В топ-4 крупнейших операторов экспресс-доставки вошли две российские компании
В "четвёрку" входят турецкие Dmart и Getir, а также "Самокат" с "Яндекс.Лавкой". Их суммарная выручка за этот год может превысить $3 млрд, причём больше трети придётся на Dmart. Сети уже открыли более чем 2,2 тыс. дарксторов, больше всех — у "Самоката".
Лидер списка Dmart принадлежит Delivery Hero и развивается в 38 странах. За последний год сервис достиг семикратного роста выручки за счёт инвестиций объёмом $440 млн. Его убытки уменьшились на 14%.
"Звёзд" также четыре: Gorillas, Flink (оба из Германии), Jokr (США) и Zapp (Британия). В каждую из служб было вложено как минимум $100 млн инвестиций, а вместе они привлекли $1 млрд. Однако дарксторов у них пока немного — 250-300.
Проекты, находящиеся в стадии предзапуска, в сумме привлекли на свое развитие $173,2 млн. Всего таких проектов 44.
Самоокупаемости не достиг не один из операторов экспресс-доставки. Даже Dmart до этого далеко. В "Самокате" считают, что компания могла бы выйти на точку безубыточности, если бы остановила экспансию (и, очевидно, потеряла потенциальную выручку). Но тогда ей было бы сложнее привлекать инвестиции.
Активный рост в сегменте продлится ещё 10 лет, и по истечению этого срока рынок "мгновенной" доставки будет стоить $5 млрд. К этому моменту некоторые компании смогут начать извлекать прибыль.
Поэтому инвесторам стоит присмотреться к сервисам, развивающим дарксторы: по мнению CM Ventures, за фазой роста последует повышение прибыльности.