В деньгах несчастье

Банк России и минэкономразвития могут пересмотреть прогноз инфляции на 2008 год. С таким заявлением выступил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.
Банк России и минэкономразвития могут пересмотреть прогноз инфляции на 2008 год. С таким заявлением выступил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.

Надо сказать, что об этом он говорит уже не в первый раз. Напомним, что, по официальному прогнозу минэкономразвития, инфляция в 2008 году должна составить 7,5-8,5 процента. Недавно министерство озвучило предварительный итог января - 1,8 процента. И появилось сомнение, что удержаться в заданных рамках будет весьма проблематично.

Впрочем, для начала года рост цен стал почти традицией.

И все-таки, считают некоторые эксперты, озвученные пресс-службой минэкономразвития прогнозные цифры января нельзя считать окончательным приговором. Если проанализировать январские показатели прошлых лет, то ситуация окажется более позитивной. Так, например, январь 2006 года был отмечен инфляцией в 2,4 процента, в то время как индекс роста потребительских цен за год остановился на отметке в 9 процентов. 2005 год был еще более показателен: 2,6 процента - инфляция в январе и 10,9 процента - за весь год.

Так что шансы уложиться в отведенные рамки еще существуют. Тем более что судить по первому месяцу о том, каким будет год, нельзя: большинство принимаемых для минимизации инфляции мер сказывается не сразу.

Одной из таких мер, кстати, стало соглашение о замораживании цен на социально значимые продукты питания, которое подписали ряд производителей и торговых сетей в середине октября прошлого года. Кроме этого, была введена заградительная пошлина на экспорт зерна, а ряд ввозных пошлин на растительное масло, молоко, овощи, цемент был вообще либо снижен, либо обнулен.

Однако результат всех этих мер мы сможем увидеть только в середине-конце весны. Кстати, об этом не раз говорила и глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Так что только тогда и можно будет делать первые более-менее точные прогнозы о том, принесут ли предпринятые шаги хотя бы некоторое облегчение в борьбе с инфляцией.

КомментарийАлексей Ведев,
директор Центра стратегических исследований Банка Москвы:
- Постараюсь быть оптимистом. Инфляция, на мой взгляд, будет 8-10 процентов с надеждой на то, что ее все-таки удастся свести к 7-8 процентам.

Многое зависит от решений правительства. Например, действия государственных компаний типа Сбербанка и ВТБ по проведению IPO в прошлом году на внутреннем и внешнем долговом рынках были не слишком оправданы. Такие крупномасштабные мероприятия надо разводить по времени. В противном случае они разгоняют инфляцию. Кроме того, цены на продовольствие не должны регулироваться административными методами, а с помощью пошлин или разного рода продовольственных интервенций.

Евсей Гурвич,
руководитель Экономической экспертной группы:

- Мой прогноз на этот год - 9,5-10 процентов. Инфляцию, когда уже разогналась, как это произошло в России, очень трудно затормозить. Поэтому удержать ее в заданных рамках крайне маловероятно. Тем более в условиях уже принятых решений, которые внесут в нее свой вклад. Это и повышение пенсий в декабре прошлого года, и дополнительная индексация зарплат бюджетников, и повышение бюджетных расходов. Кроме того, в 2008 году повысятся цены на газ. Соответственно увеличатся производственные затраты предприятий на выпуск продукции, а затраты войдут в конечную стоимость товаров.

Скажется на инфляции и дальнейший рост цен на продовольствие на международных рынках. К сожалению, мировое подорожание - не разовое явление, а долгосрочная тенденция, которая продолжится в этом году. Инфляция - такая вещь, которую нельзя решить пожарными мерами и за один день. Требуется долгосрочная политика. Надо повышать уровень сбережений населения с помощью выпуска облигаций, специальных ценных бумаг, создавать новые привлекательные налоговые схемы для пенсионных накоплений и так далее.

Андрей Нещадин,
заместитель директора Экспертного института РСПП:

- Думаю, инфляция будет в пределах 10-12 процентов. Шансы удержать ее ниже в условиях, когда растут цены на продовольственные товары, когда в стране впервые за 30 лет наметился минимальный запас зерна, а фьючерсные контракты на нефть на декабрь уже стоят 200 долларов за баррель, минимальны. Хотя возможности есть.

Но для этого правительству нужно действовать более четко как единой команде. Сегодня тема единой политики минфина и мин-экономразвития в борьбе с инфляцией более чем актуальна. На передний край выходит и минсельхоз с его зерновыми интервенциями, системой дотаций на перевозки зерна.

Валерий Миронов,
руководитель Центра развития:

- Обуздать инфляцию - это значит снизить ее с нынешних 12 процентов до 10-10,5 процента. Именно этот показатель, на наш взгляд, вполне реален.

Но при этом цены на нефть в мире в 2008 году должны оставаться в среднем 75 долларов за баррель. Если выше, то рост инфляции в России будет соответственно выше. Все первое полугодие цены на продовольствие будут держаться на высоком уровне. На это наложится еще неизбежное в начале года повышение цен на газ и электроэнергию.

Однако с лета, во второй половине года, цены на продовольствие пойдут на снижение. Как ни парадоксально, за счет их сильного скачка в конце прошлого года. И этот фактор будет содействовать уменьшению темпов роста инфляции.

Не исключено, что в этом году инфляцию в России приостановят и процессы в мировой экономике. В частности, замедление темпов роста мировой торговли из-за кризиса в США. Но, с другой стороны, тогда не стоит ждать большого роста российской экономики. Думаю, что при уточнении в этом году нового трехлетнего плана России минэкономразвития представит его новый сценарий в условиях более высокой инфляции.

Источник: "Российская газета" - Федеральный выпуск №4566 от 18 января 2008 г.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью