Тренды 2019, прогнозы на 2020

Источник: The DairyNews
2019 год не стал прорывным и поворотным, но четче обозначил и закрепил тренды, проявившиеся ранее. Ключевыми тенденциями остаются растущая неуверенность в завтрашнем дне со стороны общества и бизнеса в первую очередь и усиливающийся контроль со стороны государства. С таким багажом мы входим в 2020 год и скорее всего будем жить в таком режиме ближайшие годы.
Екатерина Захарова
Екатерина Захарова
Ведущий аналитик Центра Изучения Молочного Рынка

Начать стоит с глобальных трендов:

1)      Глобальная растерянность. Затянувшийся кризис международных финансовых и политических институтов, рост протекционизма, кризис традиционных политических сил и их идеологии в Европе и США.

2) Изоляция. В условиях разрушения старых международных структур естественной хотя и недальновидной реакцией является  изоляция государств, ставка на протекционизм. Однако  сейчас мир необратимо глобален, государства и все остальные игроки (ТНК, НКО, международные организации) взаимосвязаны и взаимозависимы.

3) Кризис доверия или растущая пропасть между властью/элитами и обществом. По сути этот тренд вытекает из предыдущего, ключевого. Элиты в качестве ответа на локальные и глобальные кризисы не предлагают никаких позитивных программ, доверие к государственной политике размывается. Властные структуры, теряя доверие, усиливают контроль над обществом. В то же время возрастет роль горизонтальных связей, внутри отраслей, между отраслями, между бизнесом и потребителями для решения назревших проблем и для сохранения независимости и субъектности. Особенно очевиден тренд потери доверия в отношениях между молодым поколением и государством. Старые элиты не могут и не хотят адекватно отвечать на запросы молодого поколения, в наибольшей степени ориентированного на глобальность и открытость. Молодежь в свою очередь вынуждена развивать свою «параллельную» повестку через социальные сети, горизонтальные связи.

 

Все вышеперечисленные глобальные тренды характерны и для России и специфически преломляются в наших условиях.

1) Усиление административного контроля. По сути это российский ответ на первые три тренда. Нестабильность и растерянность перед будущим и ослабление доверия к власти вызов глобальный, но «закручивание гаек»- ответ типично российский, хотя не только мы страдаем от такой политики. На молочном рынке это проявляется как в таких  явных, спущенных сверху, инициативах, как Меркурий и маркировка, так и менее заметном на первый, скользящий, взгляд увеличении доли государственных структур (в основном через госбанки) в капиталах крупных и даже средних игроков отрасли. В целом банки и субсидии, два острия одного меча-идеальное средство для усиления контроля над бизнесом.

2) Концентрация производства. Этот тренд  вытекает из предыдущего и развивается при поддержке государства. По данным рейтинга DIA ТОП-100 производителей молока уже в 2018 году доля лидера рейтинга ЭкоНива-АПК Холдинг составила 2,6% в общем производстве молока в РФ, доля первой десятки выросла до 10,9%.

Доля некоторых переработчиков на региональных рынках превышает 50%.

И если кто-то на рынке прирастает, то кто-то уходит с рынка. Многие компании, не выдерживают административного пресса и банкротятся.

3)Консолидация отрасли. Катализатором этого тренда также является усиление контроля, но консолидация в отличие от концентрации происходите вопреки ему. Игроки отрасли вынуждены втягиваться в диалог друг с другом и с властью и искать ответы на растущие вызовы.

Причем отраслевые союзы не столько инициируют эти процессы, сколько подхватывают их, кто-то зарабатывает на такой активности очки, кто-то из-за нерасторопности теряет.

4) Цифровизация. Это слово набило оскомину, почти как импортозамещение или экспорт, так как по частоте использования чиновниками высокого и не очень ранга вполне сопоставимо с двумя обозначенными выше. Здесь проявляется проблема разрыва  и недоверия между властью и обществом. «Цифровизация сверху» носит либо фискально-контролирующий характер, как маркировка, например, либо чисто декоративный, популистский. При этом «снизу»цифровизация действительно происходит, причем достаточно активно, компании для повышения эффективности производства и управления процессами внедряют новые технологии, в том числе и AI, и big data. В целом можно говорить о том, что российское АПК и молочная отрасль способны не только покупать иностранные технологии (речь не только о цифровых технологиях), но и экспортировать свои решения и свой опыт.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.03.2021
В связи с наступлением весны и приближающимся солнечным праздником не хотелось бы омрачать и без того тревожную Горячую тему традиционными проблемами. Поэтому в этот раз мы решили узнать о том, как: «Как оставаться женщиной и при этом быть профессионалом?» или «С чем в молочной отрасли может справиться только женщина?» Подробности читайте в нашем материале.
Читать полностью
Календарь