Владимир Кожевников: При введении маркировки в Казахстане больше всего пострадали бы малые и средние предприятия

Источник: The DairyNews
Правительство Казахстана поддержало позицию бизнеса и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», выступивших против ввода на внутреннем рынке страны обязательной маркировки молочной продукции. The DairyNews провели небольшое интервью с Владимиром Кожевниковым, директором Молочного союза Казахстана, для выяснения подробностей.

Владимир Николаевич, почему было принято такое решение?

— Казахстанский молочный бизнес выступил против обязательной маркировки, потому что это нецелесообразно и не соответствует ранее заявленным целям.

В Казахстане, как и в Европе, обязательной маркировке подлежит три вида продукции – взрывчатые вещества для населения, табачная продукция и медпрепараты. Вся остальная продукция может маркироваться, но только на добровольной основе. Поэтому изначально производители молока и его переработчики были против введения обязательной маркировки. Уровень информированности у нас очень хороший, вся информация прописана на этикетке – откуда продукция, кто ее произвел, срок реализации и так далее.

Тогда как в Казахстане прослеживается движение молочной продукции и что делается в этом направлении? 

— В стране существуют электронные счета-фактуры и сейчас запущен пилотный проект по введению СНТ — сопроводительных накладных на товары. Продукция попадает на виртуальный склад, при выпуске в обращение она выпускается в оборот через информационную систему электронных счетов-фактур ЭСФ и СНТ. Мы думаем, что эти меры достаточные. На сырое молоко выписываются ветеринарные справки.

В России при введении обязательной маркировки на молочную продукцию одним из заявленных аргументов стала защита внутреннего рынка от фальсификата и теневого оборота. А как в Казахстане с этим обстоят дела?

— На официальном уровне было заявлено, что выведут теневой оборот. Однако не было исследований и чётких цифр, сколько продукции произведено или завезено контрафактно. По оценкам наших экспертов, это составляет не более 1 %. Дополнительный доход от теневого бизнеса и затраты на обязательную маркировку несопоставимы.

По вашему мнению, как введение маркировки молока и молочной продукции в Казахстане могло бы отразиться на молочной отрасли?

— Затраты, которые понесли бы предприятия при введении обязательной маркировки, достаточно большие. По подсчетам экспертов, стоимость молочной продукции может вырасти – от 3-5% до 29%. Разумеется, это отразится на молочном бизнесе и, в конечном счете, на наших покупателях.

Уточните, пожалуйста, казахстанские предприятия, которые экспортируют молочную продукцию в Россию, применяют обязательную маркировку в частном порядке?

— Маркировка для всех, кто экспортирует продукцию, обязательна. В Казахстане разрабатываются меры поддержки экспортёров по возмещению затрат на приобретение маркировочного оборудования. 

Сколько предприятий в вашей стране занимается переработкой сырого молока?

— По разным данным, это150-200 предприятий. Точно сказать не могу, так как инвентаризация предприятий давно не проводилась, возможно, некоторые заводы уже не работают.  В Молочный союз Казахстана входит 40 крупных предприятий. Доля небольшая, но они производят около 70% всей молочной продукции.

Я приведу имеющиеся у меня данные. Крупных перерабатывающих предприятий в стране — около 15% от общего количества переработчиков молока. 85% — это малые и средние региональные предприятия. В случае ведения обязательной маркировки основная нагрузка легла бы на них, и именно они пострадали бы больше всего.

Какова динамика роста производства молока в Казахстане? Давайте возьмем, например, последние три года. 

— Рост объемов сырого молока для переработки с 2019 по 2021 год неуклонно растет. Объемы прироста, правда, небольшие. За последние пять лет мы «приросли» примерно на полмиллиона тонн и, по последним данным, общий объем производства сырого молока составляет от 5,5 млн. тонн, из них товарного — почти 4 млн. тонн.

Какую долю от этого общего объема производства молока занимают небольшие фермы?

— Доля молока, которое производится в личных подсобных хозяйствах, достигает 70-75%. Личные подсобные хозяйства пока еще производят недостаточное количество молока. Кроме того, уровень качества молока и его безопасность оставляют желать лучшего.

В структуре поставки молока на переработку у нас половина поставляется личными подсобными хозяйствами, половина – организованными хозяйствами – сельхозкооперативами. 



01.12.2021
1 декабря стартовал третий этап обязательной маркировки молочной продукции — на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситься на продукцию сроком годности до 40 дней. Ранее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением «Честного знака» на предприятиях: перебоях и отсрочках в поставке оборудования для маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок для нанесения кодов, нанимать дополнительный персонал и менять производственные процессы, а значит — нести дополнительные затраты. О том, легко ли отрасли дается третий этап — в горячей теме на The DairyNews.
Читать полностью
Календарь