Выгоды от введения маркировки сомнительны и для потребителя, и для производителя, и для государства – Михаил Мищенко

Источник: The DairyNews
Выгоды от введения маркировки сомнительны и для потребителя, и для производителя, и для государства. Об этом в ходе состоявшегося в Госдуме круглого стола по вопросам маркировки рассказал директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко, пишет The DairyNews.

На сайте ЦРПТ существует схема выгоды от внедрения маркировки. Для потребителя это – уверенность в покупке качественных и легальных товаров. Возникает вопрос: разве сегодня потребитель не уверен в этом? Только на создание «Меркурия» и всех информационных систем в Россельхознадзоре было потрачено 300 млн рублей. Получается, что это было сделано зря? – заявил эксперт. - Следующая выгода потребителя – защита жизни и здоровья. Получается, что сейчас покупатель, приобретая продукцию, не уверен, что она обеспечит ему защиту жизни и здоровья. А Роспотребнадзор и Россельхознадзор суммарно имеют штат сотрудников в размере 40 тысяч сотрудников, и налогоплательщики платят порядка 14 млрд рублей. Получается, эти затраты тоже зря.

Также в качестве выгоды для потребителя ЦРПТ называет создание инструмента общественного контроля и защиты прав потребителей. Однако, по словам Михаила Мищенко, и здесь есть вопросы.

- В 2015 году государство создало Роскачество, которое полностью финансируется за государственный бюджет. По сути, эта структура является средством общественного контроля. Получается, что, раз необходима маркировка, то государство зря выделило деньги на создание Роскачества, - отметил он. - Для потребителя эти выгоды звучат неубедительно. Государство за три года потратило не менее 60 млрд рублей на обеспечение качества и безопасности продуктов, а в итоге получается, что потребитель будет принужден все тем же государством из своего личного бюджета финансировать частную компанию, чтобы иметь возможность читать QR-код. Причем эта компания демонстрирует в качестве «выгод» то, что и так должно обеспечиваться государством.

Аналогичная ситуация, по мнению Михаила Мищенко, и в плане выгод для бизнеса.

- Первая выгода, указанная ЦРПТ, – рост выручки и повышение конкурентоспособности «белого» бизнеса. По поводу роста выручки – непонятно, за счет чего это будет происходить. По поводу повышения конкурентоспособности – сегодня ее обеспечивает Федеральная налоговая служба с онлайн-кассами. Сегодня продать пищевую продукцию в обход онлайн-кассы невозможно. Также есть Федеральная таможенная служба и все те же Роспотребнадзор и Россельхознадзор, - рассказал директор ЦИМР. - Следующая выгода – доступ к данным о движении продуктов по логистической цепи. Это совершенно очевидно навязанная услуга частной компании. Из всего этого ясно, что и для бизнеса бенефиты ЦРПТ очень сомнительны. Маркировка – навязанная услуга, и ни в одной стране мира не навязывают пищевой отрасли подобные вещи. Нужно четко понимать, что в разных странах существуют частные компании, которые занимаются маркировкой. Но это частная инициатива и осознанные затраты.

То же самое и с выгодами для государства.

- По поводу сокращения «серого» рынка – это будет просто сокращение рынка. А вопрос производительности труда – вопрос к государству, так как на пищевых предприятиях она достаточно высокая. На каждое предприятие сегодня 18 сотрудников Роспотребнадзора, а на каждые 10 ферм – 6 сотрудников Россельхознадзора, - привел данные Михаил Мищенко. – Что касается повышения таможенных и налоговых сборов. Здесь также возникают вопросы, поскольку ЦРПТ – частная компания, частично зарубежная, и часть денег не будет поступать в бюджет РФ.

Вызвали сомнения у эксперта также экономия бюджета и обеспечение контроля товарных рынков.

- Ни в каких постановлениях и сопутствующих документах не говорится о том, что государство с введением «Честного знака» будет сокращать другие государственные затраты, например, увольнять сотрудников Роспотребнадзора, которые будут уже не нужны. Соответственно мы видим, что введение маркировки не подразумевает пополнения бюджета и способствует выведению средств за пределы страны, - заявил Михаил Мищенко.

The DairyNews напоминает: по словам депутата ГД Натальи Боевой, ни в одной стране мира не производится маркировка каждой единицы молочной продукции.

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь