Валерия Родина: Экспортировать продукты на растительной основе готовы как крупные, так и небольшие компании

Источник: The DairyNews
Исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе рассказала подробнее о том, какие компании на данный момент формируют российский рынок растительной продукции и о перспективах российских производителей альтернатив на мировом рынке. Отдельно эксперт прокомментировала меры, которые предпринимает Союз для поддержки отечественных производителей альтернатив.
Валерия Родина: Экспортировать продукты на растительной основе готовы как крупные, так и небольшие компании

Отвечая на вопрос, насколько производители товаров на растительной основе готовы к активному экспорту, Валерия Родина подчеркнула, что в первую очередь важно понимать, какие компании на текущий момент формируют российский рынок растительной продукции:

— Сейчас можно выделить две категории. Первая — это производители, убежденные приверженцы ЗОЖ, веганы, вегетарианцы, которые приняли решение отказаться от мяса, молока, сыра и другой продукции животноводства. Они открыли свой бизнес с целью расширения ассортимента растительных продуктов питания. Другая часть — крупные высокотехнологичные компании, которые активно развивают научно-исследовательскую базу и внедряют передовые производственные решения. Их цель – создать «FoodTech» индустрию, которая может заменить привычные продукты питания.

В качестве примера эксперт привела растительное мясо: по информации, имеющейся у Союза, ожидается, что к 2029 году мировой рынок растительного мяса достигнет 140 млрд. долларов или 10% и в дальнейшем эта доля будет только расти.

Крупные компании-производители, по мнению Валерии Родиной, уже готовы к экспорту, многие уже имеют департаменты ВЭД, т.к. они обладают необходимыми мощностями для создания нужного объема продукции. Такие компании готовы к рискам и нацелены занять свою нишу на мировом рынке, а также более защищены в экономическом плане, т.к. диверсификация бизнеса создает некую финансовую подушку безопасности. При этом они готовы не просто поставлять уже разработанную продукцию, но и переориентировать производство под конечного потребителя, под запросы конкретной страны – будь то вкусовые предпочтения или требования к упаковке товара.

— При этом небольшие компании также готовы экспортировать продукцию. Интерес с их стороны довольно большой. Здесь для компаний важно понимать эффективные схемы продвижения, меры поддержки государства, видеть гарантию выхода на рынки и рассчитывать риски, — отметила Валерия Родина.

Встать на зарубежную полку, по мнению исполнительного директора Союза, возможно. Существует множество механизмов продвижения российской продукции, финансовых инструментов и мер поддержки экспорта. Приоритетными направлениями можно считать Китай, Восточную Европы, Ближний Восток и Африку. С ростом технологий и расширением ассортимента продукции, российские производители могут составить конкуренцию в части качества и вкуса растительных продуктов.

— Если говорить о насыщенности зарубежного рынка, то рассчитать нехватку предложения, дефицит продукции пока невозможно. Есть спрос, он растет, производители успевают реагировать и наращивают производство. В этот процесс гармонично вливаются новые игроки, и реализовать свой потенциал получается у всех. Но это если мы говорим про Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. В Северной Америке очень высокая конкуренция, поэтому там найти место на полке российским производителям будет сложно, — уточнила Валерия Родина. — В целом, наиболее перспективными для российских производителей является рынок Китая. Там самый высокий темп роста. Сегмент продукции на растительной основе в 2026 году составит 7 млрд. $, где 3,3 млрд. – растительное мясо, а 3,2 – растительное молоко.

С учетом введения Европейским Союзом трансграничного карбонового налога в перспективе нескольких лет, экспорт именно растительной продукции в Европейские страны станет достаточно выгодным, поскольку производство такой продукции, как правило, обладает незначительным накопленным углеродным следом и, соответственно, производители будут уплачивать минимальный углеродный налог или не платить его вовсе за счет реализации климатических компенсирующих проектов, а так же выпуска и продажи углеродных единиц на добровольном рынке.

Тем не менее, продолжила эксперт, необходимо грамотно развивать оба направления, чтобы успеть занять свободные ниши на мировом рынке:

— Сбавлять позиции на внутреннем рынке тоже нельзя, т.к. в России это молодой бизнес, потребительский спрос растет, а, значит, важно не упустить момент. Найти золотую середину непросто. Насколько экспорт выгоден или нет, зависит от конкретной компании, ее финансовых и производственных возможностей. Важно понимать, что спрос на продукцию будет только увеличиваться – с ростом потребителей и их желания питаться здоровой и растительной пищей.

Валерия Родина рассказала, что Союз производителей продукции на растительной основе совместно со Сбербанком планирует провести стратегическую сессию с членами объединения, а также компаниями, которые планируют присоединиться к Союзу. На мероприятии планируется изучить текущий опыт компаний по экспорту продукции, удачные и неудачные моменты, определить пути решения и пошаговую инструкцию действий. Кроме этого Сбербанк готов уже предложить готовые инструменты, гарантирующие попадание российской продукции на полки магазинов в зарубежных странах.

Отдельно Союз производителей продукции на растительной основе планирует сделать сессию вебинаров для производителей по подтверждению соответствия растительной продукции требованиям зарубежных рынков.

— Целесообразно будет проводить отдельные семинары по наиболее привлекательным зарубежным странам с точки зрения экспорта растительной продукции, — дополнила Валерия Родина.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью