Цена на молоко будет расти

Источник: The DairyNews
Молочный рынок фиксирует рост цен на сырье и прогнозирует последующее увеличение отпускных цен молочной продукции и цены на полке.

Dairy Index DIA (Центра изучения молочного рынка) были зафиксированы 9 ноября 2020 года. Он составил 28,38 руб/кг (без НДС, жир-3,6%, белок-3,0%), что на 0,14% выше прошлой недели и на 7,3% выше ноября 2019 года. Ключевым фактором роста показателя стало повышение цен на сырое молоко в российских регионах по данным приложения Index DIA, цена импорта также выросла в связи c ослаблением рубля.

Динамика цены зависит от комплекса экономических факторов, и в первую очередь от увеличения курса валют. Из-за того, что большинство необходимых для отрасли комплектующих, будь то оборудование, его детали, лекарственные препараты для сельскохозяйственных животных, корма, упаковка и много другое покупаются за рубежом, увеличение курса доллара и евро напрямую сказывается как на стоимости сырого молока, так и на стоимости готового продукта на полке.

Эксперты отмечают сезонные колебания, которые зависят от спроса на молочные продукты.  

При этом влияние оказывает и мировая тенденция изменения цен на сырье. Так, средняя цена на сырое молоко по сравнению с 2019 годом снизилась всего на 2%. Об этом говорилось в ходе прошедшего накануне вебинара IFCN.

По мнению международных экспертов, пандемия и локдаун оказали на молочную отрасль ограниченное влияние, однако ковид-кризис отразился на потреблении, особенно в развивающихся странах. С одной стороны, пандемия негативно повлияла на сегмент общественного питания, логистику и международную торговлю и покупательную способность в целом, с другой - спрос в ритейле вырос. При этом немного снизилось предложение на рынке молока, что в целом неплохо для баланса в отрасли.

Возвращаясь к ситуации в нашей стране, надо отметить, что на стоимость сырья и молочных продуктов оказывают влияние и некоторые другие факторы.

Михаил Мищенко, директор Центра Изучения Молочного Рынка (DIA), напомнил, что согласно рейтингам DIA сотня крупнейших молочных заводов в России растет быстрее, чем 100 крупнейших производителей молока (100 заводов в 2019 году переработали на 820 тыс. тонн больше; 100 производителей произвели – на 530 тыс. тонн больше). В 2020 году тенденция продолжается. То есть, существует перекос в динамике роста в пользу спроса, подчеркнул аналитик.

- На рынке переработки идет перераспределение. Транснационалы сокращают объемы переработки молока и перераспределяют спрос на биржевое сырье. Кроме того, и выручка у них не растет и даже сокращается. Национальные производители растут очень быстро (КОМОС, ЮКМП, МОЛВЕСТ и т.д.). Еще быстрее растут региональные производители, в том числе являющиеся агрохолдингами. Они конкурируют с крупнейшими игроками и на полке, и в сырье, - отметил Михаил Мищенко.

Кроме того, в условиях пандемии многие региональные и местные производители сырого молока серьезно задумались над стартом собственной переработки и даже ее реализацией. К ним относится пример ЗАО «Калининское» из Тверской области и «Красный маяк» из Ярославской области. Это также перераспределяет рынок и создает дефицит сырья.

- Во время летнего перерыва в пандемии многие региональные переработчики получили свою «минуту славы» и ощутили сильный спрос со стороны туристов (в первую очередь, жителей крупнейших мегаполисов), не сумевших выехать за рубеж и начавших тратить свои деньги на родине. Ожидая дальнейший спрос, многие сохранили и нарастили объемы закупок. В таком же направлении действует общепит. Развивается переработка молока непосредственно в ресторанах и на фабриках-кухнях. Вообще, общепит - это будущий сильный конкурент молочных заводов, - подчеркнул директор DIA. 

Аналитики Центра изучения молочного рынка отмечают, что количество перерабатывающих предприятий в отрасли растет. За 2 года в России стало более чем на 200 перерабатывающих заводов и цехов больше. 

 - Национальная валюта падает. Это, с одной стороны поддерживает цену на молоко, а с другой - увеличивает себестоимость производства сырья. На мой взгляд, главным драйвером роста цены является никуда не поехавший русский турист, который начал тратить деньги внутри страны. В совокупности со слабым рублем, - подытожил Михаил Мищенко.

Анатолий Лосев, генеральный директор ГК «Молвест», отмечает, что из-за различных факторов поднятие цен на молочную продукцию на полке должно составить примерно 5-10%.

По его мнению, один из факторов, влияющих на повышение цен на сырье, это засуха в текущем году, что отражается на стоимости кормовых групп.

Эксперт отметил, что при росте цен на сырье на 4-5 рублей переработка полностью теряет рентабельность, а по некоторым видам продуктов выходит в отрицательную маржу, поэтому без корректировки цен на полках, ничего не получится.

- Необходимо поднятие цен на полках примерно на 5-10% в зависимости от вида продукции. Потому что стоимость валюты напрямую влияет на стоимость упаковочного материала. К тому же есть обычные инфляционные факторы: это траты на заработную плату, энергию и прочие расходы. Поднятие цен на полках неизбежно! – заявил Анатолий Лосев.

При этом ряд участников рынка сообщил The DairyNews, что компания «ЭкоНива» постепенно поднимает цены на сырье до 5 рублей за литр.

Другим немаловажным вопросом, влияющим на изменение цен на молочную продукцию, является политика сдерживания цен на продукты о которой ранее заявлял союз АКОРТ.

Так, представители отрасли, реализующие свою продукцию в различных торговых сетях, заявляют, что сталкивались с некоторым недопониманием со стороны ритейлеров.

Например, «Тульский молочный комбинат», реализуя продукцию в таких крупных торговых сетях, как Глобус, Зельгрос, Ашан, Линия, Верный, Spar, Х5, Тандер и другие, столкнулся с тем, что один из ритейлеров не согласовал повышение цен, которое составило 2%-3% на полтора десятка артикулов. При этом все остальные сети процедуру согласовали.

- Мы инициировали небольшое повышение цен примерно полтора месяца назад, и только одна сеть уведомила лишь за день до даты о несогласовании. Мы вынуждены были приостановить процедуру, - заявил председатель совета директоров ОАО «Тульский молочный комбинат» Александр Ширинкин.

По словам эксперта, основанием для роста отпускных цен является увеличение стоимости сырого молока и курсовая разница, влияющая на удорожание упаковочных материалов, заквасок, ингредиентов. К тому же необходимость выполнять законодательные требования, связанные с инфляцией по заработной плате, тоже оказывает воздействие на все статьи экономических расходов предприятия. Перекрыть подорожания, входящие на предприятие за счет внутренних ресурсов - невозможно.

- Такие факторы существенно влияют на экономику предприятий. А некоторые сети еще и усиливают свои требования к производителям - поставщикам. Как в этих условиях предприятия будут строить экономику – сложно сказать – заключил Александр Ширинкин.

Отметим, что представители Минпромторга на этой неделе заявили, что ритейл не может и не должен влиять на цены, которые формирует сам рынок. 



13.05.2021
Вчера премьер министр Российской Федерации Михаил Мишустин обвинил производителей и ритейл в жадности, связав с этим рост цен на социально значимые продукты питания.
Читать полностью
Календарь