02.04.2020
Источник: kommersant.ru
Регион: Россия
Просмотров: 958
Торговые сети снова хотят наказывать за недопоставку

X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») с 6 апреля отменяет мораторий на штрафы за недопоставку и ненадлежащее качество продукции. Об этом говорится в обращении компании к контрагентам, с текстом которого ознакомился “Ъ”. Исключение — поставщики социально значимой продукции (тушеная говядина, макароны, чай, картофель, масло подсолнечное, молоко, хлеб и зерновые хлопья). Об отмене моратория для них будет сообщено дополнительно, сказано в обращении X5.

О введении моратория на штрафы за недопоставку Ассоциация компаний розничной торговли (объединяет X5, «Магнит», Auchan, Metro и др.) сообщила 19 марта. Предложение было сделано «учитывая возросший спрос на отдельные виды товаров и объективные сложности, возникающие у добросовестных производителей и поставщиков продукции при выполнении заказов». Мораторий должен был действовать до «нормализации ситуации на потребительском рынке» РФ.

Ажиотажный спрос на некоторые товары в российских магазинах наблюдается в последние недели. По данным Nielsen, на неделе с 16 по 22 марта продажи продуктов подскочили на 35,8% при средних значениях 8,9% до начала ажиотажного спроса. А объем закупок в натуральном выражении на 17,4% превысил значения предновогодней недели, которая традиционно считается самым активным периодом у покупателей.

Так, продажи мясных консервов подскочили на 253%, гречки — на 209%, риса — на 224%, макаронных изделий — на 192%.

В самой X5 подсчитывали, что с 9 по 22 марта мясные консервы показали рост продаж в 38 раз, замороженная продукция — в 30 раз, крупы — в 29 раз, сахар — в 24,6 раз, соль — в 19,7 раза. При этом в компании отмечали, что пиковый уровень спроса был пройден 17 марта, а уже на следующий день динамика продаж наиболее востребованных категорий — круп и консервов — начала замедляться.

В X5 отмену моратория объяснили тем, что по большинству категорий товаров ситуация нормализовалась. Для поставщиков социально значимой продукции мораторий решили сохранить, чтобы поддерживать бесперебойность поставок и достаточный товарный запас, добавил представитель компании.

Но исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков отмечает, что в ситуации, когда заказы сетей возросли в десятки раз, система выдачи пропусков для автомобилей на доставку продуктов не отработана, а новая логистика и система доставки сырья и тары не выстроена, отказ крупнейшего сетевого оператора от моратория на выставление штрафов, может нанести непоправимый ущерб рынку. Это ставит под удар существование производителей продуктов, работающих в круглосуточном режиме, чтобы удовлетворить ажиотажный спрос, подчеркивает он.

Основные кризисные явления только на подходе, а крупнейший игрок хочет заработать за счет поставщиков, возмущается источник “Ъ” среди производителей продуктов.

При этом, говорит он, X5 до последнего выставляла штрафы поставщикам в размере 100% невыполненного заказа и последней из сетей снизила их только до 30%. В комиссии по добросовестным практикам Союза производителей алкогольной продукции отмечают, что пандемия, карантин и падения курса рубля на 25% — это чистый форс-мажор по любому контракту. Сетям в этой ситуации нужно не диктовать свои условия, пользуясь своим положением, а договариваться с поставщиками, подчеркнули там.

X5 может быть не единственной сетью, которая отменяет мораторий на штрафы для поставщиков. По данным источника “Ъ”, аналогичное обращение к своим контрагентам направил и «Магнит». В «Магните» это отрицают. Там добавили, что достаточно гибко подходят к применению штрафных санкций и не применяют их при наличии объективных причин недопоставок или срыва сроков. «Но именно по этой причине мы будем тщательно отслеживать факты необоснованного использования ситуации с коронавирусом для задержек поставок или недопоставок, поэтому что это создает дополнительные риски для наших покупателей»,— подчеркнули в «Магните». “Ъ” отправил вопросы о возможном отмене моратория на штрафы для поставщиков в «Ленту», Auchan и Metro.

Отмена моратория на штрафы — не единственная проблема, которая может осложнить отношения поставщиков и сетей в текущих условиях.

Как сообщил один из участников рынка, сейчас при согласовании цен некоторые федеральные сети, входящие в пятерку крупнейших, требуют от поставщика либо дополнительную промо-акцию, либо отгрузки партии продукции со скидкой, ссылаясь на падение трафика из-за карантина. В некоторых случаях речь идет о скидке от 5% до 50% месячного объема, утверждает он. «Многие поставщики сегодня работают ниже грани рентабельности. Цены на сырье выросли, повысить ценники в сетях невозможно, при этом розница требует скидок, которые в принципе нет возможности предоставить»,— возмущается собеседник “Ъ”.

По данным двух источников “Ъ” среди поставщиков, дополнительные скидки просит, в частности, Auchan. В самой сети заявили “Ъ”, что в текущих условиях за дополнительными скидками к поставщикам не обращались, а все промо и сезонные операции проходят согласно утвержденному в начале года коммерческому плану компании.


29.05.2020

Маркировка должна быть добровольной

Сегодня представители молочной отрасли отошли от эмоций в вопросе внедрения обязательной регистрации в системе “Честный знак" и имеют четкое обоснование тому, почему маркировка молочной продукции невыгодна отрасли, потребителю и сомнительна государству.
Яковенко В.М., ИП
Адрес:  Чукотский автономный округ, Иультинский район, пгт Эгвекинот 
 
Лаврентьевское, ООО
Адрес:  Чукотский окр., Чукотский район, с. Лаврентия, ул. Советская, д. 18 
 
Билибинский продукт, ООО
Адрес:  Чукотский окр., Билибинский район, г. Билибино, ул. Ленина, д. 7 
 
Полярный ПК, ООО
Адрес:  Чукотский окр., г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 17