В 2020 году Россия экспортировала почти 100 тыс. тонн майонеза

Источник: The DairyNews
В 2020 году по состоянию на 20 декабря Россия увеличила экспорт майонеза и прочих соусов* на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 99 тыс. тонн. В стоимостном выражении отгрузки выросли на 8,7% до 121 млн долл., сообщили The DairyNews в ФГБУ «Агроэкспорт».

Основными потребителями российского продукта являются страны СНГ. Лидер среди импортеров – Казахстан, на который в последние годы приходится примерно треть всего объема экспортных продаж. В январе-октябре (данные за ноябрь-декабрь по странам ЕАЭС появятся позднее) в Казахстан вывезено 29 тыс. тонн майонеза, что на 6,7% больше 2019 года за аналогичный период, стоимость поставок составила 36 млн долл. (+7,3%). Второй традиционный покупатель российского майонеза – Беларусь, экспорт в которую в январе-октябре составил 15 тыс. тонн (+10%) на сумму 19 млн долл. (+5,5%).

В тройку ведущих импортеров входит Азербайджан, по состоянию на 20 декабря в эту страну отгружено почти 10 тыс. тонн майонеза (-4%) на 10 млн долл. (+4,4%). Еще 6,6 тыс. тонн на 8,3 млн долл. вывезено в Грузию, 7,4 тыс. тонн на 7,9 млн долл. – в Молдову.

Также в 2020 году российский продукт поставлялся в Германию, Израиль, США, Польшу, Китай, Южную Корею. Всего, по данным ФТС, в прошлом году список покупателей расширился до 53 стран против 43 в 2019. В частности, в него вошли Чехия, Австрия, Саудовская Аравия, Катар, Либерия.

Компания «Эссен Продакшн АГ» в прошлом году увеличила экспорт майонеза на 12% в физическом объеме. По словам коммерческого директора Николая Орлова, рост обусловлен расширением географии поставок соусной продукции и подключением новых клиентов, несмотря на пандемию коронавируса. «Пандемия повлияла только на показатели трех месяцев, когда был закрыт Китай. Это март, апрель и май, в течение которых поставки были снижены. С июня все движение товаров возобновилось», – рассказал «Агроэкспорту» Орлов. В то же время структура каналов продаж претерпела изменения. «Большое падение в канале HoReCa связано с тем, что рестораны, кафе и бары были закрыты. Зато показал рост канал E-commerce: продажи соусов увеличились практически на всех электронных площадках», – указал коммерческий директор «Эссен Продакшн АГ».

Майонез – второй по популярности соус в мире после соевого, и, несмотря на тенденции здорового питания, уровень его потребления растет. Майонез входит в состав блюд всех стран мира, во многих фаст-фуд ресторанах он является фактически основным соусом, который добавляют в большинство блюд, а другие соусы делаются на его основе.

По данным Euromonitor International, за последние четыре года глобальный рынок потребления майонеза рос на 1,5% в стоимостном и на 0,7% в натуральном выражении и в 2019 году оценивался в 3,7 млн тонн на общую сумму 9,6 млрд долл. Около 63% мирового рынка приходилось на 5 стран – США, Россию, Японию, Бразилию и Мексику.

Глобальный импорт также в последние годы демонстрировал положительную динамику, за период 2015-2019 годов увеличившись на 27% в стоимостном выражении. В 2019 году, по данным ITC Trade Map, в мире импортировано 4,3 млн тонн майонеза и прочих соусов* стоимостью 10 млрд долл. Крупнейшие импортеры – США (1,1 млрд долл.), Великобритания (720 млн долл.), Канада (509 млн долл.), Франция (463 млн долл.), Германия (441 млн долл.).

Наряду с потреблением майонеза в развитых странах спрос на продукт стабильно растет в странах Азии, Ближнего Востока, Африки. За 2015-2019 годы импорт майонеза в Китай вырос на 74% до 160 млн долл., Малайзию – на 33% до 136 млн долл., ОАЭ – на 23% до 125 млн долл., африканские страны – на 28% до 452 млн долл.

Основными государствами-экспортерами майонеза являются США (1,3 млрд долл. в 2019), Китай (1,1 млрд долл.), Германия (785 млн долл.), Таиланд (739 млн долл.) и Италия (717 млн долл.). Россия среди мировых поставщиков занимала в 2019 году 20-е место с долей 1,2%.

По данным Росстата, в 2019 году на территории страны произведено 853 тыс. тонн майонеза и соусов на его основе, по сравнению с 2015 годом выпуск увеличился на 4,5%. В январе-ноябре 2020 года производство равнялось 753 тыс. тонн, что на 1,8% меньше аналогичного показателя предыдущего года.

Имея уровень самообеспеченности в 112%, Россия является чистым экспортером майонеза. На протяжении 2015-2019 годов Россия нарастила зарубежные продажи на 27% в натуральном и 25% в стоимостном выражении. По оценке «Агроэкспорта», перспективными странами для поставок майонеза являются страны ЕС (Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия), Великобритания, Япония, Гонконг, Южная Корея, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция, африканские государства.

«Россия становится все более конкурентной по цене, при этом производя продукты, качество которых оценено и признано в других странах. То есть мы предлагаем высококачественный товар по привлекательным для них ценам. Наша компания планирует увеличивать поставки соусной продукции во все страны-партнеры», – подчеркнул Николай Орлов.

Исторически основными рынками сбыта являются страны ближнего зарубежья, где вкус традиционного российского майонеза хорошо знают, отметил независимый эксперт Илья Ильюшин. «Продукт, к которому мы привыкли, отличается от того, что распространен в других странах. Так, в Европе майонез более плотный и менее жирный. Кроме того, у майонеза, произведенного в России по классической рецептуре, довольно короткий срок годности, поэтому продавать такой продукт на дальние рынки затруднительно», – пояснил Ильюшин. Тем не менее, уверен он, российские производители готовы менять рецептуры с целью развития географии экспорта. «Группа майонезов и соусов в мире в целом растет, развивается категория HoReCa, набирают популярность новые вкусы, такие как оливковый майонез, сырный соус и т.д. И я думаю, изменение рецептур и увеличение сроков годности – это то направление, в котором российские производители в ближайшей перспективе будут смотреть, чтобы увеличить зарубежные продажи», – добавил Ильюшин.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

05.03.2021
В связи с наступлением весны и приближающимся солнечным праздником не хотелось бы омрачать и без того тревожную Горячую тему традиционными проблемами. Поэтому в этот раз мы решили узнать о том, как: «Как оставаться женщиной и при этом быть профессионалом?» или «С чем в молочной отрасли может справиться только женщина?» Подробности читайте в нашем материале.
Читать полностью
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
24
Ср
Календарь