Латвия 27.11.2008

В Латвии упадут цены на продукты?

Источник: gorod.lv
По мнению руководителя Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуны Гулбе, уменьшение инфляции, обусловленное снижением спроса и трат потребителей, приведет к падению цен на продовольствие.  По ее прогнозам, в основном будут дешеветь молочные продукты, но только при условии расширения предложения на рынке ЕС.
В Латвии упадут цены на продукты?

По мнению руководителя Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуны Гулбе, уменьшение инфляции, обусловленное снижением спроса и трат потребителей, приведет к падению цен на продовольствие.  По ее прогнозам, в основном будут дешеветь молочные продукты, но только при условии расширения предложения на рынке ЕС. Снижение экспортного спроса немного понизит цены и на кондитерские изделия, безалкогольные напитки, в частности кофе.

И.Гулбе считает, что цены на мясо повышаться не будут, а цены на хлеб и макаронные изделия сохранятся на прежнем уровне из-за сравнительно высокой стоимости качественного зерна.

СПРОС ПОВЛЕК ПОДОРОЖАНИЕ

При рыночной экономике цены для всех нас – продавцов и покупателей – имеют огромное значение. Для самостоятельных же товаропроизводителй вопрос о ценах – это вопрос жизни и смерти.

За 10 месяцев текущего года цены на продукты питания в странах ЕС в среднем увеличились на 3,7%. При этом наиболее значительно они повысились в Литве – 10,2%, на Кипре – 10% и в Латвии – 9,5%. Менее всего в Польше – 1,5%.

Центр по содействию сельскохозяйственному рынку Латвии еще в 2004 году предупреждал о надвигающемся росте цен. Показательный пример – рис, килограмм которого в мае 2004-го стоил 35 сантимов, а в июле этого же года за тот же вес рисовых зерен покупатель уже платил 51 сантим. По нормам ЕС, ставшими обязательными для Латвии, каждая тонна ввезенного в страну риса облагалась пошлиной в 416 латов. Вот цена и увеличилась в среднем на 28 сантимов. Стоимость куриного мяса подскочила после объединения двух главных птицеферм – Кekava и Lielzeltini. Ну и так далее – на каждое подорожание своя причина найдется, хотя есть и общие. В 2007 году рост цен на продукты питания в Латвии связывался с инфляцией, которая затормозила лишь в начале лета 2008 года. В мае ее суммарный показатель достиг пиковой точки – 17,7%, замерев на этой отметке в июне. Резко увеличившийся спрос на зерно повлек подорожание хлеба, выпечки, молочных продуктов. До лета 2008 года цены на продукты росли непомерно и непрерывно. Летом свежее мясо в целом подорожало на 2,3%. В большей степени это касается свинины. Копченое мясо, колбасы и консервы в целом подорожали на 3,9%. Значительно – на 19,8% – повысились цены на рис. Безалкогольные напитки, сладости, фрукты, кондитерские изделия и свежая рыба подорожали на 25,8%.

ВОПРОСОВ У МИНИСТРА БОЛЬШЕ НЕТ

А потому прогноз главы Ассоциации торговцев Латвии Хенрика Данусевича по поводу того, что цены на продукты питания достигли своего потолка и осенью расти уже не будут, стал весьма неожиданным. Тем не менее некоторые изменения в сторону уменьшения цен при пристальном рассмотрении есть. Незначительно дешевле стали овощи, молочные продукты, сыр и яйца. По словам Данусевича, если продукты питания и подорожают, то лишь настолько, насколько этого потребуют общеевропейские тенденции и стоимость энергоносителей. Были еще ссылки на урожай – каков урожай, таковы и цены.

А вот по словам представителя RIMI в Латвии Эвы Фреймане, цены зависят от того, “повысят ли производители стоимость на свою продукцию. При дальнейшем удорожании торговцам будет выгоднее привозить продукты из-за рубежа, а не покупать их у латвийских производителей”. Но дело в том, что наши производители уже не видят возможности повышать цены. Любое удорожание – снижение покупательской способности, что ничего хорошего производящему не сулит.

Министр земледелия Мартиньш Розе уведомил: “В этом году цены на зерно упали на 30%”. Однако цена на хлеб почему-то остается неизменной. Розе считает, что сейчас есть экономические предпосылки для снижения цены на хлебо-булочные изделия. “Конечно, существует вопрос, насколько выросли другие статьи расходов. Однако после того как я прочел, что у розничной сети MAXIMA в 2007 году была рекордная прибыль, вопрос у меня больше не возникал”, – сказал министр.

КТО ЗАПРАВЛЯЕТ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ

Председатель правления предприятия АО Maiznиca Dinella Анатолий Никитенко высказал следующее мнение: – Планов по повышению цен в ближайшие три месяца не вынашиваем. Однако многое будет зависеть от того, как на рынке поведут себя наши конкуренты – Hanzas maiznиca и Fazer Bakeries. Эти производители прибалтийского масштаба занимают на латвийском хлебном рынке доминирующее положение. Если они будут повышать цены, то и мы будем вынуждены это делать. Или наоборот, допустим, на определенные сорта хлебной продукции с их стороны цены понизятся. В таком случае и за нами дело не станет. Идя навстречу покупателю Maiznиca Dinella продолжает удерживать на некоторые сорта хлеба более низкие цены – выручает собственная мельница и рожь. Кроме того, в этом году цена на зерно ниже. Зато повысилась плата за газ, электричество. Для местных производителей хлеба все еще не исключаются банкротства – предприятия не могут окупить себестоимость выпускаемой продукции.

Лидия Макеле, оператор MAXIMA, сказала, что даугавпилсский маркет ценообразованием не занимается – все цены приходят из Риги. Последнее время они держатся примерно на одном уровне. Самым большим спросом у населения пользуется хлеб, молочные продукты. В ноябре несколько увеличился спрос на овощи и фрукты. Яблоки в магазине, килограмм которых стоит 24 сантима, привезены из Польши.

В торговом зале картина предстала более объективно, но совсем не удивительно – полки с акционными товарами выделялись своими полупустотами на нетронутом фоне изобиля более дорогих продуктов. Разница в цене для даугавпилсского покупателя имела и имеет решающее значение. И то сказать – заплатить за кисло-сладкий хлебушек 35 сантимов или 84? То же касается сырков, молока, творога и т.д. Тукумская сметана стоит 37 сантимов за 400 граммов. Продавец в молочном отделе заверила, что покупатели мимо тукумских молочных продуктов не проходят. По цене они ниже, а вот по качеству тем, что дороже, не уступают. Тукумское масло в одной цене с литовским Ronisko – 69 сантимов. Латвийским производителям остается уповать на патриотизм покупателя.

Велта, продавец отдела мясных продуктов (кулинария “Какаду”), пояснила, что мясо и мясные продукты подорожали ощутимо. Года полтора назад килограмм фарша стоил 2,25 Ls, а сейчас 2,85 Ls; карбонад – 3,80 Ls, сейчас – 4,60 Ls. Мясо получают из Баусского и Елгавского районов, Тукумского мясного комбината. Цена опять же идет из Риги – магазин является одним из филиалов SIA Enhars. В Даугавпилсе уже открыто три кулинарных магазина этой фирмы. Бывают, конечно, нечастые акции на мясные изделия, когда цена за килограмм снижается на 30 сантимов, но не больше. А вот выпечка, которой магазин тоже торгует, дешевле становится только в том случае, если черствеет – тогда уценка наполовину. Цены в магазинах фирмы везде одинаковы. Для даугавпилсских покупателей, доходы которых в основном несоизмеримы с рижскими, – это накладно, “но так происходит сплошь и рядом в тех случаях, когда цены диктует центр,” – заметила Велта.

В магазине Cento завотделом Наталья Колодынская также сослалась на то, что понижение цен на продукты напрямую зависит от производителя. Примером опять послужило молоко Тукумского молочного комбината, один литр которого при жирности 2,5% стоил 41 сантим. За один литр местного молока от Latgales piens с такой же жирностью следовало заплатить 47 сантимов. Вот как это понять простому обывателю? И еще одно очевидное-невероятное. Эта латвийская осень одарила население страны невиданным урожаем разнообразных сортов яблок. Но в магазинах их не увидишь – крестьянину в супермаркет путь закрыт. На базаре перекупщики торгуют “молодильными” по 50-60 сантимов за кило, тогда как расфасованные польские в супермаркетах с учетом издержек на перевозку идут по 26 сантимов – загадочная страна с полным уклоном в гуманность к евроближнему – свои фрукты и закопать можно, в крайнем случае поросятам скормить, если таковые имеются.

Как бы то ни было, следует признать – цены нам диктуют заграничные супермаркеты. Согласно мнению одного компетентного человека, крупные торговые центры прибавочной стоимости не давали и давать не будут. Они зарабатывают прибыль для того, чтобы направлять ее к себе домой. Супермаркет – это минимум капиталовложений и максимум импортного товара на погибель местным торговцам и производителям.

Правила поведения на рынке, разработанные государством с расчетом, когда не менее 50% ассортимента составляет местный товар, в Латвии (за редким молочным исключением), по-прежнему отсутствуют. Кстати, о молоке. По сравнению с сентябрем 2007 года закупочная цена на молоко в сентябре 2008-го уменьшилась на 7% и составляет 184,34 лата за тонну. В сентябре у молочных хозяйств республики было закуплено 46,66 тысяч тонн молока, что на 6% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. Будем ждать более ощутимого снижения цены на молочные продукты в магазинах? Только вот обрадуются ли такому снижению их производители? Крестьяне не перестают удивляться, что полностью зависят от тех, кого они кормят.

Да и вообще, я вам как покупатель покупателю скажу – если бы не акции на продукты, о каком понижении цен может пока идти речь? Конечно, и сантимы приятно на покупке продуктов сэкономить, если бы в другом месте не надо было десятки латов за тепло платить.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью