У сети Auchan обостряются проблемы с контрагентами

Источник: kommersant.ru
Представляющий интересы производителей продуктов «Руспродсоюз» попросил головной офис французской Auchan вмешаться в конфликт российского подразделения сети с местными поставщиками. Ранее Auchan выставила ряду компаний штрафы за нарушения при поставках, которые впоследствии согласилась списать, но не сделала этого. А с 2022 года сеть усилила контроль за исполнением заказов по промо, введя штрафы в 100% от недопоставленной партии. Эксперты сомневаются, что вовлечение французской штаб-квартиры позволит ускорить разрешение спора.

Ассоциация «Руспродсоюз» (включает «Мистраль Трейдинг», «Руссоль», «Дымов», «Май» и пр.) обратилась в головной офис Auchan во Франции с просьбой содействовать в разрешении споров сети с поставщиками в России. Копия письма от 13 января есть у “Ъ”. Речь идет о штрафах, которые поставщики получили от Auchan весной 2020 года за ошибочные заказы, согласованные с сетью отмены, закрытые позиции и др. Как подчеркивают в «Руспродсоюзе», штрафы выставлялись в условиях ажиотажного спроса, ограничений в связи с пандемией, а также вопреки мораторию, объявленному Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входит и Auchan.

В течение 2020 года на встречах с российским руководством сети стороны договорились о списании штрафов, но этого так и не произошло. Летом 2021 года «Руспродсоюз» обратился за помощью к новому главе Auchan в России Ивану Мартиновичу, который перепоручил решение проблемы менеджерам, но и это не привело к разрешению спорной ситуации, говорится в письме.

Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков отмечает, что нестабильность уже достигнутых договоренностей делает работу с сетью «чрезвычайно рискованной», а непредсказуемый характер сотрудничества сохраняется.

Так, по его словам, в январе 2022 года Auchan уведомила ряд поставщиков об увеличении штрафов за недопоставку товаров для промо до 100% от стоимости недопоставленной партии. Как указывает господин Востриков, это в корне противоречит Кодексу добросовестных практик (КДП, регулирует отношения поставщиков и сетей на добровольной основе), в котором сказано, что неустойка должна быть соразмерной существу нарушения.

В головном офисе Auchan “Ъ” не ответили. Представитель сети в России заявил “Ъ”, что «Руспродсоюз» до сих пор не представил сети полный список компаний и конкретных проблем. С 31 известными Auchan членами «Руспродсоюза» компания сотрудничает, в процессе обсуждения остаются штрафы на 3,3 млн руб. В Auchan уточнили, что в разгар пандемии вводили трехмесячный мораторий на штрафы, но только за недопоставку социально значимых товаров. Введение 100% штрафа за недопоставку по промо там объяснили низким уровнем исполнения таких заказов в прошлом. По словам представителя сети, в 2021 году со стороны ряда членов «Руспродсоюза» показатель был на уровне 60–80% при обязательстве в 98%. В Auchan отметили, что штраф вводится только для недопущения подобных ситуаций и пока еще ни разу не применялся.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что Auchan в 2021 году начала активно инвестировать в промо и намерена активизировать это в текущем году, поэтому сеть таким образом сформировала «механизм» защиты инвестиций. Штраф в 100% за недопоставку нацелен на то, чтобы поставщики при формировании дефицита в первую очередь направили товар Auchan, а не другим сетям, хотя такие санкции и выглядят чрезвычайно жесткими и не соответствуют решениям комиссии по КДП, отмечает он.

По словам господин Бурмистрова, обращение в головной офис Auchan — вынужденное решение, которое можно объяснить неоднократной сменой руководства сети в России. В любом случае вопрос списания или сокращения штрафов будет решаться отдельно с каждым поставщиком, а задержка может быть из-за отсутствия или неэффективной работы механизма оспаривания штрафов, отмечает он. В «Магните», «Ленте» и Metro ситуацию не прокомментировали. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») сообщили, что все правила работы с поставщиками основаны на ключевых нормах КДП, а для решения конфликтных и спорных ситуаций действует согласительная комиссия.

Пресс-служба АШАН Ритейл Россият предоставила The DairyNews свой официальный коментарий:

— Компания АШАН настроена на конструктивный диалог со всеми поставщиками, в том числе с членами Руспродюза. Компания сотрудничает и постоянно находится в диалоге с порядка 40 известными ей участниками Руспродсоюза (полный список своих участников организация не раскрывает), с 31 из них на сегодняшний день нет никаких вопросов по штрафам, с остальными в процессе обсуждения находится списание штрафов в адрес этих компаний за 2020 год в общей сумме 3,3 млн рублей.

АШАН Ритейл Россия с уважением относится к желанию Руспродсоюза помогать поставщикам в разрешении спорных ситуаций и также готов вести обсуждение вопроса через Руспродсоюз, если для конструктивного решения проблем он предоставит сети информацию о конкретных проблемах, которую АРР запрашивал неоднократно. Последняя встреча АШАН Ритейл Россия и Руспродсоюза состоялась в декабре 2021 года, на ней стороны договорились о предоставлении такой информации для проработки на встрече в феврале 2022 года, однако данные в очередной раз не были предоставлены.

Возможность взимания 100%-го штрафа за недопоставленный объем товара по промо внесена в типовой договор с 2022 года. Данная норма соответствует КДП, который предполагает, что размер санкций должен соответствовать размеру потерь. До этого отсутствие подобного штрафа в 2021 году систематически приводило к крайне низкому уровню поставок таких товаров (60-70-80%) со стороны ряда участников Руспродсоюза при зафиксированном обязательстве 98%. О наличии этой проблемы АРР уведомлял Руспродсоюз, в том числе и на последней встрече в декабре. При этом АШАН Ритейл Россия уведомляет поставщиков о заказе акционных товаров заранее, не позднее 3–5 недель в зависимости от категории, что является достаточным сроком для планирования. Информация же о недостаточной поставке появляется в последний момент, когда у АРР нет возможности найти другой источник поставок. Для АШАН Ритейл Россия эта недопоставка промо означает фактическое невыполнение обязательств перед покупателями, которым был анонсирован товар по промо-ценам, а промо – это возможность предоставления покупателям доступных товаров, важная в том числе с социальной точки зрения. С начала 2022 года АШАН Ритейл Россия не применял 100%-й штраф за недопоставку промо еще ни разу.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью