Сырные амбиции низкого качества

Источник: sibinfo.su
Почему жители Алтайского края, производящего "такой вкусный сыр", не любят местный продукт?
Каждая шестая головка в стране, экспорт в другие регионы, традиции и отличный вкус – это все про него, алтайский сыр. Власти вспоминают о замечательном местном продукте при любой возможности. Только почему-то в самом регионе сыра мало, а тот, что есть, выгодно отличается качеством – невысоким качеством.

"Наша продукция обладает серьезными конкурентными преимуществами по соотношению цена – качество. Человечество изобрело сыр уже несколько тысячелетий назад. Это один из самых экологически чистых продуктов, употребляемых человеком, и самый полезный для всех возрастов!" – торжественно сообщил на открытии "Дней сыра" губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Однако с качеством дела обстоят не так, как кажется чиновникам. Хотя Алтайский край позиционируется как сырный регион, жителям нелегко найти качественный продукт местного производства.

Как рассказал бывший технолог одного из предприятий по производству сыра, качество продукта снижается из-за несоблюдения сроков вызревания. Чем дольше он зреет, тем дольше производитель не получает выгоды. "Длинных денег" большинство предприятий не имеет. Желание поскорее продать сыр объяснимо, но отражается и на вкусе, и на сроке его хранения. У продукта уже не та плотность, не та соленость.

Подводит и, казалось бы, залог отличного продукта – экологически чистое сырье. Несоблюдение правил хранения и транспортировки – это портящееся молоко, засушливый год или плохой корм для коров – это молоко не того вкуса и качества.

В Сибирском научно-исследовательском институте сыроделия корреспонденту портала "Сибинфо" подтвердили, что сыр "на пятерку" можно найти только в определенное время года и определенного сорта.

Даже заведующий лабораторией технологии сыроделия и маслоделия Института мясомолочной промышленности Республики Беларусь Константин Объедков на "Празднике сыра" в 2011 году, попробовав несколько выставочных (!) образцов, поставил местному сыру только "хорошо".

Прибавьте к этому добавки, в том числе и растительные жиры, все чаще используемые в производстве, и получите то, что получаем. Да что там говорить, иногда использовать добротное сырье не получается из-за высокой себестоимости продукта. Те же литовские, белорусские сыры, которые в большинстве делаются на сухом молоке, сбивают цену. Алтайским производителям приходится конкурировать, снижать ценовую планку. За небольшие деньги с высоким уровнем затрат и самой низкой в СФО покупательской способностью жителей Алтайского края нереально сделать хороший продукт.

С мнением, что местный сыр далеко не всегда заслуживает высокой похвалы, полностью согласен и учредитель ЗАО "Алтайская ярмарка", председатель комитета Алтайской торгово-промышленной палаты по выставочно-ярмарочной деятельности Андрей Олишевский.

"Нехватка качественного молока, высокая себестоимость, отсутствие для отрасли длинных и дешевых финансовых ресурсов – это не проблемы сыродела. Просто он как переработчик и производитель конечного продукта – сыра, о котором мы говорим, "собирает" все проблемы по всей цепочке: сырье – переработка – реализация. Если обеспечить отрасль сырьем и дать ей приемлемые кредиты, вопрос качества сыра решится сам собой. Отрасль сама решит все свои внутренние вопросы с перевооружением, реализацией, перепозиционированием элитных алтайских сыров, которые сегодня конкурируют с сырами более низкого качества в их ценовой категории. Потребитель сегодня просто не видит разницы в элитном сыре и более простом", – считает Олишевский.

Проблема также и в маркетинге. Алтайский сыр пока еще держится за счет репутации, заслуженной еще в советское время. Но и она рано или поздно "сдуется", если выезжать на продовольственный рынок на таких невысоких скоростях.

"Власть может помочь как раз в решении этих проблем. Например, с обеспечением необходимыми ресурсами. Власть же в крае считает, что главное – продавать то, что сумели произвести. Вот и увлеклись сбытовой политикой. Краевая администрация организует выставки, праздники, тратит на это все больше бюджетных средств. Профильное управление администрации только в 2013 году организует около 10 фестивалей, праздников, выставок в регионе и за его пределами. Им просто некогда заниматься решением основных вопросов сыроделов. Есть другое мнение, что главное – это производить то, что можешь продать. Но это совсем другой уровень работы с отраслью, другая компетенция. Надеюсь, мы к нему все же придем", – поясняет Олишевский.

Действительно, выставочно-ярмарочная деятельность краевых чиновников во главе с Александром Карлиным вызывает широкую улыбку. Показать себя, конечно надо, привлечь туристов тоже, но чиновничьей ли рукой? Ведь тот или иной праздник – это не только повод "толкнуть" громкую речь и дать СМИ повод написать хорошую новость об Алтайском крае. Это, прежде всего, серьезный маркетинг.

Сбрасывать регион со счетов никак нельзя: у нас много производителей, хорошие наработки, даже есть туристический сырный маршрут, специализированный магазин, открывается колледж сыроделия. Да и отрасль переработки развивать просто необходимо. Она в аграрном регионе уже сегодня одна из главных. Но производителю требуется помощь более качественная. Не учите жизни, помогите материально!
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью