ЦРПТ: Основной элемент Стратегии по противодействию незаконному обороту – это маркировка

Источник: The DairyNews
Представители ЦРПТ считают, что система маркировки и прослеживаемости - основной элемент Стратегии по противодействию незаконному обороту, сообщает The DairyNews.

Ранее мы писали о том, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

В перечне основных мер: развитие государственной системы прослеживаемости продукции на всех этапах, в том числе, с использованием маркировки товаров; поэтапное внедрение системы маркировки на территории России с масштабированием на рынки стран-членов Евразийского экономического союза; расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке. 

Напомним, единая система маркировки создана в 2018 году. К ней присоединилось уже более 460 тыс. компаний, прослеживается 28,7 млрд кодов.

- Обязательная маркировка на данный момент предусмотрена для табака, лекарств, обуви, парфюмерии, фототоваров, шин и покрышек, ряда товаров легкой промышленности. Маркировка молочной продукции стартовала в добровольном режиме, в планах этого года – велосипеды. Проводится эксперимент по маркировке воды, создана рабочая группа по маркировке пива, - напомнили в ЦРПТ.

В ведомстве отметили, что обеспечить полную прослеживаемость от сырья до покупателя позволяет интеграция системы маркировки с другими государственными информационными системами. Среди них, АИС Росздравнадзора и ГИС «Меркурий». По словам представителя ЦРПТ, планируется интеграция с ЕГАИС в части маркировки пива. По мнению эксперта, это облегчает работу бизнеса с точки зрения взаимодействия с системами через единый интерфейс, а для потребителей повышает безопасность и качество продукции.

- В деле борьбы с нелегальной продукцией важно формирование нетерпимого отношения гражданского общества к потреблению продукции, находящейся в незаконном обороте. В системе маркировки создано приложение «Честный ЗНАК» для потребителей - это механизм общественного контроля всероссийского масштаба. Приложение для проверки легальности товаров уже скачано более 2,3 млн раз. Пользователи проверили более 30 млн товаров. Самый большой запрос – на проверку обуви, потребители воспользовались этой возможностью более 15 млн раз; лекарства проверены более 5,3 млн раз, - рассказали в ЦРПТ.

В ведомстве отметили, что система уже показала свои результаты. Так, еще на этапе ввода маркировки шуб официальные продажи, по данным регуляторов, выросли в 10 раз – это означает, что их реализация вышла из серой зоны, как и многие участники оборота.

- При существовавшей оценке рынка в 400 млн пар обуви в год в оборот в системе введено уже более 1,3 млрд пар. В 2020 году доля нелегального оборота табака, по разным оценкам, снизилась с 15,6% до 7-10,2. Еще на этапе эксперимента легализовалось 18 производств табачной продукции. За 2020 год увеличение сбора акцизов составило 32,1 млрд рублей, - рассказал представитель ЦРПТ.

В Центре напомнили, что система маркировки создается также и на пространстве ЕАЭС. Так, в Казахстане уже введена маркировка табачной продукции, проводятся пилотные проекты по другим категориям. В Беларуси подписан указ президента о конфигурации системы маркировки.

- Национальный оператор Беларуси РУП «Белбланкавыд» уже успешно получает коды «Честного знака» для экспортеров товаров в Россию. Недавно такую возможность обеспечил оператор Киргизии. Маркировка развивается и в Узбекистане, где с 1 января она запущена для табака и крепкого алкоголя, - заключили в ведомстве.

При этом представители молочной отрасли отмечают недостаткИ процесса введения обязательной цифровой маркировки.

Например, руководитель фабрики ОАО «Новосибхолод» Юрий Пронин считает, что «наилучший способ решения проблем маркировки – это ее отмена».

- Чтобы нанести код на упаковку и считать его на кассе магазина, необходимо изменить дизайн упаковки и предусмотреть белое поле размером 15х15 мм для Data-Matrix кода. Сейчас новые упаковочные материалы, как и остатки старой упаковки, у нас без данного поля, что приведет к массовому списанию и риску остаться без упаковки в сезон 2021 года, с учетом неготовности типографий к маркировке, - заметил эксперт.

Он отметил, что ни один из интеграторов оборудования не предложил решение по нанесению и считыванию кода для мороженого в конусном рожке. По словам Юрия Пронина, производительность линии рожка составляет 10 тыс. порций в час. При этом типографии не готовы наносить код на картонный конус. А ручное стикерование и сканирование продукции приведут к увеличению трудозатрат ФОТ на 50% к уже существующим.

- Очевидно, что ЦРПТ нужно поменять формат рабочих групп по маркировке. Надо не смешивать всех производителей молочной отрасли в одну группу, а разделить их по направлениям. То есть отдельно рассматривать вопросы по мороженому, по сыру, по молоку, а также делиться найденными техническими решениями, - считает Юрий Пронин.

По словам эксперта, сумма затрат включает стоимость оборудования для нанесения и считывания кода, программного обеспечения, технической доработки линий. Так, на фабрике ОАО «Новосибхолод» ежегодно на расходные материалы придется выделять от 3,5 млн рублей для замены печатающих головок и термоленты. А при условии заказа пленки с нанесенными кодами в типографии, увеличение стоимости гибкой упаковки составит 30%. 

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews
28.07.2021
В понедельник стало известно, что между основателем компании «ЭкоНива», крупнейшего производителя молока в России, Штефаном Дюрром, и Россельхозбанком возникли серьезные корпоративные разногласия. Собственник оспорил в суде соглашения, по которым кредитор компании, Россельхозбанк, мог выкупить доли в бизнесе по номиналу.
Читать полностью
Календарь