Украина: «В некоторых исследованных образцах молочной продукции инспекторы не нашли даже признаков молока»

Источник: fakty.ua
Многие недобросовестные отечественные производители продолжают выпускать масло, сырки и сметану, в состав которых входят вредные для здоровья нерастворимые жиры

«Ассоциация по вопросам защиты прав потребителей» весь прошлый год закупала образцы молочных продуктов в столичных магазинах, чтобы проверять их в Научно-исследовательском центре испытаний пищевой продукции «Укрметртестстандарта». Ежемесячно закупалось от 10 до 40 образцов молочной продукции, которая тестировалась экспертами на наличие немолочных жиров и соответствие государственным стандартам и нормам. Выяснилось, что нам часто продают фальсификат. Всего было отобрано и исследовано более 150 образцов продуктов питания: 52 образца сливочного масла (забраковано 36 процентов), 24 образца плавленых сыров (забраковано 54 процента), 13 образцов сметаны (забраковано 15 процентов).

После того как Кабмин приостановил практически все проверки, чтобы создать благоприятные условия для бизнеса, многие недобросовестные производители не преминули воспользоваться ситуацией. Ведь в Украине фактически невозможно наказать фальсификаторов. Мониторинг того, что продается в наших магазинах, в том числе и продуктовых, проводят только общественные организации. Однако они не могут привлечь нарушителей к ответственности.

— То, что сейчас продается в магазинах, никто, к сожалению, не проверяет, и все мы оказались заложниками ситуации, — рассказала председатель Всеукраинской общественной организации «Ассоциация по вопросам защиты прав потребителей» Ирина Кравченко. — Мы взяли инициативу в свои руки и стали проверять наиболее востребованные продукты питания — муку, крупы, молочные продукты. Причем для нас было важно проводить закупки именно в магазинах.

— По какому принципу вы закупали образцы?

— Когда мы делали первую закупку, то увидели, что в любом супермаркете одного только масла на прилавках лежит не менее 20 видов. Чтобы быть объективными, мы должны были бы проверить их все. Но это очень дорогое удовольствие: чтобы исследовать в лаборатории один вид масла (на наличие растительных жиров и процентное содержание молочного жира), необходимо потратить около 960 гривен. А в 2015 году эта сумма выросла уже до 1400 гривен за каждый исследуемый образец. Ни один сознательный потребитель не в состоянии потратить такую сумму. Даже если будет уверен, что перед ним фальсификат. Подобный контроль — функция государства. Но, к сожалению, за последние пять лет систему защиты прав потребителей полностью разрушили. И одно из ее звеньев — Госпотребинспекция — уже год практически не работает. Все жалобы потребителей автоматически пересылаются в Кабмин. Ведь проверку теперь можно провести, только если добро даст правительство. Таким образом, за прошлый год в Кабмин было перенаправлено более 20 тысяч жалоб потребителей, оставшихся без ответа.

Понимая, что сейчас никому нет дела до того, что мы покупаем, едим, носим, решили в своих проверках в первую очередь сосредоточиться на так называемых социальных продуктах. Так, сливочное масло мы закупали с показателем жирности в пределах 72,5 процента. Это социально защищенный продукт, цену на который регулируют местные власти.

Выяснилось, что некоторые хитрые производители пишут на пачке масла, что содержание жирности в нем 72,6 процента, и бессовестно завышают цену. То же происходит с молоком: вместо содержания жирности 2,5 процента, пишут 2,6 процента и требуют больше денег. Есть сметана с 21-процентным содержанием жирности, которая, как правило, дороже 20-процентной, но при этом не факт, что она настоящая.

— Как же отличить настоящий продукт от фальшивки?

— Обычный потребитель не может отличить на глаз масло от спреда. При производстве молочной продукции по госстандартам Украины (ДСТУ) используют сливки или продукты переработки молока. Если же в масле, плавленом сырке, сметане или твердом сыре есть пальмовое масло или другие растительные жиры, то такие продукты называются молокосодержащими и должны стоить дешевле. В сливочном масле полностью исключается использование растительных жиров или белков. Однако в некоторых исследованных нами образцах «молочки» эксперты вообще не нашли признаков сливок или молока.

Покупатели привыкли, что если на упаковке написано: продукт сделан по ДСТУ, значит он заслуживает доверия. Многие уже поняли: то, что изготавливается по техническим условиям (ТУ), может содержать любые сюрпризы. Поэтому частенько люди покупают фальшивку в красивой упаковке, на которой написано: «Продукт произведен по ДСТУ». Хотя это даже не спред, а маргарин, потому что в спреде должно быть не менее 25 процентов молочных жиров. В спредах (от англ. spread — размазывание, растягивание), которые считаются удешевленным аналогом масла, более низкое содержание холестерина, нельзя использовать технический или неочищенный жир.

В спреде не должно быть трансизомеров, ведь этот молокосодержащий продукт изначально был разработан для тех, кому нельзя употреблять масло. На деле же можно купить масло, состоящее из самого дешевого нерастворимого жира, вредного для здоровья. Кто это контролирует и когда, на каком этапе употребление такого продукта может отразиться на здоровье людей? А ведь зачастую такое «масло» поставляется даже в детские сады и школы.

Первый раз мы отбирали 40 образцов молочных продуктов. В поле зрения попали многие предприятия, производящие качественную продукцию. Поэтому в целях экономии после двух-трех отборов мы перестали закупать их продукцию. Зато постоянно отслеживали нарушителей, выпускавших продукцию с отклонениями, что обнаруживалось после каждого исследования. Таких недобросовестных производителей мы официально предупреждали о том, что следует прекратить фальсифицировать продукцию. В ответ же получали заверения, что их образцы соответствуют нормам. Я неоднократно предлагала руководителям предприятий-нарушителей провести совместную закупку в магазинах, раз уж они уверены в своей продукции. Но ни разу не получала согласия. Увы, общественная организация неправомочна наказывать фальсификаторов.

Могу лишь назвать производителей, которые постоянно предлагают потребителям фальсифицированные продукты: ООО «Интер-мол» (Днепропетровская область), ООО «Богодуховский молокозавод» (Харьковская область), ООО «ОМПК «Славия» (Сумская область). «Отличился» Жашковский маслозавод: в «масле» «Пані Му» 72,7 процента жирности (!) содержалось 72 процента растительных жиров, а в масле «Вершкове свято» — 70 процентов. ООО «Продукт Украины» из Донецка в масло «Главмолоко» (72,6 процента жирности) добавил 20 процентов растительных жиров, а в свою 21-процентную сметану — 68 процентов растительных жиров. ООО «Интер-мол» из Днепропетровска обогатило «масло» «Масляница» (73 процента жирности) 28 процентами немолочных жиров. По мнению независимых экспертов, около 40 процентов сливочного масла в Украине фальсифицировано. Официальных данных у нас нет.

— По результатам ваших обращений к производителям фальсифицированная продукция перестала поступать на прилавки магазинов?

— После наших регулярных проверок производители суррогатов «Пані Му», «Вершкове свято», «Масляниця» переименовали их из масла в спред, не изменив при этом вид этикетки. Но чаще на наши письма вообще не реагируют, причем не только бизнесмены. У меня накопилось более 500 писем. После каждой проверки я отправляю пачку корреспонденции. Прокуратура обычно отвечает, что, мол, ваше письмо перенаправлено на рассмотрение в милицию, которая, в свою очередь, пишет: «Ваше письмо переслано для рассмотрения в такой-то райотдел…» Доходило до абсурда: меня вызывали в Голосеевское райуправление милиции Киева как свидетеля по моему же письму-жалобе на днепропетровского производителя масла.

Иногда работники милиции все же вносят дело в реестр досудебных расследований, но через месяц его закрывают из-за отсутствия состава преступления. Из санитарной и ветеринарной служб, как правило, отвечают: данный вопрос нами не контролируется. Несколько служб отвечали, что, проверяя производителя, исследовали образцы от указанной в жалобе партии, заложенные на хранение, и все они соответствуют нормам. Такое случается часто: на заводе заложены качественные образцы, но после закупки товара той же партии в магазине обнаруживается, что это фальсификат.

Госпотребинспекция, как правило, обещает, что, дескать, в ходе плановых проверок обратит внимание на такого-то производителя и будет проведен отбор продукции. Но денег на такие проверки не выделяют. В итоге вместо системы защиты прав потребителей мы имеем слаженную систему отписок.

Если уж государственные службы бессильны, так дайте возможность общественным организациям мониторить ситуацию на рынке и защищать людей. Мы будем отчитываться за каждую потраченную копейку. Но нерадивых производителей должно наказывать государство.

Представители нескольких всеукраинских общественных организаций пришли к выводу, что надо срочно объединяться и уже не просить, а требовать этого от чиновников. Ранее мы направляли в Кабмин коллективное обращение, в котором просили обратить внимание на плачевную ситуацию, сложившуюся в стране с системой защиты прав потребителей. Пока ответа не получили.

Сейчас на сайте Минэкономразвития на общественное обсуждение предложена концепция по защите прав потребителей на 2012—2015 годы. Пока ее примут, год закончится, и уже надо будет новую писать. Наши предложения, поданные в рамках данной концепции, никто не учитывает.

При этом звучит много громких заявлений о том, что наше законодательство гармонизируется с европейским. А на деле берется любая директива Евросоюза, например, о запрете ввоза в страну каких-то видов зажигалок. Таких директив в ЕС тысячи — под каждый отдельный вид продукции. Наши чиновники тратят полгода на согласование такой директивы с украинским законодательством. В итоге мы вводим максимум десять директив, чего явно недостаточно, и считаем, что такой подход — панацея. Вместо того, чтобы полностью изменить систему защиты прав потребителей.

В Европе потребитель ничего не должен доказывать в суде, так как он априори прав. Это производителю или продавцу приходится доказывать свою правоту. Если же в нашей стране потребитель обратится суд, то ему надо нанимать адвоката. Причем предприятие, с которым он судится, обеспечивает себя квалифицированным юристом, всегда находящим способ, как «отбиться» от недовольного потребителя.

Сегодня мы работаем над механизмом того, как подавать иск от неограниченного количества потребителей. Это даст возможность выявить всю партию фальсификата и оштрафовать недобросовестного производителя.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью