23.08.2019
Источник: forbes.ru
Регион: Россия
Просмотров: 793

В августе 2014 года в ответ на секторальные санкции против российской экономики правительство приняло постановление №778, которое запретило импорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции из ЕС, США, Украины и ряда других стран. Российские контрсанкции коснулись мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и овощей. Исходный список запрещенных товаров позднее был скорректирован. В частности, из него было исключено сырье, используемое для производства детского питания и лекарств, а некоторые товары, напротив, были добавлены в список: в 2016 году в него включили соль, а в 2017 году — животные жиры.

С одной стороны, антисанкции рассматривались как реакция на действия зарубежных стран, с другой — были мерами поддержки отечественных производителей посредством торговых ограничений, иными словами, импортозамещением.

Но в нашем случае речь не идет о классическом случае импортозамещения, который предполагает запрет или значительный рост тарифа на импорт продукта вне зависимости от страны происхождения. В этом случае цены на внутреннем рынке растут, импорт падает и из импортеров в результате конкуренции остаются те, кто поставляет продукт по более низкой цене. В случае антисанкций-2014 запрет доступа на рынок коснулся ограниченного круга стран, поставлявших значительные объемы продукции. Рост цен на внутреннем рынке произошел не в результате роста импортных тарифов, а в результате того, что на рынок стали поставлять продукцию более дорогие поставщики. В результате антисанкций мы увидели на прилавках сыры из Латинской Америки и фрукты из Южной Африки, то есть те продукты, которые ранее не могли попасть на наш рынок из-за конкуренции с более дешевыми товарами из Европы.

Случившийся в результате рост цен на внутреннем рынке и должен был стать импортозамещающим стимулом для отечественных производителей, снизив конкурентное давление со стороны более дешевых импортных аналогов и дав им возможность продавать менее эффективно производимую продукцию.

Обсуждая импортозамещающие меры и их стимулирующее воздействие на экономику, государство и бизнес, обычно не касаются вопроса о том, кто платит за эти меры. Создается впечатление, что вся история касается исключительно конкуренции между отечественными и зарубежными производителями: последние теряют свои позиции в пользу первых. Однако этот процесс невозможен без роста цен на внутреннем рынке, за который платит никто иной, как отечественный потребитель. Причем он оплачивает не только подорожавший импорт, но и подорожавшую отечественную продукцию, что и позволяет в конце концов отечественному производителю увеличить масштабы сбыта.

Во сколько обошлись российскому потребителю антисанкции? Для ответа на этот вопрос мы проанализировали структуру потребления и цены на товары из антисанкционных списков в 2018 году по сравнению с 2013-м. Мы также оценили изменение производства в соответствующих отраслях.

Для большинства товаров из антисанкционного списка реальная цена выросла: то есть цены на эти товары выросли больше, чем в среднем выросли потребительские цены. Кроме того, в той или иной степени увеличился выпуск этих товаров. При этом потребление этих товаров изменилось разнонаправленно. Упало потребление говядины (-30%), сыра (-14%), яблок (-27%) и винограда (-10%), в то время как выросло потребление молока (3%), творога (22%) и других кисломолочных продуктов (11%).

В трех товарных группах, в которых также выросли реальные цены, выпуск снизился, так же как и потребление. Речь идет о колбасных изделиях (потребление упало на 10%), рыбе (-22%) и сгущенном молоке (-11%).

Еще в трех товарных группах к 2018 году произошло падение реальных цен (то есть цены выросли в меньшей степени, чем инфляция). В этих группах зафиксирован как рост производства, так и значительный рост потребления: птица (18%), свинина (40%), помидоры (8%).

Сопоставляя потери и выигрыши потребителей по разным категориям товаров ввиду изменения реальных цен и реального потребления, наш анализ дает следующие эквиваленты в денежном выражении. По всем антисанкционным товарным группам, за исключением птицы, свинины и помидоров, потребители в сумме потеряли эквивалент 520 млрд рублей в год (в ценах 2013 года). В трех товарных группах, где произошло падение цен и значительный рост потребления, выигрыш потребителей эквивалентен 75 млрд рублей в год. То есть для потребителя общий отрицательный результат от антисанкций составил 445 млрд рублей в год, или примерно 3000 рублей на человека в год.

Потерянные потребителем деньги в значительной мере перераспределились в пользу российских производителей — 374 млрд, или 2500 рублей в год c человека. Еще 56 млрд рублей (или 390 рублей с человека) уходят на покрытие потерь от роста неэффективности российской экономики, а 16 млрд рублей (110 рублей с человека) — в пользу зарубежных производителей, товары которых теперь закупаются по более высокой цене, чем было до антисанкций.

Таким образом, баланс выигрышей и потерь в российской экономике за 5 лет, прошедших после введения антисанкций, однозначно указывает на то, что потребитель до сих пор продолжает оплачивать импортозамещение.
04.12.2019

Россельхознадзор отменил запрет на поставки молочного сырья из Беларуси

Россельхознадзор отменяет введенные ранее ограничения на поставки в Россию молочной продукции наливом с 32 белорусских предприятий 3 декабря 2019 г., передаёт The DairyNews.
Агрокомпания Минко, ООО
Адрес:  Чеченская респ, Надтеречный район, с. Бено-Юрт, д. 41 
 
Колос, ООО (Чеченская респ)
Адрес:  Чеченская респ., Надтеречный район, с. Верхний-Наур, ул. Садовая, д. 33 
 
Ульяновский, АО
Адрес:  Саратовская обл., Ртищевский район, пос. Первомайский, ул. Торговая, д. 9 
 
ВБД, АО
Адрес:  г. Москва, шоссе Дмитровское, д. 108