Горячая тема

Какой спрос с потребителя?

Источник: The DairyNews
В начале сентября Минфин сообщил, что на единовременные выплаты пенсионерам и потрачено 500 млрд рублей. Деньги взяты из дополнительных нефтегазовых доходов и решение о выплатах никак не повлияет на монетарную политику государства. The DairyNews пообщалось с представителями молочной отрасли и узнало из мнение по влиянию выплат на потребительский спрос.
В ЦБ, к слову, отметили, что данный объем расходов и его влияние на инфляцию уже учтены в июльском прогнозе, согласно которому годовая инфляция по итогам 2021 года составит 5,7-6,2%.

По данным Gfk Rus, 12% расходов потребителя приходятся на молочные продукты. Об этом сообщила директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели Gfk. Rus Анастасия Джафарова.

В настоящее время, по сравнению с показателями предыдущего года, наблюдается рост среднего чека на 8,5%. При этом уже полтора года наблюдается снижение частоты покупок в пользу роста среднего чека. Влияние пандемии стало особенно заметным, когда четвертое место среди всех статей расходов вышла фармацевтическая продукция, которая ранее только входила в топ-10.

Наблюдается уменьшение доли мясной продукции в потребительской корзине, укрепляет позицию бакалея, консервы и крупы. Потребитель стремится оптимизировать время, которое он тратит на приготовление пищи, соответственно, растёт спрос на готовые и замороженные продукты. Особенно популярны пицца, блины, во время пандемии наблюдался рост популярности на замороженное тесто. Ключевым источником роста замороженных продуктов и ягод остаётся средняя цена.

В комментарии для The DairyNews президент ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев поделился своим взглядом на способы повышения спроса и проанализировал, насколько выплаты, адресованные гражданам в преддверии выборов, способны повлиять на ситуацию на рынке молочных продуктов.
По мнению эксперта, серьезных изменений и колебаний спроса после выплат ожидать не стоит:

— Единовременные выплаты гражданам перед выборами, конечно, никак не смогут повлиять на поддержание спроса на продукты питания, в том числе, молочные продукты, поскольку они являются разовыми.

Кроме того, отметил президент ГК «Кабош», нет никакой гарантии, что значительная часть этих средств будет потрачена именно на продукты питания. Данная мера может дать лишь временное увеличение спроса.

Член совета РСПМО высказал свою точку зрения на то, способны ли государственные выплаты поддержать спрос на молочную продукцию и какие меры могут быть достаточно эффективны в этом вопросе и сколько денег тратят россияне в месяц на молоко и молочные продукты, сообщает The DairyNews.
— Летом мы наблюдали небольшое сезонное снижение потребления молочных продуктов, сейчас, осенью, спрос стабилизировался, — отметил эксперт.

Говоря о государственных выплатах, Александр Поляк подчеркнул, что если они и окажут влияние на спрос, то это влияние будет носить краткосрочный характер:

— Реализованные ряду категорий граждан выплаты повысить спрос на молочные продукты не смогут, но они смогут его в какой-то мере сохранить. Дело в том, что с октября ожидается повышение отпускных цен на молочные продукты примерно на 5-10%. И выплаты помогут сохранить спрос на молочку на ближайшие 2-3 месяца. Потом мы можем ожидать снижения спроса.

Говоря о способах поддержания спроса на молочную продукцию, эксперт рассказал, что до пандемии рынок был довольно чувствителен к повышению цен: при их росте примерно на 10% продажи падали в пределах 5- 7%.

— В принципе поддержать спрос на эту категорию товаров могло бы уменьшение наценок в рознице, где они сейчас достигают 50-100%. Однако не думаю, что сети пойдут на уменьшение наценки по собственной инициативе, — заметил Александр Поляк.

В среднем россияне тратят от 850 до 1 тыс. рублей в месяц на покупку молока и продуктов из него. Как будет развиваться ситуация сейчас, мы увидим примерно к новому году, — подытожил член совета РСПМО.

Игорь Московцев, руководитель Кореновского МКК отмечает, что предприятие не заметило сокращения спроса на молочную продукцию в начале осени. 

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка, прокомментировал:
— Если смотреть на выплаты с политической точки зрения, то это подкуп избирателей за счет самих избирателей. Но это политическая точка зрения. С экономической точки зрения — любая выплата — это благо, особенно в нашей экономике, где просто нет денег. Если в экономике нет денег, правительство пытается регулировать цены, наценки и прочее. Эта политика очень порочна, потому что это не попытка сделать население, покупателей богаче, а попытка сделать производителей беднее. В итоге — это абсолютно тупиковая позиция, которая не приведет в долгосрочной перспективе (да и в долгосрочной тоже) ни к чему хорошему.

Если люди получают прибыль, если эта прибыль хорошая, большая — это же супер! Это значит, что они выплачивают зарплаты, что они тратят деньги. В связи с этим выплаты, любые, единовременные и нет, они в любом случае являются благом. Потому что это вливание денег в экономику. И как бы потребитель ни потратил эти деньги, они в любом случае вернутся в экономику. То есть, это всегда хорошо. В этом ключе я не думаю, что это будет жуткий рост спроса на продукцию нашего сегмента, но в целом люди что-то купят, куда-то их потратят. С этой точки зрения это лучше, чем сдерживание цен, - подчеркнул эксперт.

Полные комментарии читайте в разделе "Горячая тема"

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:

18.09.2021
В наше время популярные блогеры и лидеры мнений оказывают, кажется, намного большее влияние на представления потребителей о здоровом питании, чем научное сообщество, диетоги, врачи, технологи пищевого производства. Чтобы разобраться, насколько научна та информация о молоке, которая нередко встречается в Интернете, мы запросили комментарии экспертов — которые, кстати, тоже активно ведут блоги и сами являются лидерами мнений.
Читать полностью
Календарь