Владислав Чебурашкин, Председатель Совета директоров компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма»
Агропромышленный холдинг «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» включает четыре современные фермы в Дмитровском и Сергиево-Посадском районах на более чем 4300 голов, сеть вендинговых автоматов – система продажи молока через молочные автоматы, а также современный завод по переработке сырого молока до 100 тонн в сутки. Основатели предприятия – отец Георгий и его сыновья Станислав и Владислав Чебурашкины. Общие инвестиции в проект составили свыше 1,2 млрд рублей. В ближайших планах выпуск Био продукции по экологическим нормам ЕС. О ситуации в молочной отрасли по итогам 1-го международного агропромышленного молочного форума корреспондент AGRO.RU беседует с председателем Совета директоров компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владиславом Чебурашкиным.
- Владислав, расскажите подробнее, как развивался ваш холдинг «Братья Чебурашкины. Семейная ферма»?
- Мы начали в 2006 году с создания ферм. Активно работали в молочном животноводстве. Через какое-то время поняли, что пора развивать бизнес. Мы понемногу наладили сбыт, начали продавать свою продукцию через молочные автоматы. Потом решили, что и этого нам мало. Стали сами производить продукты для Москвы и области. Мы работаем в Подмосковье, в Дмитровском и Сергиево-Посадском районах. Сейчас у нас 4 фермы и молочный завод. Теперь продаем не только сырое молоко, но и другие продукты. Я понимаю, что наша модель бизнеса не всем подходит, она тяжелая и долгосрочная.
- Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы сделать молочную отрасль более привлекательной для инвесторов?
- Чтобы привлечь инвестиции в молочную отрасль, российским производителям и фермерам нужна государственная поддержка. Для нас было бы понятно получать поддержку в виде субсидии за килограмм произведенного товарного молока. В молочной отрасли слишком велики риски. В случае засухи, болезни или каких-то катастроф государство всегда должно прийти на помощь фермеру. Поддержка со стороны власти обязана быть прозрачной и понятной. Фермер за 7-8 лет должен окупать свои вложения.
- Откуда вы взяли идею продавать молоко в молокоматах?
- Мой хороший товарищ, сейчас руководитель этого проекта, был в Италии и увидел молокоматы. Мы долго думали, как реализовать эту идею в России, смотрели различные аналоги. Потом закупили 5 разных автоматов, сравнили и сошлись на одном конкретном производителе. Вот так стали продавать молоко в молокоматах.
- Сколько у вас сейчас молокоматов и какова цена молока в них?
- Цена молока в молокомате примерно 60 рублей, где-то чуть дороже, где-то дешевле. Сейчас у нас уже более 40 молокоматов.
- Какова рентабельность вашего предприятия?
- Рентабельность 3-5 %, зависит от фермы.
- Дает ли такая низкая рентабельность возможность развиваться? Например, покупать технику и модернизировать производство?
- Три года назад мы приняли решение, что будем вкладывать. Мы создали проект, нашли оборудование и построили современный молокоперерабатывающий завод. С каждым годом наше предприятие растет и развивается.
- Через сколько лет вы планируете полностью окупить свой проект?
- Мы надеемся, что за 10 лет нам удастся его окупить. Сейчас пока точно сказать сложно, многое будет зависеть от ситуации на рынке.
- Какова, по-вашему, в идеале должна быть рентабельность молочной отрасли?
- Я считаю, что надо достичь 15% рентабельности. Это тот порог, который позволит привлечь инвестиции в Московскую область, позволит развить производство сырого молока и сделает отрасль интересной и привлекательной для инвесторов.
- Как вы считаете, есть ли потенциал у молочной отрасли в России?
- Потенциал у индустрии безусловно есть. Но молочная отрасль медленно развивается из-за нехватки финансов. Не только частные инвесторы, такие как мы, должны вкладывать деньги. Должна быть поддержка отрасли и на федеральном, и на областном уровне. Московская область и Москва - это 15% населения страны, но при этом в нашем регионе производится всего 2% российского молока, и в этом есть дисбаланс. Именно поэтому власть должна обращать внимание на развитие такой важной отрасли и оказывать всяческую поддержку.
- Как санкции повлияли на развитие молочной отрасли в России?
- Пока рано что-то говорить по этому поводу. Все будет зависеть от того, как долго будет действовать запрет на импорт. Все наши проекты долгосрочны. От принятия решения до получения результата надо минимум 3-5 лет. За это время может многое поменяться в стране. Если инвестиции закончатся в течение года или быстрее, то у нас всех возникнет дополнительная проблема. Если импорт продукции, привезенной из Белоруссии, но изготовленной в странах, находящихся «под запретом», будет увеличиваться, то это тоже негативно скажется на развитии нашего бизнеса.
- Подведите итоги года. Вам удалось реализовать все намеченные планы?
- Для нашего предприятия этот год был интересный. Мы закончили один из своих проектов: ввели в эксплуатацию современный завод по переработке молока вблизи нашей фермы. Мы надеемся, что будем производить лучшие продукты в Москве и области.
- Ваш прогноз на следующий год?
- Пока ничего не могу сказать. Даже самые умные экономисты не знают, что нас ждет в следующем году.