Воронежская область: чем опасны коровы-иностранки?

Источник: chr.aif.ru
В последнее время в Воронежскую область активно завозят крупный рогатый скот (КРС) из других регионов России, и немало – из-за рубежа. Однако коровы-иностранки – это не только элитные производители, но и возможные переносчики экзотических и опасных для наших краёв болезней.
«Синий язык»

В прошлом году вирусные болезни скота так расплодились в Европе, что в нашей области на время был запрещён ввоз КРС из некоторых стран.

– Есть риск завоза животных, заражённых блютангом или вирусом Шмалленберг, – говорит Семён Першин, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской области. – Важно, чтобы все прибывшие животные проходили осмотр ветслужб и подвергались необходимым карантинным мероприятиям. Пока вспышек экзотических заболеваний у нас не было. Но в 2011 году был случай, когда у нескольких привезённых из Австрии коров после исследования обнаружились антитела блютанга. При этом по документам следовало, что животные от этого заболевания не прививались, а значит, антител быть не должно. Возможно, документы с австрийской стороны были неточные. Но лучше перестраховаться, поэтому «подозрительных» коров уничтожили.

Кстати, обе упомянутые болячки довольно молоды – вирус Шмалленберг, например, был впервые обнаружен в 2011 году. Эти заразы не опасны для человека, но чреваты большими экономическими потерями – при блютанге (по-русски – «синий язык»), к примеру, падёж скота доходит до 90%.

Свои не лучше?

Но не только коровы-иностранки представляют опасность. Более привычные для Воронежской области вирусы прибывают и из других российских регионов. Так, недавно фермерское хозяйство в Новоусманском районе пострадало от бруцеллёза: в КФХ Броян С.В. придется пустить под нож 533 коровы. Причём хозяйство подцепило бруцеллёз второй раз за год - в 2012 году здесь тоже был зарегистрирован очаг болезни, тогда фермер лишился 714 животных. Но, похоже, это ничему его не научило…

По мнению специалистов, проблемы часто возникают из-за привычки полагаться на «авось». Бесконтрольный привоз животных из неблагополучных по бруцеллёзу регионов – Дагестана, Астраханской и Ростовской областей, Краснодарского края и т.д. – чреват последствиями. Но некоторые фермеры просто не хотят этого понимать.

Вспоминается случай двухлетней давности, когда в Лискинском районе от бруцеллёза пострадало хозяйство, насчитывающее порядка 14 тысяч голов. Мало того – заразились и люди:13 человек, в том числе трое детей. 

Поэтому специалисты советуют всем, даже частникам, купившим одну корову «на стороне», обращаться в ветслужбу, чтобы животное зарегистрировали и провели карантинные мероприятия. Тем более что это делается бесплатно. Иначе может случиться, что угодно.

Так, около трёх лет назад, житель нашей области купил у курян корову. Ни в какую ветслужбу не пошёл. А корова неожиданно заболела, и через три дня сдохла. Оказалось – сибирская язва, животное не было привито.

– Сибирская язва в земле может находиться сотни лет,- поясняет Першин. – Через нашу область когда-то гнали скот к морю, животные погибали, их тут же закапывали, поэтому здесь полно спор сибирской язвы.

Штрафом за распространение особо опасных карантинных болезней никого не напугаешь – он сегодня до смешного мал: для физических лиц не более 1 тыс. рублей, для должностных – от 3 до 5 тыс.рублей

Хорошо, если больной скот вовремя обнаружили и забили. А может ли заражённое мясо попасть на рынок? Оказывается – может. Но только на стихийные рынки, которых у нас в Воронеже предостаточно. На организованных торговых площадках и в магазинах мясо проходит ветеринарный контроль. 

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью