спорт и здравоохранение. Говорить о полном восстановлении пока рано: для этого потребуется не меньше года, категоричны эксперты.

В январе 2021 года обороты российских предприятий (учитываются крупные, средние и малые коммерческие организации, не включая ИП) составили 16,7 трлн рублей, почти на 7% превысив показатель января прошлого года. В феврале их выручка увеличилась еще более существенно — на 13%, до 18 трлн рублей. Таким образом в первые два месяца 2021-го обороты компаний составили 34,7 трлн, что на 3,2 трлн рублей, или на 10%, больше аналогичного периода 2020-го, следует из данных FinExpertiza.

Оживление деловой активности произошло в абсолютном большинстве регионов — 71 из 85. Наилучшую динамику показал Дагестан: местные предприятия нарастили обороты на 66%, до 159 млрд рублей. Самый весомый вклад в это внесли фирмы сферы здравоохранения и социальных услуг, которые увеличили выручку более чем в два раза.

На втором месте по приросту оборотов оказалась Республика Алтай: местным компаниям удалось увеличить их на 31%, до 18 млрд рублей. Такие результаты обеспечил рост оптовой и розничной торговли в регионе. На третьем месте расположилась Тамбовская область — там выручка коммерческих организаций выросла почти на 30%, до 124 млрд, чему способствовали торговые предприятия, обрабатывающие производства и сельское хозяйство.

В топ-10 по увеличению оборотов также вошли Ставропольский край (+25%, до 265 млрд), Карелия (+23%, до 103 млрд), Еврейская автономная область (+23%, до 15 млрд), Хабаровский край (+23%, до 288 млрд), а также Москва (+23%, до 9 трлн), Вологодская область (+22%, до 272 млрд) и, наконец, Мурманская область (+22%, до 265 млрд).

Впрочем, в некоторых регионах выручка предприятий, наоборот, упала. Наихудшую динамику продемонстрировали бизнесы Нижегородской области — их обороты снизились на 22%, до 540 млрд рублей. В Волгоградской области тоже не всё гладко (–14%, до 283 млрд), фирмы Сахалинской области потеряли 11%, сократив выручку до 221 млрд, а предприятия Башкортостана — 8%, уменьшив обороты до 593 млрд. Антилидерами также стали организации Оренбургской области (–6%, до 338 млрд), Камчатского (–6%, до 49 млрд) и Пермского краев (–3%, до 516 млрд рублей).

«Известия» попросили власти субъектов пояснить причины таких результатов. В минэкономразвития Нижегородской области заявили, что наибольшее падение оборотов произошло в промышленности из-за снижения объема отгрузки у одного из ключевых предприятий региона. В минпромторге Пермского края отметили, что сокращение выручки местных компаний обусловлено в первую очередь установкой квот на добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Впрочем, в 2021 году в ведомстве ждут восстановительный рост объемов производства.

Среди отраслей в январе-феврале 2021 года наибольший темп роста выручки наблюдался в сфере персональных услуг (ремонт компьютеров, химчистки, парикмахерские, салоны красоты, сауны), говорится в исследовании. На фоне отсутствия серьезных пандемических ограничений такие компании увеличили обороты сразу на 64%, до 61,2 млрд рублей. На втором месте оказалась сфера культуры, спорта и развлечений, продемонстрировавшая рост выручки на 47%, до 79 млрд, а на третьем — здравоохранение и социальные услуги (+30%, до 564 млрд).

Официальная статистика и данные информационных систем фиксируют, что бизнес постепенно возвращается к доковидным показателям, сообщили «Известиям» в Минэкономразвития. В частности, уверенный рост произошел в химическом комплексе, легкой промышленности, машиностроении, примерно на уровне прошлого года остался объем строительных работ и выпуск в обрабатывающей промышленности. В пользу восстановления говорят и данные контрольно-кассовой техники: среднедневные обороты в январе-феврале уверенно превысили уровни начала 2020 года. Впрочем, малым компаниям всё еще приходится тяжело, заявили в министерстве.

— В сегменте МСП восстановление в первые два месяца шло чуть медленнее — обороты в отраслях, на которые были наложены ограничения весной 2020 года, пока не вернулись на доковидные уровни, — констатировали в Минэке.

Говорить об окончательном преодолении кризиса еще рано, отметила аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. Ускорение динамики оборота организаций в том числе связано с усилением инфляционных тенденций: рост доходов в действующих ценах сопровождается снижением физического объема выпуска, пояснила она.

При самом оптимистичном сценарии восстановление экономики до докризисного уровня возможно только к концу этого — началу следующего года, категоричен управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов. Основными проблемами бизнеса, которые тормозят выход из кризиса, сегодня выступают нехватка дешевых кредитов, высокая фискальная нагрузка и низкий спрос на товары и услуги.

Действительно, россияне перешли на «сберегательную», более экономичную модель поведения в связи со снижением доходов, потерей работы и другими коронакризисными последствиями, отметил генеральный директор финтех-компании RBK.money Денис Бурлаков. Стало заметно меньше импульсивных покупок — люди стремятся сформировать для себя «подушку безопасности» и не тратить деньги на то, без чего можно обойтись. Потребуется от полугода стабильной работы и планомерной отмены всех ограничений, чтобы бизнес вышел на докризисный уровень, спрогнозировал он.

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь