В Мособлдуме обсудили проблемы присутствия товаров региональных производителей в торговых сетях

Источник: The DairyNews
15 марта на расширенном заседании Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка обсудили вопросы присутствия товаров подмосковных производителей в торговых сетях на территории Московской области, сообщает The DairyNews со ссылкой на официальный портал Московской областной Думы.

Открывая заседание, председатель Комитета Сергей Керселян отметил, что в настоящее время локальным производителям довольно тяжело попасть в крупные федеральные торговые сети. Несмотря на то, что сейчас в популярных ритейл-магазинах представлено до 90% отечественных производителей в различных категориях товаров, именно региональные организации представлены не так широко.

При этом, как отметил первый заместитель министра потребительского рынка и услуг Московской области Кирилл Григорьев, решать проблему допуска в федеральные сети сложно, поэтому акцент следует делать на локальные сети, а также ярмарки выходного дня. Чиновник рассказал о том, что в настоящее время министерством реализуется проект «Ценопад» - в регионе в течение 2017 года пройдет не менее 60 этих социальных ярмарок. Своё участие в акции подтвердили более 120 предприятий и фермеров, которые будут предоставлять гарантированную скидку на свою продукцию в размере 15%. А отдельные позиции продаются со скидкой 30-50% от стоимости продуктов в розничных магазинах. С графиком проведения ярмарок «Ценопад» можно ознакомиться на сайте министерства.

Кроме того, на территории муниципальных образований подготовлено более 300 площадок для проведения ярмарок выходного дня. Кирилл Григорьев рассказал о том, что их количество увеличилось в 2 раза по сравнению с 2015 годом. Любой локальный производитель имеет возможность принять участие в таких ярмарках.

Однако проведение таких акций не позволяет запланировать поставки и рассчитать доход и объём необходимой продукции. Возникают дополнительные административные барьеры. Более того, для участия в ярмарках необходимо выделять время, которое у подмосковных фермеров и производителей отсутствует ввиду занятости в хозяйстве. Кирилл Григорьев указал на то, что частникам следует кооперироваться в сельскохозяйственных поставщиков для входа в крупные сети, а также развивать крупные продовольственные центры.

При этом попадание в федеральные ритейл-магазины осложняется высокими требованиями, которые продиктованы самим форматом деятельности сетей. Как пояснила представитель одной из крупнейших федеральных сетей, локальные производители не готовы выполнять требования по упаковки продукта. Кроме того, они не в состоянии обеспечить необходимый объём – в основном локальные фермеры ограничены в своих возможностях. В то же время все крупные ритейлы стремятся к единообразию в представленной на своих прилавках продукции. Однако, как отметила представитель, в районах, где сосредоточено много магазинов компании, сеть готова идти навстречу локальным производителям и размещать их продукцию. Но при этом они сами должны осуществлять всю логистику процесса (а не через распределительный центр) – т.е. доставку по всем адресам. Такой возможности зачастую нет – самостоятельное распределение продукции сильно повышает её стоимость и делает неконкурентоспособной.

В ходе обсуждения представленной информации участники заседания высказывали свои предложения по решению данных вопросов. Так, представитель молочного завода «Зеленоградского» из Пушкинского района предложил законодательно закрепить возможность производителей выходить на местные подразделения федеральных торговых сетей.

Прозвучали и другие предложения. Например, региону можно рассмотреть возможность непрямого субсидирования локальных производителей путём снижения отдельных налогов. Также целесообразно компенсировать затраты на продвижение локальных брендов или на логистику.

Также прозвучала мысль о том, что не следует ограничиваться поставками в торговые сети –следует искать новые подходы и форматы. Так, председатель Правления Московского регионального союза потребительской кооперации Артур Абрамян рассказал о том, что организация предоставляет возможность самостоятельно «не на рынках и торговых комплексах, а в сельских магазинах реализовать свои товары. Речь идёт о 400 магазинах в Московской области, в которых будут предоставляться отдельные секции».

Более того, одна из крупных сетей нашла новый механизм работы с локальными производителями – таким фермерам и организациям выделяется небольшая площадь внутри магазина, где они сами продают свою продукцию. Тем самым повышается проходимость и товарооборот магазина, а фермер получает возможность самостоятельно реализовать свой товар.

По поводу проведения ярмарок участники заседания высказали мнение, что не всегда они являются полезными для местных производителей. Зачастую на ярмарках присутствуют перекупщики, предлагающие товары из других регионов и даже государств. Депутат Мособлдумы Эдуард Живцов указал на то, что органы местного самоуправления должны стараться отдавать приоритет именно региональным поставщикам во время проведения таких акций. Того же мнения придерживается заместитель председателя Комитета Игорь Исаев: «Очевидно, что мы должны отдавать приоритет нашей продукции, но для этого необходимо выработать специальный механизм – то, как это сделать в рамках имеющегося законодательство».

Исходя из этого, председатель Комитета Сергей Керселян призвал участников заседания представить свои предложения по совершенствованию сферы в Комитет в письменном виде. Они будут рассмотрены и, возможно, использованы в дальнейшей законотворческой работе.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью