÷ели »“-проекта. »ли кому все это было нужно?

»сточник: The DairyNews
—егодн€ поговорим о цел€х проектов автоматизации. ќ том, как правильно их определ€ть и важности этого подготовительного шага как такового. ѕочему мы решили затронуть эту тему? ƒавайте разберемс€.
јндрей Ўишкин
јндрей Ўишкин
”правл€ющий партнЄр компании Ђ онстантаї

—тарое поколение собственников в большинстве своем убеждено, что автоматизаци€ учета не нужна в принципе. ј зачем? ¬едь предпри€тие и так производит продукт, который покупают. Ѕолее молодые руководители, напротив, активно продвигают идею цифровизации бизнеса: внедрени€ с нул€ или модернизации платформы учетной системы. “олько, к сожалению, тоже не всегда при этом могут ответить на вопрос Ђзачемї. јвтоматизаци€ ради автоматизации, как ве€нь€ моды? Ѕывает и так.

¬стречаетс€ и обратна€ ситуаци€, когда цели проекта слишком расплывчатые или их слишком много. ѕришел, к примеру, новый собственник и решил Ђвсе помен€тьї. «апустил глобальный проект автоматизации Ђвсехї бизнес-процессов сразу. ј кому это нужно в действительности, и какие результаты может принести, разбиратьс€ не стал.

Ќеобдуманность действий на старте ведет к тому, что бюджет освоен, а результата нет. (≈сли, конечно, цель была потратить N млн. рублей Ц она достигнута. Ќо вр€д ли это было такЕ)

“ак кто же прав? ѕриверженцы традиционных и проверенных методов работы, или передовики, стрем€щиес€ соответствовать трендам? »стина, как обычно, где-то посередине. » сейчас мы вместе попытаемс€ ее уловить.

„то такое цель?

ѕрежде чем говорить о том, как ставить цели, предлагаю разобратьс€ в самой сути этого пон€ти€.

Ћюбое изменение направлено на решение какой-то проблемы. ”же возникшей или гроз€щий нам в будущем. Ёффект Ц это обратна€ сторона проблемы. ј цель, в свою очередь, Ц способ достижени€ эффекта.

ѕример: у предпри€ти€ есть проблема Ц дорога€ логистика. Ёффект, которого мы хотим достичь Ц это снижение ее стоимости. ј вот способы могут быть разные. ћожно переоборудовать весь транспорт на газовое топливо и сократить затраты таким образом. »ли автоматизировать маршрутизацию, и выиграть за счет снижени€ пробегов дл€ доставки груза.  ¬ первом случае цель Ц газифицировать транспорт. ¬о втором Ц автоматизировать маршрутизацию.

’отелось бы заострить внимание на том, что не нужно путать или сливать воедино пон€ти€ »“-проекта и бизнес-проекта. »“-проект Ц это способ достижени€ целей бизнес-проекта. ≈го составл€юща€. » границы у них, соответственно, как по времени, так и по трудозатратам могут сильно отличатьс€.

https://blog.standart1c.ru/wp-content/uploads/2021/01/shema-1-1024x153.png

“екущие или потенциальные проблемы?

 ак € уже писал, цели могут быть св€заны с решением как текущих, так и потенциальных, еще €вно не обозначивших себ€ проблем. Ќе будем вдаватьс€ в теорию, а сразу рассмотрим нагл€дную ситуацию.

¬озьмем проект внедрени€ MES-системы дл€ автоматизации учета на производстве.

¬арианты текущих проблем, которые мы можем решить таким образом:

  • ѕотери сырь€ на производстве. (¬ошло 200 т сырь€, вышло 180 т готовой продукции).
  • ¬озвраты от клиентов. (–есурсы на производство потрачены, а продукт не продан).

¬арианты потенциально возможных проблем, на которые также необходимо обращать внимание в насто€щем, даже если пока все работает как часы:

  • —бои из-за отсутстви€ грамотного специалиста. ( огда работа участка/ целого подразделени€ держитс€ на опыте и незаменимости одного человека, это заведомо несет в себе риски, которые могут возникнуть при его внезапном выключении из производственного процесса).
  • Ќевозможность оперативно реагировать на изменени€ внешних требований. (Ќагл€дный пример Ц ћеркурий. Ќесмотр€ на массу предупреждений о необходимости настроить прослеживаемость, многие предпри€ти€ и не думали мен€тьс€, пока не были введены жесткие требовани€. ¬ итоге, когда настал час Ђ’ї, те, кто решил проблему заранее, оказались в €вном выигрыше относительно тех, кто сидел без дела и уповал на русский авось).

 

ѕримеры проблем и их решений дл€ разных бизнес-процессов

ѕроизводство

ѕроблема Ц высокие сырьевые потери в процессе производства относительно нормативного расхода, св€занные с бесконтрольными отклонени€ми сотрудников от технологии.

Ёффект Ц снижение себестоимости продукции.

–ешение 1: модернизировать производство и установить оборудование, объединенное в непрерывную технологическую линию от этапа поступлени€ сырь€ до выхода готовой продукции. (Ќо это не дешевое удовольствие))

–ешение 2: внедрить MES-систему на производстве дл€ учета количественных и технологических параметров производства. ¬ умелых руках начальника производства это позволит вы€вить отклонени€, нарушителей и предприн€ть необходимые технические и организационные меры, направленные на снижение отклонений. (Ётот вариант безусловно дешевле, но мы неспроста акцентируем внимание на том, что он работает должным образом только в руках умелого начальника производства).

 

ѕродажи и клиентский сервис

ѕроблема Ц при планировании продаж, (в том числе промо активностей), разными менеджерами не учитываютс€ ограничени€ производственных возможностей и, как следствие, при исполнении заказов страдает клиентский сервис.

Ёффект Ц повышение клиентского сервиса, (а это дополнительные доходы, снижение штрафов и рост ло€льности клиентов).

–ешение 1: статистическое распределение доступных объЄмов продукции между менеджерами по дн€м/ недел€м дл€ исключени€ ситуации перепродаж. Ќо тут веро€тны проблемы с тем, что, если кто-то не продал свою квоту, остальные могут об этом не узнать, и часть возможных продаж выпадет.

–ешение 2: автоматизировать процесс планировани€ регул€рных и акционных продаж дл€ динамической оценки исполнимости на производстве плановых отгрузок.

 

‘инансы

ѕроблема Ц регул€рные отклонени€ фактических платежей от согласованных лимитов (в работу идет платеж того, кто оказалс€ шустрей).

Ёффект Ц снижение несбалансированных расходов.

–ешение 1: выделить казначе€-контролЄра дл€ проверки вход€щих счетов на соответствие лимитам.

–ешение 2: автоматизировать процессы планировани€ движени€ денежных средств на мес€ц и процесс согласовани€ за€вок на оплату с контролем соответстви€ бюджету ƒƒ—.

 

ќт целей к задачам

ѕонимание целей Ц это необходимое, но недостаточное условие дл€ того, чтобы сформировать представление о проекте. ѕомимо этого, надо составить перечень функциональных задач, которые должны быть решены дл€ достижени€ цели.

–ассмотрим на примере.

 

—кладска€ логистика

ѕроблема Ц возвраты от клиентов по причине несвоевременной доставки, св€занной с поздними отгрузками. (Ќаборщики не успевают скомпоновать заказы по машинам к моменту планового выезда автомобилей).

Ёффект Ц повышение клиентского сервиса (дополнительные доходы и ло€льность клиентов).

–ешение 1: передать функцию обслуживани€ заказов по магазинам на специализированных 3PL-операторов. (”правление процессами наборки продукции и доставки ее до клиентов силами 3PL-оператора снижает нагрузку на штатных сотрудников склада).

–ешение 2: оптимизировать внутренние процессы размещени€ и наборки готовой продукции на складах и внедрить WMS-систему дл€ управлени€ работой складских сотрудников.

«адачи такого »“-проекта:

  1. ћаркировка готовой транспортной упаковки при выходе с производства дл€ автоматизированного учета приемки и размещени€.
  2. –азработка целевой топологии склада и правил размещени€ продукции.
  3. јвтоматизаци€ процесса приемки и размещени€ продукции на паллетах.
  4. јвтоматизаци€ процесса планировани€ подпитки.
  5. јвтоматизаци€ процесса планировани€ наборки дл€ комплектации заказов покупателей.
  6. јвтоматизаци€ работы Ђкарщиковї дл€ учета движени€ паллет.
  7. јвтоматизаци€ работы наборщиков, комплектующих заказы клиентов.
  8. јвтоматизаци€ инвентаризации (как локальной, так и полной).
  9. јвтоматизаци€ расчета сдельной заработной платы дл€ сотрудников склада.

 

“иповые ошибки при постановке целей

  • ” проекта слишком расплывчатые цель

—оответствовать общим трендам отрасли Ц это не цель. —делать как у предпри€ти€ Ђ’ї Ц тоже. ≈сли предпри€тие Ђ’ї внедрило у себ€ некую систему и рассказывает всем, какое оно передовое и технологичное, вовсе не факт, что это приносит им прибыль. ÷ель должна быть сфокусирована на достижении эффекта.

  • ” проекта слишком много целей (и, как следствие, потребителей результатов проекта)

≈сли включать в проект автоматизацию сразу нескольких бизнес-процессов, каждый заинтересованный будет т€нуть оде€ло на себ€, пыта€сь первым получить выгоду. Ёто может привести к расфокусировке приоритетов, что негативно скажетс€ на исполнении работ. 

 

«аключение

ѕроблема, эффект и способ его достижени€ Ц это едина€ взаимосв€зь элементов, где одно вытекает из другого. ÷ель проекта не может быть сама по себе. ќна €вл€етс€ инструментом.  лючом к новым возможност€м.

–азумеетс€, мы рассмотрели не все бизнес-процессы, и статьей нельз€ пользоватьс€ как инструкцией к применению. ћы лишь показали логику, руководству€сь которой, можно определить верное направление движени€ предпри€ти€. „тобы по завершении проектных работ увидеть выгоду дл€ бизнеса, а не только счета с несколькими нул€ми на конце.


јвтор - јндрей Ўишкин, управл€ющий партнер компании Ђ онстантаї

ћнение редакции может не совпадать с мнением автора
12.04.2021
ћолокосодержащие продукты. „асть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента Ђќ безопасности молока и молочной продукцииї, чтобы не вводить потребител€ в заблуждение и сделать Ђнатуральныеї молочные продукты конкурентоспособнее. ¬опрос усилилс€ с введением Ђсложносочиненныхї терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
„итать полностью
 алендарь