В Ростовской области у крестьян украли «молочный» миллион

Источник: krestianin.ru
Молкомбинат задолжал молокосдатчикам крупную сумму, а его директор не моргнув глазом обманула прокуратуру и журналиста.
В Ростовской области у крестьян украли «молочный» миллион
«Мы, жители Новоцимлянского и Калининского сельских поселений, сдавали молоко на Волгодонской молзавод. Сначала с нами рассчитывались вовремя, потом начались задержки с выплатой денег на две недели, на месяц, а теперь вот за два месяца – июнь и июль – вообще не заплатили, и не можем добиться, будет ли нам оплата за сданную продукцию. Получается почти детективная история: директор Волгодонского молзавода С.Н. Батакова клянётся, что рассчиталась с перекупщиком, отдала ему миллион рублей. А перекупщик Евгений Карпенко сначала отвечал на телефонные звонки и рассказывал, что деньги директор не отдала, а теперь и вовсе перестал отвечать». 

Письмо Светланы Новиковой, жительницы Цимлянского района, ничем не удивило. «Крестьянину» уже доводилось разбираться с ситуациями, как две капли воды похожими. Селяне, загнанные в угол безработицей, пытаются выживать за счёт личного подсобного хозяйства, но с их правами не считаются те, кто посильнее. Перекупщики и переработчики невысоко ценят крестьянский труд, а порой и просто цинично и нагло обманывают. Однако этот случай оказался всё же не совсем типичным. За обиженных вступился глава Новоцимлянского сельского поселения Сергей Текутьев.

Крестьянская валюта

Несколько лет назад поселению по губернаторской программе выделили машину. Просили, правда, ассенизаторскую, а дали термобочку для перевозки молока, но всё равно хорошо. Хотели было приспособить её для перевозки воды, но тут нашёлся арендатор именно на молоковозку. Дело нужное. Коров в станице достаточно, а со сбытом туго. Организовал сбор молока в двух сельских поселениях – Новоцимлянском и Калининском индивидуальный предприниматель со ставропольской пропиской Е. Карпенко. Глава не возражал, чтоб и соседям-калининцам послужила их машина. Нанял предприниматель водителей, и стали они ежедневно объезжать около сотни дворов и отвозить молоко в Волгодонск. Цена на него всегда колебалась на уровне трети от рыночной, но никто не роптал – всё же живая копейка. Года два рассчитывались почти в срок – в основном подекадно, если случались задержки до месяца, ждали, не возмущались. Потом расчёты пошли туго. И вот пришёл такой момент, когда платить просто-таки перестали. Для новоцимлянцев чёрные дни наступили в мае, для калининцев – в июне. К концу июля долг зашкалил за миллион. Тут заготовка кормов подоспела, детей в школу собирать пора пришла, а деньги не отдают. Сначала директор молзавода и перекупщик кормили людей «завтраками», потом и вовсе телефоны отключили.

Тогда-то к делу и подключился глава. Не зря народ его выбрал. Свои – ценят, соседи просят: «Возьмите и наше поселение под своё крыло». Сергей Фёдорович обратился в прокуратуру. Вскоре получил ответ: «По информации генерального директора ЗАО «Волгодонской молочный комбинат» Батаковой С.Н., приём молока от населения и сдачу на предприятие в период с 1.01.2012 по 30.06.2012 года осуществлял индивидуальный предприниматель Карпенко Е.Е., которому денежные средства перечислены в полном объёме. В связи с этим прокуратурой города ваше заявление и материалы проверки направлены начальнику МУ МВД России «Волгодонское» для проведения проверки и принятия при необходимости решения в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ».

Нас в упор не видят

Душевный порыв главы ввязаться в это муторное дело стал понятен, когда на встречу одной из первых пришла местная жительница Валентина Ерёмина.

– Вы на руки Валентины Ивановны посмотрите, – обратил он внимание, – она их прячет, а стыдиться нечего. Живёт с двумя детьми и мамой старенькой, держит пять коров. Вручную (!) доит. Это утром как минимум пять вёдер и вечером столько же. Кружкой начни наливать пять вёдер воды, и то заморишься, а тут надоить. И за такой труд вовремя не платят! Был бы дополнительный заработок, так ладно – и подождали б месяц-другой. А то люди этим только и живут.

Пока народ подтягивался в администрацию, мы поговорили с Валентиной Ивановной, как и почему «подсела» она на молочный «бизнес», о трудностях, возникших из-за долга молзавода, об упущенной выгоде. Эти проблемы – общие, как выяснилось в дальнейшей беседе. Зоя Сычёва работает заведующей калининским отделением почтовой связи. Совмещая руководящую должность с обязанностями оператора, получает в районе семи тысяч рублей, да держит семь дойных коров, чтоб иметь возможность учить в Ростове двоих детей. Не хочу, говорит, чтоб сюда возвращались, в эту безысходность. А про позицию директора молзавода так рассуждает:

– Если б не пряталась, а позвонила и по-человечески попросила: так, мол, и так, хотите, покажу документы, со мной тоже не рассчитываются вовремя, мы с вами расплатимся, давайте напишу расписку, что до окончания года отдам долги. Если бы она с нами так поговорила, мы – терпеливые, мы подождали бы, и моральный ущерб нам не надо возмещать. А то ведь она нас в упор не видит, мы – быдло, которое дало ей молоко, ещё и что-то просит.

112 в кавычках

Первое знакомство со Светланой Николаевной Батаковой состоялось для меня в виртуальном пространстве. Из интернета узнала, что в 2005 году директор молзавода баллотировалась в мэры Волгодонска, но не прошла. С депутатскими выборами повезло больше. Об этой деятельности в стиле оды поведала в «Вечернем Волгодонске» местная журналистка: «Службой спасения называют в шутку и всерьёз жители Волгодонска приёмную Светланы Батаковой». И дальше о том, что с её приходом были созданы совет домкомов округа, совет микрорайона, совет профилактики правонарушений и совет молодёжи. «С её участием решаются проблемы, волнующие всех и каждого». Заканчивалась статья на целую полосную страницу словами: «В одной публикации обо всём не рассказать. Но то, что округу повезло с депутатами, – это очевидно. И все болевые точки его жизни не остались незамеченными».

Но, видно, ничто человеческое депутатам не чуждо. Раздвоением личности могут страдать и они. Во всяком случае, при личном знакомстве мне показалось, что та статья была про другого человека.

Спасайся, кто как может

На завод я отправилась с единственной целью – задать два вопроса: почему завод задолжал калининским молоко¬сдатчикам расчёт за 60 дней и новоцимлянским – за 80? И почему в прокуратуре Светлана Николаевна сказала, что посреднику Карпенко «денежные средства перечислены в полном объёме»? На тот момент я уже успела выяснить по телефону у сотрудника отдела экономической безопасности Владимира Уткина, что миллионный долг С.Н. Батакова признала и обещала рассчитаться до 31 декабря этого года. Я только рот открыла, как хозяйка предприятия тут же выпалила, что всё согласовано – долг будет выплачен до конца ноября. Не успела я порадоваться за месячное опережение расчёта, как уловила цифру 300 тысяч.

Вообще-то, завод много кому задолжал. Работники комбината рассказали, что с перебоями получают положенное молокосдатчики Зимовниковского, Семикаракорского, Морозовского районов, что с предприятия уволились почти все молодые работники, остались только пенсионеры, которым подспорьем служит пенсия, когда на полгода и дольше задерживают жалование.

– Почему же 300, когда долг свыше миллиона перед жителями Новоцимлянска и...
– Я с Новоцимлянском вообще не работаю, – огорошила директор.
– Ну как...
– Никак.
Дальше Батакова пояснила, что она работала не с «Новоцимлянском, а с предпринимателем».
– Вот я сейчас его вызвала, потому что у меня к нему большой вопрос, он обещал приехать из Тюмени на следующей неделе.
– Это правда, что он ваш родственник?
– Да, он мой родственник.

Сами по себе родственные связи в трудовых коллективах криминалом не являются, однако не без того – переводят деловые, а особенно коммерческие отношения в иную плоскость доверия.

Дальнейшие полчаса ушли у меня на то, чтобы свести воедино результаты проверок правоприменительной и правоохранительной организаций. Они недвусмысленно противоречили друг другу. В прокуратуре С. Батакова сказала, что с предпринимателем Е. Кар¬-
пенко рассчиталась сполна, в полиции миллионный долг признала. Вот выдержка из ответа на редакционный запрос начальника ОЭБ и ПК МУ МВД РФ «Волгодонское» полковника полиции И.Н. Кузнецова: «В ходе проведения проверки было установлено, что в период времени с 2012 г. жители Новоцимлянского и Калининского сельских поселений регулярно сдавали молочную продукцию представителям ЗАО «Волгодонской молочный комбинат», однако оплата за данную продукцию предоставлялась населению с опозданием, в 2012 году оплата произведена только до 15 мая 2012 года, в настоящее время имеется задолженность по оплате перед населением за два месяца и в совокупности она составляет около 1 млн рублей (по данным водителя А. Трофимова, работавшего у Е.Карпенко по найму, 1 млн 50 тыс. рублей. – Прим. ред.). Опрошенная по данному факту директор ЗАО Батакова С.Н. наличие вышеуказанной задолженности подтвердила и обязалась до 31.12.2012 года погасить её. Учитывая то, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ в данной ситуации имеет место быть наступление гражданско-правовых отношений, которые могут разрешиться в суде в гражданском порядке, сотрудниками МУ МВД РФ «Волгодонское» в возбуждении уголовного дела было отказано».

А ведь уже после этих выводов следствия директор предприятия Батакова, гладя прямо мне в глаза, продолжала лгать, что с Карпенко рассчиталась полностью за всё сданное им молоко.

– Тянет время, выкручивается, чтобы не завели уголовное дело, – пояснили знающие люди.
«Служба спасения» решила спасаться как может, не брезгуя ничем.

Молоко потекло за «кордон»

Тем временем объегоренные молокосдатчики собираются идти в суд, вписав в иск не только суммы долга, но и требования о компенсации морального вреда. Молоко же они стали сдавать за пределы Ростовской – в Волгоградскую область. ОАО «Еланский маслосыркомбинат» заключил с продавцами официальный договор купли-продажи с подписями и печатями, с чётко прописанным порядком и условиями поставки и приёмки, с требованиями к качеству, с ценой и порядком расчёта, с прописанной ответственностью сторон. С ценой даже выиграли на каждом литре рубль – Елань принимает по 10 рублей и делает доплату за сверхнормативную жирность молока. Расчёт – раз в пятнадцать дней.

Казалось бы, неплохо всё разрешается. Я даже мысленно поспорила с концовкой письма Светланы Новиковой: «Считаю, что государство бросило крестьян на произвол судьбы, отсюда и такие перекосы». Ну как же бросило, Светлана Силовна, возражала я про себя доверившейся нам читательнице, а глава, а прокуратура, а полиция? Нет, государство готово вас защищать. Но на вторую чашу весов ложилось липкое враньё директора молзавода, депутата Волгодонской Думы Светланы Батаковой, и надежда на торжество справедливости таяла. Найдётся ли вор крестьянского миллиона, будет ли наказан, не повторится ли обман снова с этими тружениками или другими селянами? Если смотреть на вещи реально...

Людмила ВОРОБЬЁВА
ст. Новоцимлянская, Цимлянский р-н, Ростовская обл.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью