Василий Скурида: Мало кто понимает, что интересует покупателей в альтернативных немолочных продуктах

Источник: The DairyNews
Как ранее писал The DairyNews, в ежегодном отчете "Топ 20 крупнейших молочных компаний" Rabobank сообщил о росте продаж растительных альтернатив жидкому молоку и йогуртам, особенно на основе овса и миндаля.

Более того, в документе говорится, что определение молочных продуктов становится более размытым. За комментарием агентство обратилось к Василию Скуриде, управляющему и сооснователю Sooperfoods.

Рабобанк говорит о том, что определение молочных продуктов становится все более размытым. Согласны ли вы с этим мнением?

- Думаю что с точки зрения потребителя это не так. Молоко - однородная жидкость светлого цвета, немного сладенькая, жирная, приятная по текстуре и вкусу. 

Существует много видов молока, например, кокосовое, овсяное, миндальное, коровье молоко, козье, безлактозное, протеиновое, парное, топленое и прочее. Для абсолютного большинства населения, если, конечно, не брать в расчёт людей с реальной непереносимостью, это «разный вкус» с какими-то полезными свойствами в каждом виде молока.

Сегодня хочется миндальное, завтра безлактозное, а вот овсяное не буду, вчера подруга сказала, что там глютен. Примерно так происходит выбор. Тогда было молоко и сейчас есть молоко, только вкусов и вариантов больше стало.

А вот с точки зрения производителей разница огромная. Раньше молоком было то, что даёт корова. Сейчас это смесь различных порошков. Для обычного молока это, грубо говоря, казеин + сывороточные белки + лактоза + жирные кислоты. Но казеин можно заменить на соевый или гороховый белок. Лактозу на сахар, фруктозу, эритрит. Жиры на другие насыщенные жиры, например, соевый, кокосовый и т.п. Очень большое количество комбинаций стало возможно.

Получается что для потребителя все это молоко. А производитель, привыкший доить коров, теперь должен думать, как заниматься смешиванием порошка соевого концентрата с водой, маслом и сахаром. 

А что об этом говорят, думают  регулирующие органы?

-  За регулирующими органами третья точка зрения. Они все ещё доят коров. В наших технических регламентах понятие молоко применимо только к продукту от коровы, как впрочем, и другие «молочные» слова: йогурт, кефир, творог, сметана. Если в продукте нет коровьего молока, то использование таких слов является введением покупателя в заблуждение со всеми вытекающими санкциями. «Нормативы» не успевают за потребителями в данном случае.

Возможно ли, что в России это приведет к тому, что остро встанет вопрос о защите молочных наименований, как это уже происходит на Западе?

- Чтобы это понять, надо задаться вопросом, кому это нужно. Потребителям? Сомневаюсь, у них есть глаза, и они могут прочитать: кокосовое молоко или коровье. Эти термины уже давно являются общепринятыми. Консервативным молочным производителям? О да, они бы с радостью написали на каждом растительном молоке «Осторожно, не пей». 

Вопрос, на сколько у них хватит сил бороться с неизбежным потребительским спросом?

Каковы перспективы альтернативных пищевых продуктов?

- Настолько хорошие, что к ним уже хотят присоединиться все крупные молочные компании.

Но вопрос, есть ли перспективы у таких «присоединенцев». Мало кто понимает, что интересует людей в этой альтернативе. Люди хотят просто получать положительную обратную связь от организма. Лёгкость, здоровая фигура, отсутствие прыщей, здоровье сердечно сосудистой системы. Двумя главными препятствиями на этом пути являются простые углеводы и насыщенные жиры. Если производить альтернативные продукты, заменяя простой углевод  - лактозу на сахар, а молочные жиры на различные растительные спреды, то в этом нет смысла. Это альтернативный продукт. Но он не даст потребителю искомого эффекта.

Перспективы есть у тех, кто хочет дать людям возможность стать более здоровыми.

Многие компании, например, Эфко, Русагро, Данон, Юнилевер уже имеют большой опыт работы не только с молочной продукцией, но и с растительными компонентами. Считают ли эксперты, что со временем все молочные компании включат в ассортимент альтернативы или это останется среди крупных международных компаний?

- Как и с коровьим молоком будет много игроков, у каждого будут свои какие-то фишки.  В «альтернативке» пространства для творчества намного больше.

А нужно ли производителям альтернатив, чтобы их продукты назывались иначе, чем молочные? 

- Нет, пусть молочники пишут у себя «коровье», а мы будем писать «кокосовое». Потребителей это устроит полностью. Вот если не писать «коровье», тогда будет путаница.

Или представители молочной отрасли пытаются через защиту наименований отстаивать саму отрасль, а вовсе не интересы потребителей?

- Конечно. Потребителям самим все прекрасно понятно. Мы, немолочные производители, везде ярко пишем «Vegan» на кокосовом молоке и т.п. Эти продукты дороже, чем обычные молочные в два-три раза, стоят на специальных веган-полках. Эти слова уже давно общеприняты для растительных продуктов. Для нас это преимущество, которое мы стремимся всячески подчеркнуть. Разве это похоже на попытку обмана?


25.11.2021
18 ноября Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) направил официальное обращение на имя Андрея Белоусова, первого вице-премьера Российской Федерации, с просьбой принять участие в решении проблемы, связанной с усложнением логистики на фоне миграционного кризиса. Транспортный коллапс, по сообщению совета, наблюдается на границе Польши и Беларуси, что может не только вызвать задержки поставок продуктов питания и товаров первой необходимости, но и спровоцировать рост цен. The DairyNews собрали комментарии участников рынка, чтобы понять, какие последствия может повлечь за собой сложившаяся ситуация и каковы возможные пути ее разрешения.
Читать полностью
Календарь