Вопросы и ответы по маркировке. Ввод и вывод из оборота, импорт и розница

Источник: The DairyNews
В ходе вебинара «Линия поддержки бизнеса перед стартом третьего этапа маркировки молочной продукции» Юлия Кузьмина, руководитель проекта товарной группы Молоко, ответила на самые распространенные вопросы игроков молочного рынка и разъяснила аспекты ввода и вывода из оборота кодов маркировки, пишет The DairyNews.
Вопросы и ответы по маркировке. Ввод и вывод из оборота, импорт и розница
Она напомнила, что с 1 декабря стартует обязательная маркировка молочной продукции со сроком хранения 40 суток и менее. С этой даты необходимо заказывать коды, наносить их на упаковку, сдавать отчет о нанесении и вводить такую продукцию в оборот. Далее руководитель ответила на самые популярные вопросы, которые издание публикует для читателей.

Вопрос: Как выводить, списывать молочную продукцию, если у нас несколько торговых точек? Собирать данные по торговым точкам и списывать общее количество или заводить личный кабинет на каждую торговую точку?

Ответ: Когда вы регистрируетесь в системе «Честный знак», вы это делаете как юридическое лицо. Отдельно каждая торговая точка не регистрируется. Достаточно вашего ИНН, который объединяет несколько торговых точек. Списание проводится по нему.

Напомню, что объемно-сортовой учет начинает действовать с 1 сентября 2022 года по 30 ноября 2023 года для всей молочной продукции. Дорожная карта закреплена постановлением Правительства РФ № 2099 и вся необходимая информация есть у нас на сайте.

Вопрос: Мы импортеры из Республики Беларусь. Обязательная маркировка для нас наступает с 1 декабря. На территории РФ у нас оптовая продажа, не через кассу. Что делать с товаром и как выводить из оборота?

Ответ: Если вы ввозите в РФ продукцию с датой наступления обязательной маркировки, то она должна быть уже промаркированная. Здесь важно отличие той продукции, которая импортируется в РФ и той, что производится в РФ.

Первый момент: если маркировка наступает с 1 декабря, значит ввозимая в Россию из Беларуси продукция должна быть уже промаркирована. Второе: если оптовая продажа осуществляется не через кассу, то у вас стартует ЭДО с 1 сентября 2022 года в объемно-сортовом виде, также как и для всех участников оборота. Это касается импортеров, производителей, оптового и розничного звена. Для всех участников оборота действует требование по переходу на электронный документооборот вне зависимости от срока годности. А далее, уже с декабря 2023 года, начнет действовать поэкземплярный учет для молочной продукции с длинным сроком годности.
Вопрос: У меня объект общепита – столовая, закупаем молочную продукцию и сыры для приготовления блюд. С какого числа нужно выводить из оборота коды маркировки с пометкой «для собственных нужд»?
Ответ: Выводить такую продукцию необходимо с 1 сентября 2022 года в объемно-сортовом виде.

Вопрос: нужно ли подключаться к ЭДО, если предприятие зарегистрировано в «Честном знаке»?

Ответ: Сейчас вы можете пока к ЭДО не подключаться. Но нужно понимать, что внедрение процесса ЭДО потребует определенного времени, поэтому мы рекомендуем это делать заблаговременно. Можно уже с начала будущего года внедрять этот процесс, чтобы в комфортных сроках протестироваться с другими участниками оборота. Только регистрации в «Честном знаке» недостаточно, чтобы подключиться к ЭДО.

Вопрос: Оптовику необходимо вводить/выводить в оборот продукцию?

Ответ: Вводить в оборот оптовик не должен, он за это не отвечает, это делает импортер либо производитель. Вывод из оборота вы начнете делать с 1 сентября 2022 года в объемно-сортовых характеристиках.

Вопрос: С какого числа и в каком размере начнут действовать штрафные санкции при продаже через ККТ немаркированной молочной продукции?

Ответ: Вы можете посмотреть КоАП РФ 15.12 в последней редакции. Дополнения в нем начнут действовать с 1 декабря, следовательно и применяться штрафные санкции. Отдельно отмечу, что если речь о продаже молочной продукции через контрольно-кассовую технику, то в постановлении № 2099 определены следующие даты, когда могут вводиться штрафные санкции. Это 20 января 2022 года – обязательное сканирование DataMatrix кода для молочной продукции с коротким сроком годности до 40 суток, и 1 июня 2022 года - дата обязательного сканирования DataMatrix кода для молочной продукции со сроком годности более 40 суток.

Вопрос: Как будет происходить вывод из оборота кодов при объемно-сортовом учете? При передаче общего количества в магазин списание будет происходить через кассу магазина?Ответ: Вывод из оборота кодов при объемно-сортовом учете подразумевает причины, не связанные с розничной реализацией. Если вы используете сыр для приготовления пищи, а дальше ее продаете через магазин конечному потребителю, то сыр используется в производственных целях. Это означает, что с 1 сентября 2022 года вы должны будете списать кусок сыра и подать сведения в систему, в объемно-сортовом виде. То есть, вы списываете сыр с GTIN в определенном количестве.

Но если вы списываете сыр – реализовываете его через кассу, то здесь уже другие даты. Важно понимать, что списание по причине розничной реализации и иным причинам – это две разные сущности и даты. Через кассу – это розничная реализация, следовательно всегда идет поэкземплярный вывод из оборота. Никакой объемно-сортовой учет через кассу не идет.

Вопрос: Производитель промаркировал свою продукцию с 1 декабря 2021 года, далее нужно передавать в «Честный знак» кому и что он продал, например, оптовикам?

Ответ: Нет. Для продукция, которая начинает маркироваться с 1 декабря 2021 года, необходимо заказывать коды, подавать сведения о нанесении кода и вводе в оборот в систему. Более ничего в рамках этого года делать не нужно. Информация о прослеживаемости в объемно-сортовом виде наступает с сентября 2022 года. К этой дате у вас должен быть настроен электронный товарооборот, который нужно протестировать со своими контрагентами.
Вопрос: Каким образом участники должны выводить коды маркировки из оборота, если у них по ЭДО и другим электронным документам данный код не числится на их балансе в системе?

Ответ: Это часто задаваемый вопрос. С учетом того, что дорожная карта подразумевает в текущем году только появление молочной продукции с DataMatrix кодом, то вывод из оборота, прослеживаемость стартует позже – с сентября 2022 года. Поэтому никаких ограничений или сложностей с выводом кода, например, через кассу, сейчас нет. Это предусмотрено дорожной картой.

Вопрос: Что должны делать детские сады, если туда поступило молоко? С какого числа нужно начинать пользоваться «Честным знаком», если сейчас мы используем «Меркурий»?

Ответ: Детский сад не реализует поступающую молочную продукцию, она необходима для приготовления блюд. На данный момент необходимо зарегистрироваться в системе, это можно сделать уже сейчас.

ЦРПТ дорабатывает систему, чтобы вывести детские сады, школы, HoReCa в отдельное направление. Поэтому пока вы можете регистрироваться в «Честном знаке» как оптовая компания, например. А потом эту роль изменить, когда она будет реализована в системе. Реализация отдельного направления, роли, запланирована на ближайшее время.

После регистрации можно начать тестирование процессов – списание молочной продукции или вывод из оборота продукции по причинам, не связанным с розничной реализацией. К 1 сентября 2022 года у вас должно быть все готово.
Вопрос: Если поставщик не принял себе на баланс коды маркировки, но товар уже в рознице, как его списать через кассу?

Ответ: Сейчас в любом случае поставщик не примет к себе ничего на баланс, так как электронный товарооборот и поэкземплярная прослеживаемость в настоящее время не обязательны в рамках работы системы маркировки. Поэтому продажи через кассу осуществляются как и сейчас. Из оборота выходит тот код, который сканируется на кассе.

Вопрос: Как рознице выводить из оборота весовой сыр?

Ответ: Если вы его реализуете, то сейчас на нем есть линейный штрих-код и по нему можно продавать, так как обязательство выбытия через кассу еще не наступило.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью