Техрегламент на молочную продукцию не стал законом для производителей

Источник: www.rg.ru
Почти год прошел с момента принятия технического регламента на молоко и молочную продукцию, а потребителей как вводили в заблуждение красочные пакеты с надписью "молоко" или "сметана", так и вводят. И похоже, в ближайшее время картина не изменится. К таким выводам пришли участники "круглого стола" в Торгово-промышленной палате.
Техрегламент на молочную продукцию не стал законом для производителей
Почти год прошел с момента принятия технического регламента на молоко и молочную продукцию, а потребителей как вводили в заблуждение красочные пакеты с надписью "молоко" или "сметана", так и вводят. И похоже, в ближайшее время картина не изменится. К таким выводам пришли участники "круглого стола" в Торгово-промышленной палате.

Техрегламент, вступивший в действие в декабре прошлого года, собрал воедино все требования к молочному сырью, его переработке, упаковке и продаже. В частности, в нем написано, что молоко, произведенное из порошка, молоком называть нельзя, а только молочным напитком. Однако, несмотря на требование закона, этикетки подправили единицы производителей, большинство же продолжают выдавать разведенный водой порошок за натуральное молоко и брать за него соответствующие деньги (хотя напиток должен стоить дешевле). Всего же в законе - 102 молочных продукта.

Конечно, от смены упаковки качество товара не изменится, но по крайней мере люди получили бы представление о том, что они пьют, и право выбора. Производители повторяют, что и год назад: продукт под названием "молочный напиток" непривлекателен для покупателя, и если завтра так переименовать все молоко, то объемы продаж могут упасть, а цены на сырье (натуральное молоко) и на получаемые из него продукты поползут вверх. (Хотя, как утверждают в Молочном союзе России, из порошка в нашей стране сейчас производится всего 13 процентов молока).

Есть у производителей и финансовые сложности: научные учреждения заламывают за изменения в технической документации, необходимые по новому закону, непомерные цены - от 40 до 150 тысяч рублей за один вид продукции. Плюс новое оборудование, необходимое для выполнения требований техрегламента, обходится в копеечку. Да еще и новые этикетки разрабатывать и печатать денег стоит. И мелким производителям, как утверждают эксперты, эти расходы не по плечу.

Но это не все причины, из-за которых техрегламент не может набрать силу. Как пояснила замначальника управления Ростехрегулирования Ольга Костылева, нормативной базы для его полного внедрения еще не достаточно, и период адаптации не закончен.

Не определены еще многие стандарты и методики, в том числе необходимые для того, чтобы государственные контролеры смогли следить за соблюдением закона. Например, нет аттестованных методик, которые позволяют определить, из "живого" или сухого молока изготовлено содержимое пакета. Поэтому ни один эксперт со стопроцентной уверенностью не сможет сказать, что же вы выпили на самом деле.

Нет показателей качества и безопасности натуральных молочных продуктов с ограниченным сроком годности. Нет стандартов по предельно допустимому содержанию вредных веществ, а также по обогащению молочных продуктов кальцием, магнием и другими полезными веществами. Есть вопросы по определению качества молока, сдаваемого на переработку индивидуальными подворьями, фермерами.

В прошлом году для реализации техрегламента Ростехрегулирование разработало 4 новых стандарта, план на этот год - 34. Но и этим правовая работа не будет исчерпана, работа продолжится и в следующем году. "Техрегламент разрабатывался несколько лет, и одного года явно недостаточно для того, чтобы перестроить под него и производителей, и продавцов, и покупателей", - считает Ольга Костылева.

По мнению председателя комитета ТПП по качеству продукции Геннадия Воронина, проблема еще и в том, что четко не определены ответственные за внедрение техрегламента. "Ответственность размазана тонким слоем по многим ведомствам, которые действуют несогласованно, вот и нет результата", - сказал он.

Вторит ему исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. По его словам, мороженщики нередко сталкиваются с ситуацией, когда, скажем, под видом натурального сливочного масла им продают продукт, сделанный на основе растительного жира. А потом у производителей сладости возникают проблемы с сертификацией и продажей полученного из такого масла мороженого. Есть сложности и другого порядка. По данному регламенту мороженое - это то, что сделано из молока. Но оно бывает и из сока, а значит, его производство должно регулироваться другими нормативными документами. Но на деле у регистрирующих и контролирующих органов возникает путаница, и у мороженщиков появляются новые препятствия.

В любом случае на полное внедрение техрегламента уйдет еще не один год, считают участники "круглого стола". Однако они рассчитывают, что документ будет подкорректирован правительством и депутатами Госдумы, чтобы он стал нормальным законом, а не головоломкой для досуга. И чтобы потребители, наконец, получили однозначный ответ, что же они на самом деле покупают.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью