—в€зка MES-системы и системы “ќи–. »ли 1+1=?

»сточник: The DairyNews
Ќужно признатьс€, что использование системы управлени€ техобслуживанием и ремонтами оборудовани€ на пищевых предпри€ти€х €вл€етс€ довольно редким €влением: хот€т Ц многие, некоторые пробуют внедр€ть, но успешно запускают Ч единицы. Ќо в последние 1,5-2 года у производителей продуктов питани€ начал наблюдатьс€ повышенный интерес к системам “ќи–. ќсобенно Ц на новых запускаемых заводах или там, где завершилось серьезное перевооружение технологического оборудовани€.
јлександр ÷ыбизов
јлександр ÷ыбизов
–уководитель направлени€ Ђѕроизводствої компании  онстанта

» оно пон€тно, ведь с одной стороны Ц при больших объемах переработки натурального (а значит скоропорт€щегос€) сырь€ остановка производственного процесса грозит очень серьезными финансовыми потер€ми.  ак страшный сон главного инженера молочного завода Ц когда закончилась утренн€€ приемка молочного сырь€, приемные танки на 30/50/100 тонн полны ждущего переработки молока, а в приемно-аппаратном цехе вышла из стро€ пастеризационна€ установка или сепаратор. » вс€ инженерна€ брати€ занимаетс€ экстренным ремонтом, героическим спасением огромного количества рублей, потраченных на покупку молочного сырь€.

— другой стороны Ц бќльша€ часть современного технологического оборудовани€ Ц заграничного производства. ѕоэтому даже эксплуатационные ремонтные запчасти (не говор€ про узлы и агрегаты) €вл€ютс€ дорогосто€щими. ј какой промышленный производитель продуктов питани€ сейчас не стараетс€ использовать любую возможность сократить затраты, чтобы снизить себестоимость продукции?

Ќаша компани€ имеет большой опыт автоматизации учета и управлени€ задач пищевых предпри€тий, в частности Ц внедрени€ систем управлени€ производством на цеховом уровне (MES-системы). » через призму этого опыта мы видим, что задачи организации оперативных производственных процессов, а главное результаты работы производства (скорость и производительность производства, объем выработки продукции и выполнени€ производственных заданий) Ц сильно завис€т от эффективности взаимодействи€ технических служб и производственных подразделений. ј поэтому на задачи MES-системы и системы “ќи– на пищевом предпри€тии стоит смотреть под одним углом Ц оценивать через критерии эффективности и результативности производства.

‘окус внимани€ MES-системы направлен на оперативное управление производственным процессом внутри цеха. —истемы “ќи– Ц на планирование и контроль выполнени€ ремонтов производственного оборудовани€. —в€зь очевидна. MES и “ќи– Ц как бизнес-партнеры. –аботают с одним и тем же заказчиком, рассматрива€ его потребности под разными углами.

“ак почему же так мало предпри€тий пользуютс€ той самой выгодой такого Ђпартнерского взаимоотношени€ї систем?

ƒавайте попробуем разобратьс€, что могут принести MES и “ќи– по-отдельности. » каких результатов можно ожидать от их совместного использовани€.

—начала рассмотрим, на что направлено внедрение каждой системы в отдельности.

MES-система

  • —тандартизаци€ и повышение качества готовой продукции.

ќбеспечиваетс€ за счет оперативного контрол€ соблюдени€ технологии и контрол€ рецептурного состава в процессе производства.

  • —окращение производственных и непроизводственных потерь.

 огда мы оперативно контролируем соответствие процесса заложенной технологии, шансы допустить брак существенно сокращаютс€.  огда мы оперативно контролируем и учитываем движение потоков материальных ценностей по переделам (а не в общем входЦвыход в производство) Ц Ђмутность водыї дл€ неумышленных или умышленных искажений состо€ни€ процесса и остатков материальных ценностей существенно сокращаютс€.

  • ѕовышение пропускной способности производства и обеспечение производственного сервиса (% выполнени€ задани€ на производство от коммерческих служб).

Ётих эффектов позвол€ют достичь инструменты диспетчеризации: задани€ на участки выдаютс€ через единую систему согласованными и прозрачными, процесс производства, выполнени€ заданий становитс€ прозрачным на всех его этапах. 

—истема “ќи–

  • Ѕесперебойна€ работа оборудовани€

ќбеспечиваетс€ за счет своевременного выполнени€ плановых осмотров и ремонтов. Ћюба€ эксплуатируема€ Ђжелез€каї, будь то автомобиль или лини€ нарезки Ч требует периодического осмотра узлов и агрегатов на предмет износа, своевременного обслуживани€, замены расходных запчастей и материалов. »наче поломки неизбежны. ј если произошла аварийна€ поломка Ц требуетс€ как можно быстрее устранить неполадку, чтобы возобновить производственный процесс.

  • ќбеспечение процесса исполнени€ ремонтных работ

ƒл€ организации выполнени€ ремонта нужно иметь под рукой техническую документацию конкретного оборудовани€, чтобы понимать, какие работы, в какой последовательности проводить и какие требуютс€ зап.части и расходные материалы. ≈сли задачи “ќи– не автоматизированы, нет электронной базы оборудовани€ и нормативной базы по зпачаст€м и работам Ц то задачи адекватного планировани€ и диспетчеризации превращаетс€ в рутинную, трудоемкую и при большом объеме оборудовани€ вынуждено начинает выполн€тьс€ Ђна глазокї. ј это неизбежно приводит к ошибкам: например, незапланированным (а следовательно, невыполненным) работам.

»ли может произойти ситуаци€, когда ремонтна€ бригада дл€ планового ремонта пришла на склад, а запчастей дл€ ремонта нет. «аказали. ј за врем€ ожидани€ доставки оборудование сломалось. –езультат Ц простой производства.

јвтоматизаци€ позвол€ет собрать всю информацию в одной системе и на ее основании запланировать и сформировать за€вку на ремонт. ј также выдать исполнител€м задание с составом операций.

ћатериальное обеспечение ремонтов при наличии автоматизации становитс€ сбалансированным с самим выполнением ремонтов. «апчасти заказываютс€ своевременно, что позвол€ет воврем€ делать сам ремонт и не допускать аварийных поломок.

  • ѕовышение экономической эффективности эксплуатации производственного оборудовани€

»нженерам часто задают вопросы: Ђѕочему так часто ломаетс€ тот или иной агрегатї? Ђћожет быть выгоднее купить новый, чем посто€нно ремонтировать старыйї? Ђ—колько обходит его владениеї? ќтвета у них нет. ѕотому что на бумаге такой учет вести очень трудоемко. », как правило, этого никто не делает.

ј в автоматизированной системе само планирование, выполнение, диспетчеризаци€ и учет заданий на ремонт Ц это сквозной процесс. —истема накапливает всю статистическую информацию по каждому узлу/единице оборудовани€: какие ремонтные работы выполн€лись, какие запчасти примен€лись (с учетом их стоимости), кака€ зарплата рабочих была выплачена.

—обранна€ воедино экономическа€ информаци€ позвол€ет проанализировать данные и определить стоимость владени€ конкретное единицей оборудовани€/ технологической линией. “олько в этом случае мы можем объективно прин€ть решение относительно целесообразности ее дальнейшей эксплуатации.

  • ”прощение и прозрачность взаимодействи€ между диспетчерами и ремонтными службами

»нженера ремонтных служб могут получить всю информацию о своих текущих задани€х через мобильные инструменты (планшет или телефон). Ёта опци€ открывает возможность быстрой обратной св€зи. Ќапример, если во врем€ планового осмотра специалист ремонтной бригады обнаружил дефект оборудовани€, он может оперативно занести данные об этом в систему. ƒиспетчер оперативно среагирует и запланирует ремонт. „то в итоге предотвратит внезапную поломку оборудовани€.

¬ыгоды сосуществовани€ MES и “ќи– Ђпод одной крышейї

— точки зрени€ коммуникаций между подразделени€ми

 огда есть св€зка систем, мы можем выстраивать автоматизированную систему оповещений, за€вок, уведомлений от производственников к техническим службам. ѕроизводственник, заметив дефект, имеет возможность самосто€тельно его зарегистрировать и передать в инженерную службу. ѕо€вл€етс€ возможность быстрой обратной св€зи о состо€нии производственного оборудовани€. Ёта работа ведетс€ в любом случае. Ќо обычно вопрос ремонта решаетс€ по факту происшестви€, а не заранее. „то приводит к просто€м оборудовани€.

— точки зрени€ своевременного обслуживани€ оборудовани€

” планового осмотра или ремонта Ђжелез€киї как правило есть 2 параметра: интервал времени эксплуатации или его выработка. ѕомните, когда вас приглашают в автосервис на “ќ Ц 1 год или 10/15 тыс€ч километров пробега. ƒл€ планировани€ ремонтов технические службы, как правило, используют интервальный параметр, потому что снимать выработку оборудовани€, особенно когда его много Ц задача довольно трудна€. Ќо если оборудование эксплуатируетс€ довольно интенсивно (как авто в такси) Ц за нормативные интервал времени порог наработки может быть превышен в 2-4 раза. —ледствие Ц внезапные поломки, остановка производства, аварийный ремонт.

ј име€ св€зь с производственной системой, мы можем собирать параметры наработки автоматически. Ќапример, можем использовать данные о том, какой тоннаж сыра нарезали на данном слайсере и перевести его в единицы наработки. » на их основе получать более своевременный сигнал дл€ планировани€ осмотров и ремонтов.

— экономической точки зрени€

јвтономна€ “ќи– дл€ оценки стоимости поломки, как правило считает затраты на ремонт по ее устранению. Ќо если посмотреть на ситуацию с точки зрени€ бизнеса, то стоимость ремонта Ц это только часть потерь от поломки, причем не сама€ значительна€.

Ќапример, сломалс€ насос в приемно-аппаратном цехе. ѕроизводство остановилось по причине прекращени€ подачи молока. “ех службы оперативно подключились и отремонтировали насос за 3 часа. «атраты посчитаны Ц стоимость запчастей + зарплата ремонтникам. Ќо с одной стороны Ц за это врем€ кака€-то часть скоропорт€щегос€ молока могла скиснуть Ц и это потери, св€занные с поломкой. ј если посмотреть еще дальше Ц производство не выполнило часть своего задани€ или плана, не выработали необходимую продукцию в соответствии с заказами клиентов. ƒл€ бизнеса это упущенна€ выгода, котора€ при совместном использовании систем “ќи– и MES так же может быть оцифрована и прив€зана к оценке стоимости потерь от поломки оборудовани€.

¬ывод

»так, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сумма MES-системы и “ќи–, как единиц, €вно больше двух. Ѕольше двух выгод, которые практически невозможно получить, использу€ только одно из слагаемых.

ћнение редакции может не совпадать с мнением автора
21.10.2021
¬се мы помним книгу и мультфильм про козленка, который училс€ считать до дес€ти. Ќо в реальности все не так просто: обсуждение законопроекта по идентификации сельскохоз€йственных животных ведетс€ уже давно. ќжидалось, что он будет рассмотрен и прин€т уже в осеннюю сессию, но решение по столь серьезному дл€ отрасли вопросу откладываетс€. The DairyNews спросили у экспертов: что значит идентификаци€  –— дл€ молочной отрасли, какие преграды на пути внедрени€ этой системы существуют и насколько дорого нова€ система может обойтись производител€м молока, от крупных компаний до Ћѕ’.
„итать полностью
 алендарь