Тренды продовольственного сектора в уходящем 2019 году

Источник: The DairyNews
The DairyNews продолжает серию обзорных материалов по итогам года, и в этой статье речь пойдет о трендах продовольственного сектора в уходящем году.
Тренды продовольственного сектора в уходящем 2019 году

1. Устойчивость и прослеживаемость

Прослеживаемость в цепочке поставок продолжает быть одним из важнейших трендов для пищевой отрасли. Бок о бок с трендом устойчивости. Потребителей продолжает волновать ясная и доступная информация о происхождении продукта и то, как компания-производитель влияет на окружающую среду.

Самые удачные проекты в прослеживаемости - имиджевые, инициированные компаниями для вовлечения потребителей в работу с компанией и повышение доверия.

Пример:

Голландская FrieslandCampina вместе с норвежской Kezzler представила на китайском рынке новую упаковку детского питания с решением TrackEasy. Упаковка нацелена на вовлечение потребителей и предоставление им возможностей узнать больше о происхождении продукта.

Проект запущен в Гонконге в августе и в настоящее время расширяется на континентальный Китай, в нем применяются уникальные безопасные и отслеживаемые идентификаторы для каждого продукта.

Решение позволяет потребителю отслеживать происхождение продукта от фермы до прилавка, поддерживая доверие и устраняя проблемы, связанные с мошенническими схемами по реализации подделок на рынке.

На каждую упаковку продукта наносится уникальный QR-код, также второй код размещается внутри и обеспечит потребителю прямой канал связи с производителем, включая доступ к программам лояльности.

TrackEasy интегрирована с популярным азиатским мессенджером WeChat, позволяя сканировать QR-код прямо в приложении.

Мосальский стейк

"Азбука вкуса" запустила проект по прослеживаемости стейков из говядины. Ферма компании в Калужской области под Мосальском содержит более 1800 голов быков и коров. Именно там производится первый стейк с полным контролем географического происхождения.

 

Наведя смартфон на QR-код на упаковке, покупатель попадает на страницу, которая рассказывает о происхождении продукта, кормах, которыми питалось животное, имеет ссылку на ветеринарный сертификат.

Еще летом один из авторов проекта Борис Акимов предложил президенту поддержать развитие продуктов с защищенным географическим наименованием. Пока государство думает, компания реализует идею в Калужской области - еще один повод задуматься о том, почему прослеживаемость должна идти от компании.

"Нам хотелось попробовать создать продукт, который отвечает моей давней идее – производству продукции географического происхождения. Для нашей страны это новшество, важное еще и тем, что мы получаем не просто гастрономически интересный продукт, а драйвер развития региона происхождения товара", - говорит Борис Акимов.

Идея продукта, произведенного с защищенным географическим наименованием, потребовала обеспечить потребителю возможность проверить качество продукта. Чтобы покупатель поверил, что перед ним тот самый продукт, Мосальский стейк из Мосальского района, а не какой-то другой кусок мяса из другого региона. Вопрос доверия в принципе актуален для России

"Мы решили при помощи современных технологий апробировать процесс - чтобы человек видел от рождения до продажи, весь путь животного. Сначала мы сделали QR-код, по которому потребитель получал нужную информацию. Дальше мы решили понять, как познакомить потребителя с системой “Меркурий", которая обеспечивает контроль со стороны Россельхознадзора. Информация из нее до потребителя не доходит. Но мы решили стать мостом между "Меркурием" и продуктом. У нас получилось", - отмечает Борис Акимов.

Кстати, в молочной отрасли РФ проект по прослеживаемости авторства ленинградской "Галактики" недавно перешел в новое направление: предприятие выпускает питьевое молоко под ТМ "Проверь!" - технология блокчейн позволяет потребителю подробно узнавать данные о выпущенном продукте. Этот проект компания недавно соединила с благотворительным. Компания подписала договор с фондом "Место под солнцем" и 1% от стоимости каждой проданной единицы товара пойдет в помощь.

«Молочная отрасль и ритейл одни из самых цифровизованных, и это открывает огромные возможности в том числе и для благотворительности. Если мы можем сделать прослеживаемость килограмма молока до пакета, то почему бы не сделать прослеживаемость рубля с пакета до человека, которому нужна помощь? Использование технологии блокчейн выводит ее на совершенно другой уровень – ведь информацию нельзя подделать или изменить. В результате мы делаем процесс поддержки социальных проектов простым и удобным для каждого, чтобы как можно больше людей могли принять участие. При этом, система позволяет не только быть уверенным, что твоя помощь действительно дошла до адресата, но и увидеть реальный эффект: конкретного ребенка, жизнь которого стала лучше. Все это создает новую инфраструктуру поддержки и помогает развивать благотворительность в целом. Мы надеемся, что к нашей инициативе подключатся и другие компании по всей стране», – отмечает Игорь Дю.

2. Растительное ВСЕ

Крупные молочные компании мира осваивают растительные альтернативы молочным и мясным продуктам. Темпы роста растительных альтернатив поражают - они очень высоки, однако, по-прежнему занимают небольшую долю таких крупных рынков как США, ЕС.

Активно развивается направление в Китае.

Весной исследование Sustainable Food Systems сообщило, что китайцы вдвое чаще склонны покупать растительное мяса чем американцы и на 10% больше чем индийцы. Кстати, в КНР в 2018 году объем инвестиций в области растительных закусок, безмолочных альтернатив и инновационных продуктов на растительной основе эквивалентен сумме всех сделок с 2009 по 2017 гг.


Любопытно, что в Китае растительное мясо больше предпочитают покупать поклонники обычного мяса, заботящиеся о здоровье. Часто - это женщины. В США тенденция обратная - там его покупают веганы.

Любопытно, что в Китае растительное мясо больше предпочитают покупать поклонники обычного мяса, заботящиеся о здоровье. Часто - это женщины. В США тенденция обратная - там его покупают веганы.

Сектор растительных напитков в России невелик: меньше одного процента от молочного рынка. Среднее число позиций безмолочных альтернатив на полках российских магазинов - 30-40 - примерно вдвое меньше, чем в европейских супермаркетах. Темпы роста в сегменте, однако, впечатляющие: в 2018 году покупки растительного молока выросли в семь раз. В 2019 году, по данным второго квартала, как сообщила компания Gfk, продажи растительных альтернатив в РФ выросли на 21,8% в физическом выражении и на 28,6% в денежном.

На полках российских супермаркетов можно встретить растительные напитки Alpro (Danone) и Oddlygood (Valio), Nemoloko, производят растительные альтернативы компании из Челябинской области, развивается производство кедрового молока в регионах Сибири. Valio представила в этом году на российском рынке Valio Oddlygood Barista - растительный напиток специально для кофе.

В 2019 году растительные альтернативы молоку расширяются в категориях сливок, йогуртов и мороженого. Скачок категории произошел текущим летом в США - ставку на продукты на основе овса сделали бренды Silk, So Delicious, Quaker и Malk.

Стоит отметить, что рядом с трендом на растительные продукты идет тенденция снижения сахара в продукции. Однако, она все-таки больше касается следующего крупного потребительского тренда.

3. Здоровье и благополучие

Чистая этикетка по-прежнему рассматривается в качестве доказательства того, что продукт подходит для здорового питания.

Продукция с пробиотиками и с высоким содержанием белка также воспринимается как полезная, в том числе по причине роста осведомленности потребителей о роли и функциях пробиотиков и пребиотиков.

Здоровый активный образ жизни продолжает двигать продукцию спортпита.

Новозеландский молочный кооператив Fonterra и By-Health Co. Ltd. вступили в стратегическое партнерство в области НИОКР. Сотрудничество направлено на разработку инновационных пищевых решений для рынка товаров для здоровья и хорошего самочувствия. Партнерство будет использовать инновации Fonterra в области функциональных молочных белков, пробиотиков, мембраны жировых глобул молока. By-Health Co. Ltd использует свои знания в области витаминов и пищевых добавок.

В 2019 году Fonterra создала спецподразделение по питанию для спортивного и активного образа жизни.

Стоит отметить, что рынок пробиотиков во всем мире продолжает рост. По прогнозам Euromonitor его стоимость в ближайшие годы достигнет 40 млрд. долларов. Рост пробиотических добавок в ближайшее пятилетие достигнет 7%.

Важным остается развитие рынка питания для здорового старения. Старение населения представляется одним из серьезных трендов на потребительском рынке как в России, так и в мире. Сегодня в России почти 25% населения - пенсионеры по старости, или почти 36 миллионов человек. При этом к 2050 году прогнозируется что количество людей старше 65 лет составит 30% населения, это огромная армия потребителей. В мире тенденции те же, то есть взрослое население растет при том, что современное потребление по-прежнему ориентировано на молодежь.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью