В 2020 году российский агроэкспорт в Узбекистан вырос на 48%

Источник: The DairyNews
В 2020 году Россия отправила в Узбекистан 930 тыс. тонн продовольственных товаров на сумму 689 млн долл. В физическом выражении объем поставок увеличился на 63%, в стоимостном – на 48%. По итогам прошлого года Узбекистан находится на 11-м месте среди ведущих импортеров продукции АПК из России, сообщили The DairyNews в пресс-службе ФГБУ «Агроэкспорт».

Как и все последние годы, крупнейшей позицией в российском агроэкспорте в Узбекистан является подсолнечное масло. В минувшем году поставки выросли на 14% до 202 тыс. тонн стоимостью 182 млн долл. (+33%), в результате чего Узбекистан вышел на 4-ю строчку среди покупателей российского подсолнечного масла после Китая, Турции и Индии.

Узбекистан входит и в число основных импортеров российского сахара. По предварительным данным ФТС, в прошлом году его отгрузки увеличились в 2,4 раза до 315 тыс. тонн на сумму 130 млн долл. (в 2,7 раза больше). На 3-м месте среди поставляемых продуктов питания – шоколадные кондитерские изделия, продажи которых в натуральном выражении выросли на 81% до 27 тыс. тонн, в денежном – на 56% до 59 млн долл.

Также в топ-5 товаров входит соевый шрот (60 тыс. тонн, -5,1%; 30 млн долл., +2,1%) и маргарин (25 тыс. тонн, +5,6%; 29 млн долл., +11%). Кроме того, значительно увеличились поставки картофеля, живых животных, мучных кондитерских изделий, муки.

Среди государств постсоветского пространства Узбекистан находится на третьем месте по численности населения после России и Украины. Агропродовольственный сектор – один из основных в экономике государства, на который приходится более 40% ВВП. В общем объеме производства продукции сельского хозяйства 52% приходится на растениеводство, 48% – животноводство.

Узбекистан является восьмым в мире экспортером хлопка и шестым производителем данной продукции. В настоящее время центральноазиатское государство активно развивает производство и экспорт овощей, фруктов и орехов. В частности, в 2019 году республика являлась вторым в мире экспортером свежих абрикосов, четвертым – свежей хурмы. Одновременно увеличивается выпуск животноводческой продукции: за 2015-2019 годы производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 22%, молока – на 18%. В то же время около 68% сельхозпродукции производится в небольших семейных (дехканских) хозяйствах, что тормозит дальнейший рост выпуска пищевой продукции.

Что касается рыбы, то страна сильно зависит от импортных поставок. В Узбекистане развито лишь рыбоводство, производство моллюсков и ракообразных отсутствует. Российская замороженная рыба и рыбное филе занимает до 15% рынка, а поставки различных видов морепродуктов, в частности моллюсков и продукции их переработки, фактически формируют рынок Узбекистана.

По данным ITC Trade Map, в целом в 2019 году в Узбекистан было ввезено продукции АПК на 2,1 млрд долл. – это в первую очередь злаки и продукция их переработки, масла и жиры, сахарная продукция. Основными экспортерами продукции АПК в Узбекистан являются страны СНГ, в первую очередь Казахстан и Россия.

Россия ежегодно увеличивает экспорт продукции АПК в Узбекистан, за период с 2015 по 2020 год показатель вырос в 2,5 раза. На рынке Узбекистана представлен широкий перечень российских продовольственных товаров, а по отдельным видам Россия занимает большую часть рынка. Так, в общем стоимостном объеме узбекского импорта подсолнечного масла на долю России в 2019 году приходилось 88%, маргарина – 83%, шоколада – 80%, сахаристых кондитерских изделий – 43%.

По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», российская продукция имеет потенциал для увеличения доли присутствия на рынке Узбекистана.

Так, быстрорастущий спрос рождает возможности для дальнейшего наращивания экспорта российских кондитерских изделий, в первую очередь сахаристых. Наиболее значимая для рынка Узбекистана категория кондитерских изделий из сахара – пастила и мармелад, в том числе жевательный. Следующие по объему продаж – леденцы, ставшие лидерами роста в 2020 году, за ними следует категория «карамель, ирис и нуга». Кондитерские изделия играют значительную роль в культуре нации и являются неотъемлемой частью суточного рациона практически всех возрастных групп населения, в том числе детей и людей пожилого возраста. Примечательно, что сахар и изделия из него не считаются в Узбекистане вредными продуктами, потребление которых считается необходимым ограничивать.

Другой продукт, экспорт которого Россия может увеличить – маргарин. В поставках маргарина Узбекистан зависим от российских поставок, помимо России маргарин импортируется из таких стран, как Малайзия, Казахстан, Швеция, Индонезия и Украина. Российский маргарин в розничной упаковке, предназначенный для реализации конечному потребителю, исторически занимает на местном рынке лидирующее положение, обладая более высоким качеством и широтой ассортимента по сравнению с продукцией местных производителей.

Имеется потенциал к наращиванию темпов экспорта продукции для детского питания, особенно сухих молочных смесей. Российская продукция уже обладает высокой долей на рынке (57% в 2019 году) и узнаваемостью брендов. Однако в ближайшие годы в связи с высокой рождаемостью в Узбекистане ожидается рост числа детей в возрасте до трех лет, продолжение урбанизации и повышение степени осведомленности молодых матерей о заменителях грудного молока. Российская продукция характеризуется высоким качеством и более низкими ценами по сравнению с продукцией мировых брендов.

Базовый сценарий развития экспорта предполагает увеличение поставок сахаристых кондитерских изделий, маргарина и детского питания в Узбекистан более чем на 30 млн долл. до 2024 года. Также у России есть возможность нарастить экспорт муки, минеральных и газированных вод, подсолнечного и соевого масел, солодового экстракта, пшеницы, макаронных изделий, соусов, мороженого, плавленых сыров, плодоовощных консервов, сахара.

Почти половина населения Узбекистана, составляющая более 33 млн человек, сконцентрирована в Ташкенте и Ферганской долине – двух регионах, которые для производителей потребительских товаров рассматриваются в качестве наиболее перспективных точек входа на узбекские рынки.

Сейчас в Узбекистане получили развитие практически все форматы современной торговли, в том числе гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и площадки электронной коммерции, однако местные базары по-прежнему играют важную роль, поэтому важно налаживать сотрудничество с дистрибьюторами, поставляющими товары на местный рынок. Кроме того, развитие бизнес-связей с Узбекистаном позволит выйти на рынки соседних стран, в том числе Афганистана и других стран Центральной Азии.

В последние годы Узбекистан проводит масштабные рыночные реформы, за период с 2012 года по 2019 год в рейтинге Doing Business Всемирного банка государство поднялось со 166-го до 76-го места. В конце мая 2019 года главами аграрных ведомств России и Узбекистана была подписана «Дорожная карта» по активизации двустороннего сотрудничества между Россией и Узбекистаном в области сельского хозяйства на среднесрочную перспективу. Документ предусматривает развитие взаимодействия в сферах производства мяса птицы, выращивания масличных культур, рыбоводства, цифровизации, ветеринарного и фитосанитарного надзора, консультационной поддержки в сфере АПК, а также научно-техническое сотрудничество.

Инфографика. Структура российского экспорта продукции АПК в Узбекистан в 2020 году (в стоимостном выражении):

подсолнечное масло – 26%

сахар – 19%

шоколад – 8,5%

соевый шрот – 4,4%

маргарин – 4,1%

прочие – 38%.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

26.02.2021
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
Читать полностью
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
24
Ср
Календарь