Владимир Фисинин: Сельскому хозяйству нужны реальные действия, а не пустые разговоры чиновников

Источник: argumenti.ru
Почти год прошёл после вступления страны во Всемирную торговую организацию.
Сейчас на поверхность вылезают все проблемы, которые не учли наши мудрые переговорщики из правительства. В ближайшее время основной коварный удар импорта придётся на отечественное сельское хозяйство.

Кого сметёт ледяной ветер с Запада? Почему самая прогрессирующая отрасль – птицеводство – сдаёт позиции? Чем премьер Дм. Медведев собирается кормить весь мир в ущерб собственному народу? Эти и другие вопросы «АН» задали первому вице-президенту РАСХН, президенту Росптицесоюза, академику Владимиру ФИСИНИНУ.

Отлитый в граните

– Владимир Иванович, недавно премьер Медведев заявил, что Россия может кормить весь мир своей сельскохозяйственной продукцией. Это реально?

– Прежде чем кормить мир, надо накормить свой народ. Россия не дотягивает до норм ВОЗ по молоку и молочным продуктам, только приближаемся к нормам по мясу свинины и крупного рогатого скота. Единственное, что сейчас есть в полной мере, – яйцо. В 1990 году Россия производила 47 миллиардов штук. После падения в ельцинские времена смогли набрать 42 миллиарда в 2012 году. Этого пока достаточно для страны. И хотя в последние годы произошёл огромный прорыв по мясу птицы, но всё равно есть куда двигаться дальше.

– Так вроде на каждом углу говорят, что мы впереди планеты всей?

– Сегодня Россия занимает 4‑е место в мире по валовому производству мяса птицы. Мы сразу после США, Китая, Бразилии. Вышли на 3 миллиона 550 тысяч тонн в год. Обошли Мексику и Японию. Но это производство. А вот в потреблении всё гораздо хуже. Мы потребляем 26 кг отечественного мяса птицы на человека. А норма – 30 кг. Бразилец съедает 44 кг, американец – 59. Каждый житель Израиля съедает 68 кг, а Объединённых Арабских Эмиратов – 101 кг.

При этом чиновникам этот рост не по нраву. Недавно у Медведева обсуждали субсидии сельскому хозяйству, и один представитель власти заявил: «Нам надо притормозить производство птицы, слишком много выпускаем».

А на самом деле даже птицы у нас всё ещё очень мало! Нужно производить как можно больше диетического мяса индейки. Сейчас Россия производит его 400 г на человека в год. Сравните: Англия – 15 кг, Португалия –12, США – 9,6 кг индейки. Сейчас начинают строить 12 новых агрокомплексов по индейке. Например, в Тамбовской области заложен комплекс на 33 тысячи тонн. Но пока это капля в море.

Утиное возрождение

Наше большое упущение, что мы мало развиваем разведение водоплавающей птицы. Русская деревня весной гоготала! А сейчас едва кудахчет. Прекрасное экологически чистое диетическое мясо. Но пока позиция такая – не строить крупных комплексов, а создавать репродукторы по гусям и уткам. Хорошо идёт продажа молодняка сельским жителям в Татарстане, Башкортостане, в Курганской области, Чувашии. В 2012 году по всей России продали населению более 17 миллионов гусят. Население берёт, выращивает и несёт на рынок. Мясо расходится моментально. Также продали более 70 миллионов утят. В Башкирии люди из других областей в очереди стоят, чтобы их взять. Наука создала новые отечественные породы: Линдовских гусей, Белых уральских, Губернаторских и так далее. И несколько пород уток – Башкирские цветные, Благоварские, Агидель. Смогли снизить в тушках содержание жира на 8%. От кросса Агидель селекционеры смогли довести продуктивность до 236–250 яиц от утки-несушки в год. Это суперрезультат! В советские времена за получение 120 яиц от несушки птичнице орден давали.

Зерно – всему голова

– Так это же здорово! Вопреки всему мы закрываем свой рынок от импорта хотя бы на этих направлениях.

– Не всё так радужно. Основа производства любого мяса: птицы, свинины, говядины – зерно. Новая политика – гнать его на экспорт. Власти с гордостью отчитываются об увеличении продаж. Но на экспорт зерно уходило по 9 тысяч рублей за тонну. А когда в прошлом году возник дефицит внутри страны, были вынуждены у Казахстана покупать гораздо дороже. Вот это бизнес! Только не в интересах страны, а для некоторых приближённых.

Ещё в прошлом августе я говорил – временно приостановите экспорт. Закачайте вначале 

5–6 миллионов тонн в Интервенционный фонд для производителей. «Нет, господин Фисинин, – ответили мне, – вы рассуждаете не по-государственному. Страна вступила в ВТО, значит, настала полная свобода торговли». Дефицитом зерна сразу воспользовались перекупщики-спекулянты, которые задрали цену для производителей мяса и молока. Цена на зерно выросла вдвое, до 12–15 тысяч рублей за тонну.

Из-за этого только за 2‑е полугодие 2012 года в птицеводстве потеряли 16 миллиардов рублей. И на удорожании кормов – до нового урожая – мы ещё потеряем 20 миллиардов.

– Но за экспортом кто-то же должен следить?

– Я до сих пор не могу понять, кто регулирует экспорт. Должно Минэкономразвития. Им выделили дополнительные штаты в связи с вступлением в ВТО. Они до сих пор эти штаты комплектуют. А сегодня из-за дороговизны кормов себестоимость килограмма мяса птицы – 75 рублей. Средняя отпускная цена – 64 рубля. Производитель теряет 11 рублей на килограмм мяса! Вот и хранят его на складах крупные производители, чтобы не продавать сейчас себе в убыток.

– Много?

– Более 70 тысяч тонн мяса птицы. Только в Белгородской области заморожено более 32 тысяч тонн. За 1-й квартал этого года в 32 регионах снизилось поголовье птицы, в 35 регионах – производство яиц. На некоторых фабриках уже прекратили закладывать яйцо в инкубатор. В июне-июле может возникнуть дефицит курятины либо цены взлетят до небес.

Плюс социальный аспект, который наши ультралибералы не учитывают вовсе. Птицефабрика – отдельный городок. Свои школы, детские сады, клуб и другая инфраструктура. Фабрика останавливается – «куда крестьянину податься»? Оба родителя там работают, зарплата, естественно, сокращается, и чем прикажете кормить детей?

Спекулянты от бизнеса и власти 

– Но кроме курятины на зерно завязано и свиноводство…

– На зерно завязано всё сельское хозяйство. Но, в отличие от птицеводов, по производителям свинины ударили с двух сторон. Первое – подорожание зерна. Второе – умники, которые вели переговоры о вступлении в ВТО, то ли случайно, то ли сознательно пропустили пункт о введении заградительных пошлин на ввоз живых свиней. Ввозные пошлины упали с 40 до 5%, т.е. в восемь раз! Это обвал, лавина, которая скоро накроет этот сегмент российского производства. Сейчас в соседних странах уже начали строить свинарники, чтобы гнать к нам свиней в живом весе. И загонят наших свиноводов, как говорится, за Можай, а вместе с ними и остальных производителей мяса. Власть не защищает родных производителей.

– Невольно позавидуешь китайцам, которые дерутся за своих изо всех сил. И федеральные программы создают, отдачу от которых видят все. Например, каждому школьнику – стакан бесплатного молока. Но у их чиновников, правда, другой лозунг: «раньше думай о родине, а потом о себе».

– В Китае развитие идёт очень интересным путём. Они не принимают сиюминутных решений, а смотрят в вечность. Если возникает проблема, то назначается несколько экспертных групп. Ставят задачу создать оптимальный вариант её решения. Когда он готов, то под ним стоят подписи конкретных людей, которые его разрабатывали. И с них уже можно спросить за ошибки. А в России попробуйте найти крайнего… Кто просмотрел падение ввозных пошлин на свинину? Кто допустил обвал рынка зерна? Не найдёте.

– У наших руководителей есть внятная сельхозполитика?

– Есть госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы. Уже сегодня она недофинансирована на 50%. Деньги заложены, но Минфин их просто не даёт. Причём даже ВТО разрешило нам выделить селу на господдержку 270 миллиардов рублей в год. И где они?

Сейчас орём, что идут неурожайные годы. Надо бросить все силы на мелиорацию, восстановить то, что было. И Россия была бы с зерном. Но денег не дают. Вредительство какое-то.

– На каком тогда месте по значимости проблемы у нашей власти стоит сельское хозяйство?

– Далеко не на первом. Конечно, надо поднимать обороноспособность, медицину, образование. Но томограф нужен в крайнем случае. Вначале стоят здоровая пища, чистая вода и воздух. Тогда то, что у человека заложено отцом и матерью в генетическом коде, выразится в полной мере. Сейчас важнейшая проблема – нормальная, чистая, здоровая пища для всех, а не для кучки избранных. В самое ближайшее время на первое место выйдет не вооружённый потенциал любой страны, а потенциал продовольственный. Американский экономист Лестер Браун написал: «Ежедневно за нашим глобальным обеденным столом появляются 219 тысяч новых клиентов, которых тоже надо кормить». За год – 78 миллионов человек. Недоедает на планете миллиард человек. 17 миллионов в год умирают от голода, в том числе около 5 миллионов детей.

И если развить потенциал нашей страны, проводить грамотную политику на селе, то мы могли бы кормить если не весь мир, то его значительную часть. И при этом зарабатывать сами.

– Так нас и пустили на этот рынок.

– Конечно, Россию там никто не ждёт с распростёртыми объятиями. Честно говоря, нас там видеть не хотят. Но эксперты говорят, что Европа не будет расти по производству мяса птицы до 2020 года. Нет земли для постройки новых комплексов, некуда девать огромный объём помёта. А в России земли для гуано хватает. Но тогда, товарищи министры, поставьте в госпрограмму по развитию сельского хозяйства решение запустить в оборот под пашню к 2020 году не 5 миллионов га заброшенной земли, а как минимум 30, которые сейчас зарастают бурьяном и берёзками.

– Жан-Жак Руссо сказал, что «единственное средство удержать государство в состоянии независимости – это сельское хозяйство». 

Насколько сейчас Россия независима?

– По яйцам – полностью. По мясу птицы – на 90%. А по другим видам мяса – на 65–70%. Надо решать задачу – обеспечить тонну зерна на каждого жителя страны. И продавать излишки не зерном – это такое же сырьё – а мукой, крупами. Тогда все налоги и рабочие места останутся в России. Нужны реальные дела для ухода от сырьевой зависимости. Хватит болтать.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью