Велика Россия, а земли для «плачущего фермера» нет

Источник: kp.ru
Обозреватель "КП" Владимир Ворсобин попытался понять, почему у трудолюбивого крестьянина, поверившего государству, сначала чуть не погубили скотину, а теперь - отобрали участок, который он возделал.
КРЕСТЬЯНСКИЕ СЛЕЗЫ

Не думал, что встречу этого человека снова. Плохой это знак. Странный.

Выздоровевшие не любят вспоминать врачей - герои моих материалов исчезают по той же причине.

Значит их проблемы решены. Значит - слава Богу.

А тут одна досада - вот может так не везти мужику!

Познакомились мы несколько лет назад, когда крестьянин из Серпуховского района Подмосковья Александр Сивак стал звездой «ютуба» под народным прозвищем «Плачущий фермер».

Тогда на Сивака, казалось, обрушались все несчастья сразу - в автокатастрофе погиб старший сын. Рухнуло хозяйство. Ферму, которую Сивак многие годы арендовал у бывшего колхоза, отсудил новый управляющий. И тогда в зимнюю ночь случилась катастрофа - один из самых крупных фермеров района оказался на улице. Вместе со всей своей скотиной.

Видеокадры - как коров, телят, молочных поросят судебные приставы выгоняли на мороз, разнеслись по соцсетям. И конечно самый драматичный момент - Сивак стоит в бессилии, наблюдает отрешенно, как избивают его скотину палками, как месячные ягнята умирают в метели… И заплакал тогда фермер. Именно эти слезы (циничное время!) - сделали его знаменитым.

Тогда нам, журналистам, удалось помочь Сиваку. Обнаружив скандал с «плачущим фермером» в федеральной прессе, местные власти кинулись его гасить. Пообещали даже гранты. Сивак нашел себе другую ферму, где сумел сохранить свое многоголовое стадо. И самое важное - власти выделили крестьянину два участка по 10 гектаров каждый.

Заброшенные, никому не нужные, заросшие лесом. Но это было уже не важно. Фермер был не просто счастлив. Он был на седьмом крестьянском небе. У него теперь была своя земля.

Когда в последний раз я видел Сивака, на этих гектарах кипела работа - фермер взял под такое святое дело кредит, корчевал лес, проводил электричество, оформлял кадастр…

Серпуховские власти, которым сам подмосковный губернатор Воробьев приказал выделить «плачущему фермеру» землю, тоже были несказанно рады и хэппи-энду и наконец-то наступившей тишине.

И в уверенности, что счастливого Сивака с его коровами, свиньями и абсолютно нерациональным в наше время крестьянским фанатизмом я больше никогда не увижу, я забыл об этой истории.

Но через два года он звонит снова. И рассказывает историю…

- Не-не, - смеюсь в уверенности, что фермер явно что-то напутал. - Так не бывает! Даже в России.

Тогда я еще верил в разумность мироздания и считал, что идиотизм русского чиновника все-таки чем-то ограничен.

Но на всякий случай прошу фермера прислать документы…

Присылает.

Чертыхаюсь. Феерическая история!

Снова еду в Серпухов.

ОТНЯЛИ СТРОГО ПО ЗАКОНУ

Таких как малоземельный фермер Сивак в России - десятки тысяч. А может - и все современные крестьяне похожи на этого несчастливого трудягу. Думаю, есть тайное правило - если русский фермер настоящий, то среди всех его крестьянских «плюсов», если один тяжкий недостаток Сивака.

Несмотря на весь свой тысячелетний опыт, скептицизм, осторожность, хитринку - русский работяга все равно упрямо верит государству. Тому самому, с флагом, гербом и армией чиновников, издающих законы и их же исполняющих…

Любой фермер обязательно скажет: «ну мне же обещал сам глава» или «вот бумага» или «вот же распоряжение - все по закону!» или мое любимое - «ничего не случится - они же не имеют права!»

Мне, скажет, работать надо, а не в бумажках копаться…

И обязательно приведет цитату из выступления президента. Или об импортозамещении. Или…

Вот Сивак сейчас высыпал на меня все типовые фермерские сказания, и закончил классическим: «Путин же сказал об этом по телевизору! Я же сам слышал!»

- До президента мы еще доберемся, Александр, - киваю. - Давайте по порядку. Вы же были как у Христа за пазухой - решением губернатора и распоряжением местного правительства вам дали землю в аренду на 49 лет.

- И что?! - кричит фермер. - У меня снова все отобрали.

- Но слово губернатора, да и распоряжение. А кадастр?! Это же (как в «Собачьем сердце») «окончательная» бумажка…

- И все равно отняли. Причем строго по закону, - растерянно смотрит на меня. - Я сам не могу ничего понять…


БУМАЖКА СИЛЬНЕЕ ПРАВДЫ

В серпуховской администрации дело стало проясняться. Но как-то неохотно, с трудом.

Оказалось, когда губернатор приказал выделить Сиваку два участка, чиновники рьяно бросились выполнять приказ - нашли заросшее лесом поле. Проверили по кадастру - земля удачно бесхозная. Быстро оформили документы. Пометили в своей отчетности - «помощь фермерскому хозяйству».

Сивак в свою очередь вложил около полумиллиона своих рублей на расчистку. Провел электричество. Стадо уже насчитывало около сотни голов, строился новый хлев…

Идиллия продолжалось несколько месяцев.

И тут грянул - банально выражаясь - гром. Запахло серой.

В Серпухове появился Вадим Владимирович Незамаев, разнорабочий магазина «Лента» с синенькой бумажкой в руках. Силы эта бумажка была необычайной.

Документ (свидетельство об аренде) гласил - земля выданная Сиваку на самом деле принадлежит Незамаеву. Дескать, покойный отец Незамаева получил ее в аренду в 1991 году, и заканчивается она в конце 2017-го. Потому, дескать, возвращайте гектары назад, потребовал разнорабочий «Ленты», я тут хозяин…

Сначала к этому персонажу в Серпухове отнеслись несерьезно.

Сивак благодушно считал, что это у него в руках «окончательная бумажка». Что он, черт возьми настоящий фермер, а если даже какой-то самозванец и имел когда-то эту землю - так он ее преступно не обрабатывал, она заросла лесом. Да и сам Путин за него, за Сивака. Ведь говорил же он…

Президент действительно в 2015 году говорил в ежегодном послании федеральному собранию: "Слушайте, мы уже столько лет об этом говорим, а воз и ныне там - предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать земли".

«Я хочу! Я могу! Я это и делаю!» - кричал Сивак.

В серпуховской администрации тоже были на счет Незамаева спокойны.

- Нам областное министерство сельского хозяйства дало четкую инструкцию - изымать такие земли и передавать реальным сельхозпроизводителям, - говорит начальник отдела сельского хозяйства районной администрации Лидия Величкина. - Тем более за аренду Незамаев не платил десятилетиями… Он бросил землю. Мы и были спокойны, считая, что закон на нашей стороне.

- А как вы вообще выдали землю, на которой «сидит» другой хозяин? - интересуюсь.

Из слов зам главы администрации Ирины Филатовой выходило две вещи: а) произошел несчастный случай, б) опять - какой же невезучий этот Сивак.

- В начале 90-х на землю выдавали синие свидетельства старого образца, - объясняла она. - Эта земля незакадастрирована. А заставить граждан ее оформить мы не можем. Никаких законных рычагов у нас нет. Если хозяевам таких земель что-то от администрации надо, они к нам приходят, и мы их вынуждаем оформится в кадастре. Но это если эти гектары хозяину нужны. А если нет? Тогда земля исчезает - кадастр ее не видит. И тут Сиваку не повезло…

- Подождите, - у меня в голове что-то категорически не сходилось, а потому я садистки пытал главу сельхозотдела чиновницу Величкину. - Но если администрация в 91-м выдала некоему Незамаеву землю, значит сведения об этом у вас где-то есть?

- Где-то есть, - сдалась Величкина, наконец-то приоткрыв постыдную правду. Оказалось, что фермеру не повезло, когда чиновники торопились выполнить указание губернатора. О «синих свидетельствах» они позабыли, и выдали «чужой» участок..

Но это еще полбеды. Даже при этой старой бумаге закон позволял игнорировать права лже-фермера на землю настоящего «плачущего фермера», если она не обрабатывается. По большому счету чиновники, исполняя указание Путина, обязаны вычислить каждый заброшенный гектар, штрафовать, изымать, заставляя собственников работать. То есть осуществлять карательные функции государства там, где действительно они для нас, подданных, нужны…

Тут же все очевидно. У фейкового фермера Незамаева на поле вырос лес.

- Какой лес? - усмехнулась чиновница. - Севак его выкорчевал. На свою беду. Поле идеальное. Иди доказывай - что это сделал не этот разнорабочий из «Ленты». Ни одного предупреждения Незамаев от нас не получал, а это условие - для расторжения аренды. Вы спросите - почему? (Величкина вспыхнула) Да потому что у нас законы идиотские! Я как-то попыталась оштрафовать за неиспользуемые земли, и поняла, что бесполезно.

- ?!

- По закону я обязана вручить официальное письмо собственнику лично. А ему достаточно не прийти в администрацию и выключить телефон. И все! В итоге ни одного штрафа. И мы оказались бессильны перед Незамаевым.

И районный суд отобрал у Сивака вспаханную землю. И «вернул» ее рабочему магазина. Правда, Незамаев только во время суда оплатил просроченную аренду земли за 20 лет - 50 тысяч рублей, но суд этого словно не заметил.

- Судья в ситуации даже не разбирался, - грустил вторично выброшенный с земли фермер. - Просто посмотрел в бумаги и все. Спросил - а как дескать докажу, что именно я корчевал лес…

Суд был строго бумажным. Как докажите, что земля не обрабатывалась? Где предупреждения? Где штрафы?

А я очень хотел увидеть Незамаева и, глядя ему в глаза, спросить… Ну если не горячиться, не взывать глупо к совести, то хотелось хотя бы понять - что будет делать с землей этот разнорабочий гипермаркета?

Мы с ними встретились у злосчастного поля на закате.

Кругом красиво росла картошка…

И так же кругом бегал злой Сивак. Он никак не мог привыкнуть к мысли, что эта земля не его.

- Ты что с ней делать будешь? - кричал он врагу.
 

ЛОГИКА ОЧКАСТОГО ПРОЛЕТАРИЯ

Низамаев оказался скромным, интеллигентным человеком с тихим голосом и ироничным взглядом из под очков. Он был обезоруживающе логичен.

- Чиновники меня не дергали, я и не платил аренду, - пожал плечами он. - Потом узнал, что землю отдали другому. Подумал - как-то жалко эту землю бросать. Пошел в администрацию. Там мне сказали - давайте мы вам дадим землю в любом другом месте. Или через суд. И я решил через суд.

- Ну разумеется, - киваю. - Земля здесь готовая. Но тут момент, простите, этический, Вадим Владимирович. Александр за вас выкорчевал лес. Провел электричество.

- Я благодарен ему. Но я по суду выиграл землю. Какие тут разговоры? - удивился рабочий «Ленты».

- Но суд не разбирался в ситуации, - закричал издалека фермер.

- Вы что от меня хотите? - улыбнулся Незамаев.

- Ничего от вас не хочу, - готов заплакать «плачущий фермер». - От вас - ничего… Я власти поверил. Мне сказали - это моя земля!

- Такая уж у нас власть… - с усмешкой кивнул Вадим Владимирович.

- Что будете с землей делать? - спрашиваю.

- Я начинающий фермер. Раньше не занимался сельским хозяйством - теперь занялся. В чем проблема?!

- Может в аренду сдавать планируете?

- Александру Степановичу могу, - тихо улыбнулся Низамаев, кивнув на Сивака.

- Ага, по 20 тысяч в год за гектар?! Знаю я эти расценки… - плюнул Сивак, и зашагал в горизонт, туда где блуждало его вечно-бездомное стадо.

ПОСТКРИПТУМ

Последняя капля надежды

На этот раз с фермером Сиваком я прощался без всякой надежды.

Александр же по привычке надеялся на меня.

- Вот вы напишите в «Комсомолку», и власти обязательно чухнутся. Обязательно прилетят. Помогут! - убеждал крестьянин себя.

А я молчал. Успел я кое-что узнать. Ситуация еще хуже, чем думает Сивак.

Он еще надеется - что предложат чиновники ему другую землю.

Что администрация выплатит ему деньги, вложенные в потерянные гектары…

Но похоже на этот раз у Сивака украли все.

- У нас не осталось земли, которую мы могли отдать в аренду на 49 лет, - вздыхает чиновница серпуховской администрации. - Только на 3-5. Фермер от таких вариантов отказывается. И правильно - вложишь в нее деньги, и они исчезнут…Да и мы бы рады отдать деньги Сиваку. Мы его, несчастного, уже всем районом жалеем. А как?! У него же нет ни единой квитанции, доказывающей, что он корчевал этот чертов лес…

И самое забавное… Недавно фермеру предложили заросший лесом участок. Еще один.

Когда мы с Сиваком осматривали его хозяйство, фермеру позвонил чиновник.

- Да вы что мне предлагаете?! - тихо сказал в трубку Сивак. - Это участок фермера Кочана. Я его знаю. У него на руках точно такое же окаянное свидетельство. Вы что же делаете, а?

- Че ж мне, б…, так не везет?!!! - спросил он.

- Сходите в церковь, - советую. И хотел было добавить: «Бросьте фермерство и отойдите подальше от государства», но не посмел.

Должна же остаться даже в этой истории хоть капля надежды.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Бездушие судов или безграмотность граждан: чья вина?

Мы все чаще сталкиваемся с решениями судов, которые на первый взгляд кажутся странными и необоснованными. Даже жестокими. Несправедливыми. То инвалида-колясочника признают виновным в разбое, то фермера лишат земли-кормилицы. Создается впечатление, что судья принимает решение, не отрывая глаз от бумажек, не глядя на тех, кого судит. Однако юристы считают, что такое впечатление во многом складывается из-за правовой безграмотности самих граждан. И их нежелания обращаться за советом к профессионалам. Такой вывод можно сделать из комментария, который дал «Комсомолке» по ситуации с фермером Сиваком адвокат коллегии адвокатов «Московский юридический центр» Александр Прудников.

- Александр, на ваш взгляд, что на самом деле стало причиной этой неразберихи?

- Неотражение в кадастре всей информации о всех земельных участках. В конце 2016 года были предприняты меры по сведению всей информации в Росреестре, объединению данных кадастра и существовавшего госреестра прав в единый госреестр недвижимости. Все установленные сроки такого объединения прошли, а работа еще не завершена. Новое руководство Росреестра ссылается на нерасторопность предшественников.

- Как надо было действовать герою нашей публикации?

- При получении земельного участка надо брать дело в свои руки - проводить процедуру «дью дилидженс», то есть нанимать юриста, который проверит отсутствие прав третьих лиц на землю.

- Процедура недешевая?

- Может обойтись до 300 тысяч рублей. Но только после «дью дилидженс», которая весьма оправданна в условиях российской действительности, можно вкладывать деньги в освоение земли. В крайнем случае Сивак мог и сам обратиться в архив Серпуховского района, а у главы местной администрации попросить поземельную книгу, чтобы сравнить данные из этих источников с данными службы земельного кадастра.

- Решение суда было неверным? Реально ли их обжаловать в вышестоящих судах?

- В вышестоящих инстанциях сломать состоявшееся не в пользу Сивака решение будет непросто. Потому что все доказательства полагается выкладывать в суде первой инстанции. С материалами дела я не знаком, но могу предположить, что не все доказательства были представлены: квитанции об оплате за приведение земель в порядок, свидетельские показания, даже фото- и видеосъемка участков до и после обработки.

- Что же теперь делать фермеру?

- Легче предъявить иск к местной администрации, Росреестру (взыскание убытков от их решений или бездействия) и Незамаеву (взыскание необоснованного обогащения - за счет Сивака Незамаев получил выгоду в виде обустроенных земель). Но, перед тем как затевать тяжбу, важно заручиться экспертной оценкой, специалисты должны провести денежную оценку произведенных улучшений участка земли и убытков от его потери. Возможно, тогда администрация все же решит найти какие-то приемлемые варианты компенсировать фермеру его убытки деньгами либо равноценным участком.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью