Ставка на доставку

Источник: The DairyNews
Указом президента РФ Владимира Путина все дни в период с 30 октября по 7 ноября были объявлены выходными — при этом ряд источников сообщают о том, что некоторые регионы может ожидать продление карантина. В период самоизоляции закономерно повышается спрос на сервисы доставки готовой еды и продуктов из магазинов — The DairyNews решили выяснить, насколько сильно изменится количество заказов, в какие сегменты переместится потребительский спрос, есть ли риски повышения цен и сервисных сборов и справится ли сектор с возможным резким ростом спроса.

По данным Nielsen IQ, пандемия сильно изменила поведение покупателей и преобразила ритейл. В прошлом году большинство потребителей начали внимательнее следить за тратами и активно экономить средства. Сокращение доходов потребителей закономерно вызвало обеспокоенность руководителей FMCG-сектора (об этом заявили 71% из опрошенных представителей) и осознание того, что за изменениями, которые может повлечь за собой этот фактор, необходимо следить.

Сильно изменилась и география спроса — все больше продуктов во время пандемии потребители предпочитали покупать в магазинах «у дома», это стало общемировой тенденцией, которая вызвала рост дискаунтеров и минимаркетов — гипермаркеты же ощутимо утратили популярность.

Еще одним трендом стало смещение потребителей в онлайн: более четверти потребителей заявили, что в 2020 году впервые совершили онлайн-покупку в FMSG. При этом в онлайн пришло не только молодое поколение — новым драйвером в России и в мире стала возрастная категория 65+, на которую в России приходится 20% продаж крупных онлайн-ритейлеров.

Активно осваивая интернет-покупки продуктов, потребители стали «смелее» и начали обращаться в сервисы доставки для заказа товаров категории фреш и ультрафреш, в том числе мяса и молока, несмотря на то, что ранее качеству таких категорий потребители были склонны не доверять.

В прошлом году при введении ограничений сервисы доставки фиксировали всплеск спроса. Так, представители Delivery Club отмечали нетипичный рост цен на доставку товаров в выходные дни, а «Яндекс.Лавка» сообщала о том, что только в Москве и Санкт-Петербурге в условиях режима самоизоляции спрос на доставку вырос на десятки процентов.

При этом адаптироваться к быстро растущему спросу доставки смогли, но не без трудостей. Так, «Роскачество», со ссылкой на данные опроса аналитического центра НАФИ, сообщали, что 76 % россиян, обращавшихся в сервисы доставки, сталкивались с проблемами. По данным экспертов, самые частые жалобы — отсутствие тех или иных товаров в наличии (58%) и невозможность заказать доставку на ближайшее удобное время (54%). Реже жаловались на задержку доставки, неукомплектованность заказов и доставку поврежденных продуктов или продуктов низкого качества.

О том, чего ожидать потребителям и поставщикам, The DairyNews спросили у ассоциаций и торговых объединений, а также обратились за комментариями к сервисам доставки.

Руководитель по развитию бизнеса Nielsen IQ Светлана Боброва отметила:

— Ритейлеры смогли оперативно перестроить логистику и научились управлять повышенным товарооборотом еще в самый пик ажиотажного спроса. С тех пор сегмент онлайн-торговли FMCG значительно эволюционировал, став для многих покупателей едва ли не основным каналом покупок: его доля приближается к 5%, а количество заказов за последний год выросло в 4 раза. Что касается особенностей потребления, то опыт предыдущих ограничений говорит о том, что можно ожидать роста домашнего потребления: увеличения объемов продаж ингредиентов для готовки, специй и масел, ингредиентов для выпечки.

Президент Асоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов предоставил свой комментарий, подчеркнув, что ажиотажного спроса на данный момент не фиксируется, но некоторые потребители все же делают некоторые запасы:

— Ажиотажного спроса на доставку продуктов питания мы не прогнозируем, поскольку все продовольственные магазины продолжат работать. При этом ритейлеры отмечают, что клиенты сейчас стали делать больше покупок, запасаясь впрок продуктами длительного хранения — возможно, стремясь ограничить социальные контакты в нерабочие дни или, опасаясь повторения ажиотажа с продуктами, как весной 2020 года.

В пресс-службе «СберМаркет» рассказали, что начали готовиться к «высокому» сезону ноября-декабря еще до указа о нерабочих днях, поэтому сервис справится с объемом заказов:

— Мы не наблюдаем какого-то ажиотажа, который был в первый локдаун весной 2020 года. Тогда был очень высокий спрос на наши услуги, но наши возможности были ограничены, мы осуществляли 5-6 тысяч заказов в день по всей стране. Сейчас наши мощности как минимум в 20 раз больше, и сейчас в пиковые дни «СберМаркет» доставляет 100-110 тысяч заказов в день по всей стране. Наш сервис доставляет продукты и товары первой необходимости из супер и гипермаркетов. Мы ориентируемся на продукты, которые есть у них в ассортименте. Если есть готовая еда, то мы ее тоже доставляем. В прошлый локдаун весной 2020 года самый высокий спрос был на крупы, в том числе гречку. Сейчас мы такого не наблюдаем. Думаю, это связано с тем, что наши партнеры и ритейлеры очень успешно обновили свои процессы и регулярно пополняют полки. Потребители уверены, что всегда могут купить необходимые товары.

При этом, подчеркнули в пресс-службе, молоко стабильно входит в топ самых популярных продуктов в корзине заказов.

Крупнейший по выручке и объему выпускаемой продукции производитель готовых рационов питания Performance Group сообщил:

— В связи с новыми коронавирусными ограничениями в Москве на 47% вырос объем контрактов на поставку недельных программ питания на целый день. С 25 октября по 1 ноября сервисами компании по стране будет доставлено 1,048 млн готовых блюд, а это на 7% больше, чем неделей ранее.

— Безусловно, начало осени способствует увеличению сезонного спроса на готовую еду, однако последняя неделя демонстрирует нетипичный рост. Суммарно за последние несколько дней объем заказов на недельные программы по всей компании вырос в полтора раза. Стоит отметить, что многие жители столицы заранее подготовились к карантинным ограничениям. Если в начале лета спрос на готовую еду начал расти спустя неделю после ввода ограничений, то на этот раз москвичи подумали об этом заранее. Также мы также видим нетипично высокий для этого времени года уровень заказов за МКАД, чему способствует бесплатная доставка в пределах 100 км от столицы, — отмечает Артур Зеленый, основатель Performance Group.

Также информация о росте спроса начинает поступать от молочников. Пресс-служба ГК «Молвест» информирует о росте продаж молочной продукции в регионе (Воронежская область), отмечая, что речь идет о реализации через розницу:

— С началом вынужденных каникул в фирменных магазинах ГК «Молвест» (ТМ «Вкуснотеево») на 19% выросли продажи кисломолочной продукции. В крупнейших торговых сетях Воронежа рост продаж товаров компании в этом месяце стал рекордным в 2021 году. С 25 октября, когда начались «ковидные каникулы», резко выросли продажи молочной продукции в фирменной рознице ГК «Молвест». На четвертой неделе октября они увеличились на 19% по сравнению с предыдущими неделями месяца. Всего у компании 11 магазинов «у дома» и 45 нестационарных киосков под брендом «Молвест» в Воронеже и области. Вероятно, многие перешли на удаленный режим работы и начали больше готовить дома. В октябре в розничных сетях Воронежа мы отметили пиковый рост продаж нашей продукции – на 8,4%. Это выше любого другого месяца 2021 года.



01.12.2021
1 декабря стартовал третий этап обязательной маркировки молочной продукции — на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситься на продукцию сроком годности до 40 дней. Ранее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением «Честного знака» на предприятиях: перебоях и отсрочках в поставке оборудования для маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок для нанесения кодов, нанимать дополнительный персонал и менять производственные процессы, а значит — нести дополнительные затраты. О том, легко ли отрасли дается третий этап — в горячей теме на The DairyNews.
Читать полностью
Календарь