03.06.2020
Источник: iz.ru
Регион: Россия
Просмотров: 771

По словам источника, было принято решение «считать необоснованной постановку вопроса о переносе срока введения маркировки». Большинство производителей заявили «Известиям», что заранее подготовились к нововведению, оптимизировали процессы и не намерены упускать долю рынка, которая освободится от сжатия «серой» экономики. С просьбой отложить запуск системы ранее в правительство обращался ряд бизнес-ассоциаций, утверждавших, что некоторым компаниям подготовиться к нововведениям помешала пандемия коронавируса.

До запрета оборота немаркированных лекарств, обуви и сигарет остался месяц — правительство отказалось откладывать сроки введения обязательной маркировки. Как рассказал «Известиям» один из участников майского совещания, основными аргументами против переноса стала стабильная работа системы даже под серьезной нагрузкой, а также тот факт, что подавляющему большинству компаний удалось подготовиться в утвержденные законодательством сроки. В совещании принимали участие представители Минпромторга, Минздрава, Минсельхоза, Росздравнадзора, ФТС, Роспотребнадзора и оператора системы маркировки — Центра развития перспективных технологий («Оператор-ЦРПТ»).

Для представителей малого и среднего предпринимательства разработаны специальные форматы, которые не потребуют заметных инвестиций. В частности, уже создан сервис, упрощающий работу с маркировкой лекарств для МСБ. Небольшие организации смогут работать в системе через web-интерфейс, а мобильное приложение сервиса заменит 2D-cканер. Так что предпосылки для переноса сроков маркировки отсутствуют, решили в кабмине.

Ранее ряд бизнес-организаций (например, Ассоциация производителей фармпрепаратов, а также Российская ассоциации электронных коммуникаций — РАЭК) просили предоставить несколько дополнительных месяцев на подготовку компаниям, не сделавшим это в срок. Главными рисками предприниматели называли задержку наладки оборудования и программного обеспечения в связи с невозможностью приезда технических специалистов, а также перебои с поставками самого оборудования для маркировки из-за ограничений, введенных в связи с эпидемией COVID-19.

Руководитель кластера e-commerce РАЭК Иван Кургузов рассказал, что бизнес начал готовиться к введению маркировки еще в декабре прошлого года, но когда в стране на фоне коронавируса начал назревать серьезный экономический кризис, стало не до этого. В результате многие предприятия оказались не готовы к нововведениям, пояснил он.

— Уже было понятно, что весь рынок начнет лихорадить из-за финансовых проблем. При том что польза для потребителя от электронной маркировки по отдельным видам товаров неочевидна, — сказал Иван Кургузов.

Пилотный проект по маркировке лекарств начался в феврале 2017 года, по сигаретам — в январе 2018-го, а по обуви — в июне 2018-го, напомнил замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.

— Подавляющее число компаний в отрасли начали готовиться уже два года назад — было достаточно времени, даже с запасом, чтобы подготовиться и обкатать все процессы, — считает представитель оператора. — Проект делает потребителя полноценным участником товарооборота: с помощью мобильного приложения любой человек сможет просканировать код и убедиться в легальности товара. Сложно переоценить пользу от этого, если мы говорим, например, про лекарства, продукты питания, напитки или детские товары. Но и в обуви, и в электронике потребитель имеет право знать, покупает ли он легальный товар с заявленными показателями качества или контрабандный, фальсифицированный. Мобильным приложением уже пользуются 600 тыс. человек, они просканировали 5,5 млн кодов.

Участники совещания в правительстве, по словам источника «Известий», отметили, что критических вопросов с налаживанием маркировки на производственных площадках сегодня нет. Специалистам, которым необходимо въехать в Россию, будет организована помощь в получении разрешений, а оператору системы маркировки в ходе совещания было поручено рассмотреть возможность помощи с оборудованием тем, у кого возникли сложности. Стоит отметить, что сама система создается в формате государственно-частного партнерства между правительством и «Оператором-ЦРПТ».

Большинство отечественных и зарубежных производителей уже подготовились к старту системы и запускают на российский рынок маркированные лекарства — в том числе при импорте. Об этом, в частности, заявили в компаниях «Р-Фарм», «Босналек», «Гедеон Рихтер», «Обновление» и др. А «Вертекс», «ПФК Обновление», «Биохимик», «Др. Тайсс Натурварен Рус» и «Озон» даже написали в правительство письма, в которых призвали не дискредитировать усилия государства и бизнеса. Производители подчеркивают, что уже инвестировали в маркировку и перестроили бизнес-процессы. По их мнению, времени на подготовку у всех было достаточно, а отсрочка нанесет вред развитию рынка, скомпрометирует ранее принятые на государственном уровне решения и будет означать поощрение недобросовестности отдельных компаний.

О том, что перенос сроков несет риски девальвации уже проведенной работы по обеспечению прозрачности и легальности товаров, защиты потребителей и инвестиций добросовестных компаний, ранее заявляли и в Минпромторге. В Минздраве также отмечали, что «внедрить у себя необходимые бизнес-процессы» обязаны все участники рынка.

По словам источника «Известий», еще один аргумент против отсрочки — то, что в условиях легализации дистанционной торговли лекарствами на фоне пандемии особенно важно прослеживать их маршрут, чтобы обезопасить покупателей от препаратов сомнительного происхождения.

К тому же пандемия коронавируса высветила острые проблемы на этих рынках. В ряде регионов то и дело возникают локальные дефициты лекарств, которые, по заверениям чиновников, «то ли отправляются, то ли находятся в больницах». В сводках МВД регулярно появляются сообщения о выявленных партиях контрафакта и целых подпольных фабриках. В связи с этим Минздрав внес работу в системе маркировки в список лицензионных требований для организаций, осуществляющих фармацевтическую и медицинскую деятельность. Эта норма и начнет действовать с 1 июля 2020 года.

В случае с лекарствами порядок уже наведен в обороте дорогостоящих препаратов из перечня семи высокозатратных нозологий (7 ВЗН) — для них маркировка обязательна с 1 октября прошлого года. Вся информация, включая отпуск лекарств льготникам, находится в системе. А это значит, что ситуации, когда государство закупает дорогие препараты для больниц или льготников, а пациентам приходится доставать их же на сером рынке, исключаются.

Распространение системы на все препараты не создаст рисков для лекарственного обеспечения граждан, считает близкий к правительству собеседник «Известий». По его словам, на совещании обсуждался формат поставок небольших партий лекарств для таргетной терапии, лечения орфанных и других тяжелых заболеваний — предполагается, что появится возможность их маркировки на таможенном складе, что дополнительно упростит работу в системе иностранным держателям регистрационных удостоверений.

Несмотря на активное сопротивление введению маркировки со стороны ряда ассоциаций, значительная часть бизнеса выступает за ее скорейшее введение. Об этом «Известиям» заявили, в частности, в компаниях «Р-Фарм, «Ригла» и «Босналек».

Ускорения участникам рынка должны придать и новые правила лицензирования производителей лекарств, медицинских и фарморганизаций — теперь передача сведений в систему маркировки стала для них условием получения лицензии.

Как заявил «Известиям» представитель Минздрава, обязательная маркировка лекарств из перечня семи высокозатратных нозологий уже показала хорошие результаты.

— Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» установлен срок обязательной маркировки всех лекарств — 1 июля 2020 года, — напомнил он. — Возможность непосредственного участия граждан в общественном контроле за оборотом лекарств повышает доверие населения как к препаратам, так и к системе общественного здравоохранения и государству в целом.

А Минюст в опубликованном на прошлой неделе проекте нового Кодекса об административных правонарушениях прописал санкции за производство и продажу немаркированных лекарств.

По поводу контрафактных и фальсифицированных лекарств тревогу давно бьют во всем мире. В статье в American Journal of Tropical Medicine and Hygiene ученые и чиновники из правительства США оценивали ущерб для экономик от таких лекарств в размере от $10 млрд до $200 млрд в год, а объем подделок и нелегальных таблеток в странах с низким или средним уровнем ВВП на душу населения — до 10%. Подделками занимаются целые ОПГ, указывала директор Европола Кэтрин де Болле. Значительная их часть, естественно, продается в интернете.

В новом КоАП будет также прописана ответственность и за оборот других товаров, подлежащих обязательной маркировке. За реализацию такой продукции, а также ее хранение, перевозку или покупку в целях сбыта планируется наказывать штрафами для должностных лиц и ИП в 5–10 тыс. рублей с конфискацией товара, для юрлиц — 50–100 тыс. с конфискацией товара. Для физлиц продажа, передача и приобретение немаркированных товаров не для личного пользования приведет к штрафу 2–4 тыс. рублей с конфискацией товаров. В случае повторного правонарушения штрафы возрастают.

К слову, маркировка товаров дает инструмент контроля и обычному потребителю. Так, с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК», разработанного оператором системы маркировки, покупатель сможет лично проверить легальность приобретаемой продукции и проинформировать контрольно-надзорные органы о нарушениях законодательства продавцом.

При этом для компаний, работающих в системе, количество проверок должно снизиться, а их рейтинг добросовестности возрасти. По словам начальника управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова, ведомство отрабатывает обеспечения деятельности инспекторов и будет адаптировать подходы к организации контроля по маркировке.

Табачные изделия относятся к маркируемым уже давно — с 1 июля 2019 года. Поэтому производители сигарет, пожалуй, больше остальных рассчитывают на обеление рынка, в том числе за счет подключения к электронному документообороту небольших магазинчиков. Например, в JTI Россия ранее заявляли, что компания «абсолютно готова к июлю 2020 года».

Производители рассчитывают, что инвестиции в оборудование для маркировки окупятся за счет сжатия рынка контрафакта. По подсчетам Nielsen, он достигает 15,6% всего оборота, а в ряде пограничных регионов — и того больше. Контрабанду только белорусского табака в Смоленской и Челябинской областях аналитики «Эвотора» оценивали в 22% от оборота.

Контролировать поток «серых» сигарет на границах с введением обязательной маркировки станет проще: таможенники уже оснащены сканерами, а маркировка ускорит сам процесс.

В крупных сетях с маркированным табаком работают уже давно — это подтверждали, в частности, в X5 и «Магните». В последнем, к слову, вообще создается единая платформа для продажи всех маркированных товаров. С учетом штрафов за неподачу данных о минимальной цене на табак маркировка ускоряет проведение этих данных через кассу.

— По сравнению с маркировкой алкоголя, которая происходила более трудно и с большими ошибками, маркировка табака прошла легче и безболезненнее, — рассказала директор небольшого магазинчика в Долгопрудном Ирина Егорова.

По ее словам, подготовка обошлась в 3 тыс. рублей, то есть особых затрат малый бизнес не несет. Подтверждают это и продавцы обуви. Самая большая сложность для малого бизнеса в этой сфере — маркировка остатков, говорила владелица бутика Rus`O Boutique Ольга Русских. Но при правильной организации небольшой компании может потребоваться несколько дней на решение этой задачи.

Национальный обувной союз в этом году уже дважды обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой как можно скорее ввести обязательную маркировку обуви.

К слову, на рынке обуви произошла парадоксальная ситуация — так было и с шубами, которые начали маркировать в 2016 году. DISCOVERY Research Group оценивала объем российского рынка обуви в 329 млн пар, а кодов Data Matrix получено уже около 2 млрд. Это значит, что со всех них должны быть уплачены налоги. Времени у производителей и продавцов было достаточно, отмечал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, называвший маркировку конкурентным преимуществом.

Производители также отмечали, что маркировка не несет затрат, которые отразились бы на ценах.

Для лекарств в системе есть функция контроля наценок — в случае с препаратами из списка ЖНВЛП (жизненно необходимых важнейших препаратов) это инструмент разбирательства для Росздравнадзора и ФАС.

— Мы не видим рисков для товарных групп, участвующих в запущенных добровольных экспериментах по маркировке, — подчеркивал в интервью «РИА Новости» глава Минпромторга Денис Мантуров, отвечая на вопрос о риске роста цен на товары.

«Известия» направили запрос в правительство с просьбой подтвердить принятое решение о старте системы с 1 июля и рассказать об эффекте, который от нее ожидается. При этом источник в кабмине подтвердил, что сроки сдвигаться не будут.

Проекты по маркировке и прослеживанию активно развиваются по всему миру. В 2007 году были запущены программы обязательной маркировки в Китае (система PIATS для лекарств и продуктов питания) и Бразилии (табачные изделия и напитки). В США с 2013 года действует десятилетний план внедрения маркировки лекарств. Европейский союз с 2005 года маркирует домашний скот, а с недавних пор — лекарства и сигареты. В Турции обязательная маркировка сигарет началась в 2007 году, а спустя три года к табачной продукции добавились лекарства. Подобные системы работают в арабских странах, Южной Корее, Аргентине и других государствах.

Весь российский рынок одежды, обуви и аксессуаров в 2019 году Fashion Consulting Group оценивала в 2,3 трлн руб. По оценкам Высшей школы экономики, уровень контрафакта в легкой промышленности составляет 21%, то есть более 400 млрд рублей остаются в серой экономике. Например, доля незаконного оборота на парфюмерном рынке, по данным ВШЭ, достигает 20%, а в импорте доходит до 65%.


02.07.2020

«Считать мы стали раны»: как молочная отрасль пережила карантин

Вот уже почти 4 месяца мир сотрясается от ударов, вызванных пандемией коронавируса. Этот период прочно утвердится в мировой истории, по своей масштабности он может легко потягаться с экономическим кризисом 2008 года, российским дефолтом 1998 года или «Черным понедельником». Последствия кризиса вызванного пандемией, только предстоит оценить.
Приморская земля, ООО
Адрес:  Приморский кр., Михайловский район, с. Михайловка, ул. Красноармейская, д. 33 
 
Волжская, ООО
Адрес:  Татарстан респ., Лаишевский район, с. Столбище, ул. Совхозная, д. 8 
 
Завод детских мясных консервов Тихорецкий, ФЛ АО "Данон Россия"
Адрес:  Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, ул. Ударников, д. 16/2 
 
Усть-Мая, СППК
Адрес:  Саха /Якутия/ респ., Усть-Майский у, пос. Усть-Мая, ул. Горького, д. 35/2