Горячая тема

Тендер на экспорт

Источник: The DairyNews
В 2018 году Владимир Путин поставил перед аграрной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт продукции более чем в 2 раза до $45 млрд к 2024 г. Для реализации цели Минсельхоз потратил около 100 млн. рублей на разработку концепций развития экспорта различных категорий продукции.

В конце прошлого года Минсельхоз провел ряд открытых тендеров на разработку концепций развития аграрного экспорта. Общая сумма заказов составила 98,8 млн. рублей, из которых 6,75 млн. рублей государство заплатило разработчику научно-исследовательской работы “Разработка плана опережающего развития экспорта мясной и молочной продукции". Как стало известно The DairyNews, после первого рассмотрения документ был направлен на доработку с существенными замечаниями.


НА ЧТО ДЕНЬГИ?

Согласно открытым данным единой информационной системы в сфере госзакупок, на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка плана опережающего развития экспорта мясной и молочной продукции» предполагалось потратить 7 млн. рублей.

Участие в тендере принимали ООО "Ринкон-Менеджмент" и  ФГБУ “РЭУ им. Плеханова". Победителем стало ООО “Ринкон-Менеджмент, предложившее выполнить заказ за 6,75 млн. рублей. Университет им. Плеханова предлагал реализацию проекта за 4,9 млн. рублей.

Помимо этого Минсельхоз заказал разработку еще ряда концепций.


Мясо-молочную НИР выполняло ООО “Ринкон-Менеджмент". По данным СПАРК, организация зарегистрирована в городе Малоярославец Калужской области. Основной вид деятельности: торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков. Владелец - Корнеева Л.А., уставной капитал - 10 тыс. рублей, доход компании за 2017 год - 10,4 млн. рублей, чистая прибыль - 3,3 млн. рублей.

Однако на официальном сайте компании rincon-m.ru отмечается, что она является “международной командой профессионалов, имеющих большой и результативный опыт по реализации проектов в агробизнесе. Среди экспертов- коммерческие директора, специалисты в области выращивания живого поголовья и переработки, логисты, специалисты в области ВЭД и многие другие”.

Компания заявляет о сотрудничестве с агрохолдингами оборотом более 900 млн. евро в год. Среди клиентов по информации официального сайта: Каргилл, Русагро, Черкизово, БиоТон, Молочное дело, Дамате.

Отметим, что по данным СПАРК, сотрудниками Ринкон-Менеджмент являются два человека.

Разработку концепции развития экспорта сельхозпродукции, продуктов питания и напитков на рынок КНР выполнило АО КПМГ. Кроме того компания победила в тендере “Определение приоритетных российских суббрендов продукции АПК и приоритетных экспортных рынков для брендинговой поддержки экспорта продукции АПК до 2024 года".

Данная компания широко известна на рынке аграрной аналитики. КПМГ - российское подразделение международного лидера - KPMG входит в топ аудиторских компаний наряду с Deloitte, Ernst & Young и PwC.

КПМГ является 100% голландской компанией, среднесписочная численность персонала составляет 2655 человек, основной вид деятельности - проведение финансового аудита.

Доходы на 2017 год составили 9,4 млрд. рублей, в 2018 году компания выиграла тендеров на 542,2 млн. рублей.

Из них “экспортных", заказчиком которых выступил Минсельхоз РФ - на сумму 26,1 млн. рублей.

РЭУ им. Плеханова и “ВШЭ" выполнили заказ Минсельхоза на сумму 13,8 млн. рублей и 29,6 млн. рублей соответственно.

Стоит отметить, что Высшая школа экономики в 2018 году выполнила заказов на сумму 935,8. млн. рублей, из них Минсельхоз выступил заказчиком на сумму 53,9 млн. рублей.

РЭУ им. Плеханова в 2018 году выполнил заказов на 199,3 млн. рублей. Минсельхоз стал заказчиком на сумму тендеров в 13,8 млн. рублей.

ООО “Академия-Сервис" выиграло тендер на “Разработку концепции рекламной и брендинговой поддержки экспорта продукции АПК до 2024 года".

По данным СПАРК, основной вид деятельности организации - исследование конъюнктуры рынка. Собственник - Казанцев Т.В., доход компании за 2017 год составил 10,5 млн. рублей, чистая прибыль - 9,8 млн. рублей.

Контракт с Минсельхозом на оказание услуг по разработке концепции рекламной и брендинговой поддержки экспорта продукции АПК до 2024 года на сумму 6,3 млн. рублей исполняется.

Вятский государственный университет, ответственный за разработку плана опережающего развития экспорта рыбы и морепродуктов, в 2018 году реализовал заказов на сумму 16,5 млн. рублей.

В настоящее время контракт с Минсельхозом на сумму 3,7 млн. рублей исполняется.

Еще два тендера на сумму 9,5 млн. рублей выиграла Ассоциация “ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА БИОТЕХ2030".

Основной вид деятельности организации - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. По данным СПАРК, организация зарегистрирована в Москве, чистая прибыль в 2017 году составила чуть более 3 млн. рублей.

На официальном сайте Ассоциации отмечается, что она “является формой реализации института частно-государственного партнерства и инструментом осуществления научно-технической и инновационной политики на приоритетном направлении технологической модернизации российской экономики в области биотехнологий”.

Цель ассоциации - “создание в Российской Федерации современной биоиндустрии, обеспечивающей вклад в ВВП, сопоставимый с ведущими экономиками мира (до 3%)”.

В 2018 году организация выполнила заказов на 9,5 млн. рублей, контракт с Минсельхозом завершен.


МЯСО-МОЛОЧНОЙ РАБОТЕ - НЕУД

В распоряжении редакции оказалась подготовленная ООО “Ринкон-Менеджмент" научно-исследовательская работа “Разработка плана опережающего развития экспорта мясной и молочной продукции". Как стало известно, по итогам заседания секции научно-технического совета Минсельхоза России, ведомство отказалось от акта сдачи-приемки работ по государственному контракту и попросило доработать проект до 21 января 2019 года.

Контракт на выполнение данной работы был подписан 16 ноября 2018 года. Как отмечается на сайте Госзакупок, участие в тендере намеревались принять следующие организации:

ООО “Стреда Консалтинг" (аффилировано с руководством Союзмолоко).

АО “КПМГ"

РЭУ им. Плеханова

ООО Ринкон-Менеджмент

ФГБУ “Вятский государственный университет".

Самые высокие баллы в ходе отбора по ценовому фактору получил РЭУ им. Плеханова, однако наивысшие результаты в оценке нестоимостных критериев оказались у Ринкон-менеджмент.

Оценивались комиссией предложения по анализу мирового рынка мясной и молочной продукции, по анализу приоритетных экспортных рынков, по перспективам производства молочной и мясной продукции, оценке стратегических возможностей господдержки, по порядку разработки дорожной карты внедрения господдержки.

Однако замечания научно-технического совета к итоговой работе вызывают вопросы к процессу отбора участников тендера.

Цель исследования согласно задаче, поставленной Минсельхозом - сформировать план развития экспорта российской мясной и молочной продукции до 2024 года, описывающий направления, способы и методы его развития, ресурсы, необходимые для его стимулирования и целевые показатели до 2024 года.

В замечаниях Минсельхоза к итоговой работе указано, что разработчикам до 21 января необходимо:

  1. Провести детальную разбивку продуктовых групп (конкретный ассортимент по каждому виду мяса), представить по конкретным рынкам продаж информацию, а также по конкурентам на этих рынках

  2. Представить анализ основных конкурентов (на примере отдельных кейсов), особый упор сделать на себестоимость продукции, качество, логистические затраты

  3. Предложить механизм субсидирования транспортных перевозок

  4. Добавить в работу анализ продукции “яйца и яйцепродукты", а также дополнить мясную продукцию ассортиментом мяса птицы и включить анализ продукции из баранины

  5. Скорректировать тезис о том, что AQSIQ (Госуправление по контролю качества, инспекции и карантину) было реформировано

  6. В подпункты “Анализ структуры стоимости выбранных товарных групп мясной и молочной продукции на приоритетных для экспорта рынках до порта назначения" включить себестоимость производства сырья (в различных регионах…), затраты на первичную и последующую переработку сырья, оформление международного сертификата качества, затраты на транспортировку, услуги таможенного оформления

  7. Включить анализ международного опыта сертификации продукции для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки

  8. Баланс должен отражать соответствие объема производимой продукции структуре спроса, в связи с чем подпункт “Анализ торгового баланса: экспорт и импорт выбранных товарных категорий" изложить в редакции “Анализ торгового баланса выбранных товарных категорий"

  9. Редактировать итоговый отчет в части грамматических и орфографических ошибок.


МОЛОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МИНСЕЛЬХОЗА

Любопытно, что в “молочной части" документа указаны конкретные продукты, которые предлагается направить на экспорт и осуществлять их поддержку.

Согласно документам, имеющимся в распоряжении редакции, исполнителями научно-исследовательской работы выступили руководитель Ринкон-Менеджмент К. Корнеев и В.С. Румянцева. При этом соисполнителями являются: генеральный директор и заместитель генерального директора ООО “Стреда-Консалтинг" Алексей Груздев и Артем Белов; руководитель Центра компетенций в АПК Виталий Шеремет (АО “КПМГ") и еще три сотрудника АО “КПМГ", работавших над введением и заключением.

Таким образом подготовку отчета осуществляли представители практически всех компаний, участвовавших в тендере.

Сам отчет содержит 303 страницы.

Его авторы подчеркивают, что “за последние 10 лет производство мясной и молочной продукции в России существенно увеличилось. Производство мясной продукции выросло примерно на 60%, молочной – до 30%.Отечественное производство приближается к достижению целевых значений по самообеспечению, в частности, в молочной отрасли на текущий момент уровень самообеспеченности достигает примерно 82%. Однако, если рассматривать самообеспеченность стран таможенного союза, в частности РФ и Белоруссии, данный показатель составляет приблизительно 95%, что является индикатором необходимости выхода на внешние рынки в целях повышения конкурентоспособности продукции и сдерживания роста цен на внутреннем рынке”.

Стоит помнить, что Беларусь начала работу по освоению важнейших экспортных - азиатских рынков гораздо раньше РФ и несмотря на это лишь едва начала достигать первых успешных результатов, которые в сравнении с показателями тех же ЕС и США - крайне малы.

Между тем российский рынок сегодня имеющийся дефицит покрывает исключительно за счет белорусского молока и фальсификата на полке.  Что же предлагают поставлять на экспорт авторы проекта?

Приоритетными продуктами для экспорта в молочной отрасли разработчики НИР называют йогурты, сыры и молочную сыворотку. Наиболее перспективной и “беспроблемной” категорией авторы считают йогурты.

При выборе приоритетного экспортного рынка для йогуртов на первом месте рэнкинга был Ирак, при этом с учетом политических рисков в регионе страны и нестабильности торговых отношений, было принято решение добавить к этому рынку ОАЭ. Приоритетным рынком для экспорта сыра и творога признан Китай.

Благодаря высоким показателям импорта молочной сыворотки, низким тарифам и относительной транспортной доступности, увеличению населения, Китай был выбран приоритетным рынком и для молочной сыворотки.

Полный список стран рассматриваемых в первую очередь для молочного экспорта выглядит следующим образом:

Напомним, на сегодняшний день основной объем экспорта молочной продукции направляется в страны СНГ.

Разработчики проекта отмечают, что “основными рынками сбыта для молочной продукции из России являются страны СНГ – 87% стоимости и 91% объемов, при этом в объемах 45% приходиться на Казахстан, 16% - на Украину и 10% - на Белоруссию.

Тут же авторы работы отмечают, что “потенциал экспорта на рынки стран бывшего СССР ограничен”. Причины этому - “невысокая динамика покупательной способности и численности населения; уровень потребления молочной продукции во многих странах СНГ достаточно высок (216-274 кг/чел/год) и дальнейший потенциал роста потребления незначителен; усиление конкуренции с Беларусью, которая в последние годы наращивает объемы поставок в СНГ. Однако, высокий уровень инфляции во многих странах СНГ, поддержанный дефицитом молока-сырья и его высокой себестоимостью в этих странах, позволит обеспечить высокую динамику прироста экспорта в стоимостном выражении”, уверены авторы работы.

Наибольшие проблемы при развитии экспорта и особенно на новых рынках, отмечают авторы исследования в категории сыров и сыворотки. Йогурты, по мнению разработчиков, будут расти в экспорте на страны бывшего СССР и вторым приоритетным рынком для категории должны стать государства Персидского залива.

Россия сегодня импортозависима по сухой сыворотке и объемы экспортных поставок

минимальны. При этом потенциал роста экспорта на традиционных для России рынки стран бывшего СССР незначителен, ввиду высокой конкуренции с более дешевой продукцией из Белоруссии, отмечают авторы работы.

При условии сохранения динамики наращивания производственных мощностей по сушке сыворотки в 15% в год, Россия имеет хорошие шансы выйти на крупнейший в мире импортный рынок – Китай, уверены эксперты, подготовившие исследование.

Кроме того авторы называют ограничения активного развития экспорта сыров:

недостаток экспортоориентированных мощностей по сыру - прежде всего по моцарелле и чеддеру, которых сейчас не хватает даже для удовлетворения внутреннего спроса – в результате значимые объемы продукции Россия сможет поставлять на экспорт не раньше 2020 г.;

ценовая неконкурентоспособность продукции из России, прежде всего в силу высокой

стоимости молока-сырья для производства такой молокоемкой категории продукции как сыры; более дорогостоящая логистика до целевого рынка по сравнению с ключевыми конкурентами (США, ЕС, Океания) и неразвитость экспортной логистики в части «холодной цепи» поставок.

В ходе анализа рынка сыров авторы, называющие Беларусь одним из конкурентов РФ на международном рынке молока, включили в список крупнейших российских производителей молодых сыров - Туровский МК, базирующийся в Гомельской области РБ.

Кроме того в список крупнейших поставщиков сухой молочной сыворотки вошла ГК “Алев", объявленная банкротом в конце прошлого года - судьба ее производственных мощностей пока не ясна.

Итогом НИР мы видим дорожную карту включающую список мероприятий МСХ для поддержки развития экспорта мясной и молочной продукции в период 2019 – 2024 годы. В перечень вошли комплексные мероприятия по улучшению эпизоотической ситуации (в том числе обязательное внедрение системы “Меркурий"), синхронизация “Меркурия" с системами стран-импортеров, поддержка экспортеров при сертификации (например, сертификации халяль), формирование стратегии по выходу на новых рынки и соответствующие им продуктовые категории (например baby food), развитие аппарата атташе по сельскому хозяйству, компенсация части затрат на участие в международных выставках, участие высокопоставленных госслужащих в международных профильных мероприятиях, разработка странового бренда, повышение эффективности льготного кредитования для экспортоориентированных компаний и т.д. Основные пункты практически копируют тезисы проекта программы Минсельхоза “Экспорт продукции АПК", которая была представлена в начале осени прошлого года.

Способен ли Минсельхоз и РЭЦ создать бренд за считанные месяцы, чтобы реализовать цели экспорта АПК уже к 2024 году? Опыт реализации Госпрограмм в молочной отрасли показывает, что рынок не готов к экспорту, а власть и того меньше. Сами производители по эффективности не могут конкурировать с ведущими странами-экспортерами. Государство при этом не проводит политики по регулированию рынка или стимулирования развития производства. Остается на вторых ролях поддержках глубокой переработки в том числе сыворотки.

Несмотря на это участники рынка все чаще обращаются к новым технологиям, пытаются развивать полную переработку  сыворотки и производство инновационных продуктов. Примеров таких на российском рынке - единицы, но они есть. По данным Центра изучения молочного рынка, ежегодно в стране сливается 6,8 млн. тонн сыворотки - перспективы направления значительны. Но вместо развития внутреннего производства, руководство федерального аграрного ведомства чужими руками ставит себе уже поставленные задачи.

Пока работа ООО “Ринкон" и соисполнителей повторяет очевидные вещи, многие из которых уже не раз озвучивались самим Минсельхозом и руководством правительства. Стоит ли она затраченных на тендер средств? На оперативный запрос редакции федеральное аграрное ведомство на момент публикации не ответило.

В сухом остатке аграрным ведомством разыграно “экспортных тендеров" на сумму почти 100 млн. рублей. Сумма невелика в сравнении с общим объемом господдержки АПК на тот же 2019 год, которая как известно должна составить 302 млрд. рублей. Однако непонятно, почему Минсельхоз не может провести научные изыскания самостоятельно, хотя согласно постановлению Правительства “является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий, по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий".

Кроме того на базе Минсельхоза функционирует “Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе", основной целью деятельности которого является анализ и прогнозирование состояния конъюнктуры рынков сельскохозяйственной и пищевой продукци. Сам Спеццентручет на официальном сайте сообщает, что “предоставляет потребителям широкий спектр услуг по информационной поддержке и консультированию в сфере АПК России и мира в целом". Однако на профильную аналитику в целях реализации программы экспорта, очевидно, не способен?

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью