В Липецкой области озаботились привлечением специалистов в сельскую местность

Источник: rg.ru
Для того чтобы сделать условия жизни и работы в селе более привлекательными, необходимы совместные усилия власти и бизнеса. Мысль простая, а задача сложная: зачастую чиновники и инвесторы действуют порознь. Что нужно сделать в первую очередь для изменения ситуации?

Итоги прошедшего сельскохозяйственного года в Липецкой области и чиновники, и сами аграрии посчитали удачными. Однако, как отметил глава региона Игорь Артамонов, несмотря на великолепные финансовые результаты агропромышленных предприятий - а они за год заработали 38 миллиардов рублей, - жизнь на селе в большинстве своем остается "зоной ответственности исключительно администрации области, района, поселения". Он напомнил, что налоговые поступления от предприятий отрасли с учетом преференций, предоставленных на федеральном уровне (например, отсутствие необходимости платить налог на прибыль), не так высоки - всего пять миллиардов рублей. Если казне и раньше было непросто справиться с обеспечением социальных обязательств на селе, то теперь, когда экономика региона подорвана пандемией коронавируса, ситуация усугубляется.

- У нас есть хорошие примеры сотрудничества, когда сельхозпроизводители совершают целый ряд добрых дел, - отметил глава региона. - Но некоторые на липецкой земле еще позволяют себе жить не по примерам лучших практик.

Сотрудничество региональных властей и аграрного бизнеса выгодно всем: в первую очередь потому, что отрасль уже испытывает колоссальную нехватку кадров. Люди не стремятся жить в селе, ведь уровень комфорта в городах выше. Директор Добринского сахарного завода Владимир Арустамов рассказал, что в нынешнем году в благоустройство территорий, социальную инфраструктуру, памятники и религиозные объекты компания планировала вложить 33 миллиона рублей, а в результате израсходовали на эти цели значительно больше - 41 миллион. Кроме этого, свыше 15 миллионов рублей вложено в благоустройство сельских территорий, и примечательно, что благотворительностью руководитель предприятия это не считает.

- Сейчас очень тяжело с кадрами: в городе есть определенный уровень комфорта, и на самом деле в сельские территории денег вкладывается гораздо меньше, - посетовал он. - А люди хотят жить в сельской местности с тем же уровнем комфорта, что и в городе. И наша задача - повысить этот уровень. Только тогда молодые люди будут работать на наших предприятиях, перестанут уезжать.

Измерить в рублях ценность каждого привлеченного сотрудника сложно, и Владимир Арустамов оценивает другой показатель - сумму привлеченных в село бюджетных средств. В нынешнем году, к примеру, к вложенным компанией средствам получилось добавить из федеральной и областной казны 78 миллионов рублей.

- То есть на каждый рубль из бюджета получили еще два, - пояснил он. - Это хороший рычаг для привлечения средств на территорию.

Еще одна проблема сельских территорий - жилищная. Молодые и перспективные специалисты хотят жить в новых домах и квартирах, но построить их сегодня не каждому под силу. Чиновники вынуждены констатировать: даже при нынешнем разнообразии кредитных продуктов на рынке приобрести сельским специалистам зачастую попросту нечего. Пример компании "ЭкоПтица" - тому доказательство. Ее учредитель Эдуард Кирьянов отмечает, что предприятие вынуждено строить жилье для сотрудников самостоятельно. За несколько лет на эти цели уже направлен 181 миллион рублей, а совсем недавно компания заложила коттеджный поселок на 132 дома. 15 из них уже построено. Зачастую такие инвесторы привлекают для строительства - поскольку жилье для сотрудников считается непрофильным активом - заемные средства под высокий процент. Однако, по мнению главы области, гораздо выгоднее субсидировать специалистам первоначальный взнос на ипотеку, а потом, возможно, и проценты по кредиту.

Пока в регионе по программе "Сельская ипотека" с заманчивой процентной ставкой от 2,7 процента выдано кредитов на 700 миллионов рублей. По мнению главы региона, этот показатель должен быть значительно выше. Вариантов для решения пресловутого квартирного вопроса несколько: компания-работодатель может строить сама и потом продавать сотрудникам жилье после их льготного кредитования, а может поддерживать потенциальных клиентов банков, приобретающих квартиры у застройщика. И тот и другой варианты предприятиям использовать выгоднее, нежели строить и предоставлять жилье по нынешней схеме.

Система подготовки кадров для отрасли также вызывает нарекания от потенциальных работодателей. Учебные заведения готовят специалистов, не учитывая ни количественных, ни качественных потребностей аграрных компаний. В итоге агрохолдинги и другие хозяйства вынуждены переучивать выпускников под свои задачи, тратить время и деньги. Последние, к слову, вкладывает и государство.

Директор Чаплыгинского аграрного техникума Юрий Ермолов предложил выход из положения: внедрить дуальную систему обучения в ссузах, при этом вести подготовку кадров для конкретного работодателя в рамках договора. В качестве примера он привел сотрудничество с ПАО "Черкизово" и фирмой "HORSCH Русь".

- Мы работаем с ними на протяжении нескольких лет, - рассказал Юрий Ермолов. - Мы заключили договор о том, что студенты получают практические навыки на предприятии и имеют возможность познавать корпоративную культуру. Площадка ПАО "Черкизово" в Данкове тоже работает по этому же принципу: студенты две недели изучают теоретический курс в колледже, одну - на предприятии. Таким образом они не только глубже познают технологию, но и общаются со специалистами, а потом охотно устраиваются на предприятие. Это большие возможности для наших студентов. Десять из них, например, прошли стажировку в Германии.

Пока мало кто в принципе задумывается о карьере в АПК - это понимают и в учебных заведениях, и на предприятиях. Руководитель региональной Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Елена Родионова отметила, что для просвещения школьников уже организованы экскурсии на передовые аграрные площадки - от тепличных комплексов до молочных ферм.

- Иначе дети все еще представляют себе тракториста в мазуте, а доярку весь день находящейся возле коровы, - заметила она. - Пока, чтобы не подвергать школьников опасности, связанной с коронавирусом, мы перенесли эти экскурсии в онлайн-формат.

Помимо этого учеников обучают финансовой грамотности и рассказывают о том, что для успеха в жизни, в том числе финансового, важно получить востребованную профессию и достойно трудиться. На это глава Липецкой области отметил, что большинство людей, которые испытывают материальные трудности, хотят одного: чтобы им выделили деньги - беспроцентно и безвозвратно, но потом о них даже не спросили. Сначала они винят в своих бедах власть, затем недовольство обращается на успешных представителей общества. Задача и властей, и бизнеса - сломать этот стереотип.
07.06.2021
Прошла неделя с момента старта обязательной цифровой маркировки молочной продукции. Первыми в систему вошли производители сыров и мороженого. В преддверии 1 июня в отрасли было много разговоров о том, успеют ли производители присоединиться к процессу в срок?
Читать полностью
Календарь