Верхний предел: почему цены на молочные продукты продолжат расти

Источник: The DairyNews
Цены на продукты растут, доходы населения падают. Ожидаемое увеличение стоимости продуктов происходит в результате роста цен на импортные составляющие, увеличение расходов на транспортные услуги и энергоресурсы, повышение заработной платы и подорожание сырья.
Верхний предел: почему цены на молочные продукты продолжат расти

Как это видит правительство

Даже правительство уже решило обратить на это свое внимание и поддержать граждан, выделив около 500 млрд рублей. По крайней мере об этом сообщил ряд СМИ со ссылкой на источники.

- Каждый год для граждан реализуется целый ряд мер социальной поддержки, от различных выплат и льгот до предоставления набора социальных услуг, содействия в переобучении и трудоустройстве. Перечень таких инструментов постоянно расширяется, - заявили позднее в Кабинете министров.

Там подчеркнули, что «выполнение социальных обязательств государства перед гражданами имеет приоритетный характер при определении основ государственной политики, долгосрочном планировании, верстке федерального бюджета», а забота о благополучии граждан и поддержка различных категорий населения является основной задачей правительства.

При этом, по данным «Forbes», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков опроверг сообщения о выделении 500 млрд рублей на соцподдержку населения.

Накануне премьер-министр РФ пообещал оказать дополнительную помощь и аграриям. Михаил Мишустин заявил, что на развитие сельских территорий будет дополнительно выделено более 3,5 млрд рублей.

Правительство также компенсирует и часть затрат на сертификацию для фермеров, которые готовы поставлять свою продукцию на экспорт. Как заявил премьер, в этом году поддержка будет увеличена. На финансирование программы направят дополнительные 450 млн рублей.

Глава правительства пообещал поддержать предпринимателей. Для развития розничных и оптовых рынков региональным властям предписано устранить излишние административные барьеры, в том числе ограничения по ассортименту продукции. На местах в течение двух месяцев должны принять соответствующие нормативные акты, а также проинформировать население о новых возможностях розничной торговли. Как заявил в ходе совещания с вице-премьерами глава Кабмина, российское правительство продолжает следить за ценами на продукты.

Как в регионах?

При этом цены на продукты в регионах растут и это ожидаемо.

Например, в Саратовской области продолжают дорожать яйца, макароны и овощи. По данным ИА «Взгляд-инфо», в конце 2020 года «индекс потребительских цен на макаронные изделия, яйца, овощи, включая картофель, составил 116,6%, 124,9% и 123,7% соответственно».

По итогам 2020 года стоимость сортов пшеницы, идущих на производство макарон, без учета НДС, выросла на 56%.

В Татарстане продовольственные товары также подорожали. За год их цена выросла на 7,5%. Сводный индекс потребительских цен (потребительские товары и платные услуги) в республике составил 5,1 %. Непродовольственные товары выросли в цене на 5,3 % по сравнению с январем 2020 года.

Рост цен на продукцию заметили и ритейлеры.

- Компания «Данон» заявила об увеличении стоимости от 1,7- 6% на различные категории, а «Вимм-Билль-Данн» («PepsiCo») – от 2- 5%, и мы с этой позицией согласились. У этих поставщиков уникальная линейка продуктов – детское питание, йогурты, творожки, сырки и коктейли, которые хорошо покупаются. Заявила об увеличении стоимости сыра на 6% компания «Умалат», и мы тоже положительно рассмотрели их заявку. Саратовскому «МолАгроторгу», уведомившему о повышении стоимости продукции на 5 – 10%, отказали. Кстати, ульяновский завод «Молвест пока не планирует» повышение на свою продукцию, - рассказала генеральный директор АО «Гулливер» Елена Сорокина.

При этом сегодня стоимость молока в «Гулливере» еще остается прежней. Со скидками молоко в бутылке «Простоквашино» 0,93 л продается по 64 руб. 90 коп. (обычная цена 95 руб. 99 коп.), «Тольяттимолоко» 0,9 л – по 49 руб. 99 коп. (обычная цена от 64 руб. 99 коп.), местное молоко в пакете «Волжские просторы» 0,9 л - по 42 руб. 99 коп. (обычная цена 45 руб. 99 коп.). Стоимость яиц за один десяток от 63 до 83 рублей.

В регионах продолжается и инфляция. Например, в Новосибирской области в январе она составила 0,4%. Цены на продовольственные товары выросли на 0,7%. Больше всего подорожали виноград (на 29,7%), капуста (на 10,1%), кальмары (на 9,8%), помидоры (на 9,4%), свекла (на 9,2%), морковь (на 8,9%), чеснок (на 8,6%) и картофель (на 8,4%). При этом подешевели апельсины (на 13,1%), стерилизованное молоко (на 9,2%), лимоны (на 6,2%) и огурцы (на 5%). Непродовольственные товары по итогам января в среднем подорожали на 0,5%.

По итогам 2020 года уровень инфляции в Новосибирской области составил 4,4%.

В Чувашии в январе инфляция составила 1%. По мнению властей региона, рост произошёл за счёт подорожания овощей. При этом вице-премьер — министр экономики Дмитрий Краснов заявил, что из перечня социально значимых товаров в регионе снизились цены на яйца, колбасу, молоко цельное, макаронные изделия.

Редакция The DairyNews решила пообщаться с представителями молочной отрасли, чтобы узнать, как молочники будут оптимизировать производство в рамках повышения цен на продукты питания.

Мнения молочной отрасли

Так, генеральный директор «Уфагормолзавод» Ильдар Файзуллин считает, что на стоимость молочной продукции наиболее сильно влияют цены на сырое молоко, поскольку в общей структуре себестоимости они занимают около 50%. По его мнению, влияние на рост себестоимости также оказывает и ослабление рубля, поскольку ряд упаковки и комплектующих приобретаются за валюту.

-  Чем выше цена, тем меньше объемы при одинаковых условиях. Сейчас, когда в России уже несколько лет реальные доходы населения падают, да еще в условиях пандемии, повышение цен крайне негативно скажется на объемах продаж. Та же маркировка требует существенных затрат, поэтому, безусловно, ее внедрение повлияет на себестоимость и рост цен. Насколько и когда вырастут цены, мы увидим одновременно с ее внедрением. Предварительно, только за счет платы за код (60 коп. с НДС) цена вырастет примерно на 1 рубль для конечного покупателя. Также на цене отразятся десятки миллионов расходов на оборудование и подорожавшую упаковку, на которой будут печататься коды Data Matrix, - заявил эксперт.

- Согласно коммерческим предложениям от поставщиков оборудования ориентировочная сумма затрат на маркировку составит от 80 до 100 млн рублей для оснащения наших 20 линий мороженого. Сумма затрат включает стоимость оборудования для нанесения и считывания кода, программного обеспечения, технической доработки линий. Ежегодно на расходные материалы мы будем вынуждены выделять от 3,5 млн рублей для замены печатающих головок и термоленты. При условии заказа пленки с нанесенными кодами в типографии, увеличение стоимости гибкой упаковки произойдет на 30%, - рассказал руководитель фабрики ОАО «Новосибхолод» Юрий Пронин.

По словам Ильдара Файзуллина, для решения этих проблем необходима оптимизация производства, которая реализуется путем улучшения качества готовой продукции и снижения общих затрат.

- Молочный рынок – это зрелый, высококонкурентный рынок. Поэтому, например, только повышением оборота продукции оптимизацию не сделать.  Нужно подходить комплексно. Необходимо не теряя обороты, а лучше даже увеличивая их, заниматься снижением операционных, то есть повседневных расходов, и более рационально управлять запасами.  Для решения такой задачи хорошо подходит «Бережливое производство», которое исключает процессы, приводящие к дополнительным затратам. Данная модель оптимизации производства уже несколько лет успешно внедряется и работает у нас на заводе, - рассказал генеральный директор «Уфагормолзавод» Ильдар Файзуллин.

Основатель и генеральный директор семейной фермы «Братья Чебурашкины» Владислав Чебурашкин считает, что оптимизировать производство можно за счет замены неприбыльных линеек продукции, снижения затрат на логистику, улучшения строительства и рабочего процесса.

- Сокращение издержек - это постоянный процесс на развивающемся предприятии.  Существуют две основные задачи - увеличивать продажи и сокращать издержки. Мы рассматриваем стандартный набор - оптимизировать продуктовую матрицу, то есть заменять неприбыльные продукты; снижать затраты на логистику; лучше строить и выполнять графики работ, для того, чтобы избежать переработки. Ничего, что может негативно повлиять на качество продукции мы делать не будем, - заявил эксперт.

По его мнению, рост цен на сырое молоко, упаковку, логистику, варенье и закваски, запчасти – это наиболее важные текущие факторы, повышающие себестоимость готового продукта. По словам эксперта, если компоненты кормов дорожают, а рубль теряет стоимость, можно наблюдать повышение себестоимости продукта. 

- При повышении цен на готовый продукт, сокращаются объемы продаж. Я думаю, что общая уверенность в будущем, персональный доход и издержки наших потребителей, важность здорового питания и доверие к торговой марке - вот что определяет спрос на нашу продукцию. Но тут ещё важно, как себя ведет весь рынок и сам премиальный сегмент, в котором мы в частности работаем.  Производить можно только столько, сколько сможешь продать, - заявил Владислав Чебурашкин.   

- С наступления зимы мы получаем от поставщиков информационные письма о росте цен на упаковку и комплектующие. Стоимость транспортной тары увеличилась на 10,5%, бутылки – на 8,5%, крышек для бутылок - на 3%, контейнеров -  на 5%. То есть, уже сейчас себестоимость готовой продукции растет. А наибольшее влияние на нее окажет маркировка: потребуются инвестиции. Только прямые затраты на переоборудование производственных линий составят не менее 5 млн рублей, - заявили в пресс-службе ГК «Лосево».

В компании заметили, что больше всего на подорожание готовых продуктов влияет увеличение стоимости упаковки и комплектующих.

- Мы стараемся оптимизировать все, что от нас зависит: логистику, производственные линии, закупку комплектующих. Экономить за счет качества продукта для нас не выход, это путь в никуда. Мы осознаем спрос на натуральный продукт с максимально простым составом. Для нашего покупателя это главная ценность. Отказаться от нее - означает потерять своего клиента и, как следствие, каналы сбыта, - отметили в пресс-службе компании.

Так или иначе на производство будет влиять не только повышение цен на продукты, но и маркировка, стоимость кормов, инфляция, зависимость от импорта оборудования. На сколько точно вырастут цены? Верхний предел еще не пробит. Правительство пытается сдержать стоимость товаров на полках, подписывая соглашения об ограничении цен, однако очевидно, что бесконечно перекладывать издержки на предприятия  невозможно. Да и бессмысленно. Ведь ценники оправданы множеством факторов, а решений для поддержки потребительского спроса пока не предвидится. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью