Совет москвичей алтайским молочникам: отрасль следует избавить от излишней опеки

Источник: altapress.ru
Сыр в России – классовый продукт питания. Богатые стали есть больше дорогих импортных сыров. Люди со средними доходами могут себе позволить импортный вариант попроще – сыры из Белоруссии и Украины. Россияне с низким достатком, похоже, вообще исключили из своего рациона отечественные сыры, в том числе и самые недорогие плавленые.
Совет москвичей алтайским молочникам: отрасль следует избавить от излишней опеки

Сыр в России – классовый продукт питания. Богатые стали есть больше дорогих импортных сыров. Люди со средними доходами могут себе позволить импортный вариант попроще – сыры из Белоруссии и Украины.
 
Россияне с низким достатком, похоже, вообще исключили из своего рациона отечественные сыры, в том числе и самые недорогие плавленые.

Как отмечает Татьяна Рыбалова , ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (Москва), уровень потребления сыра в стране растет за счет импорта, а объемы собственного производства снижаются.

Владимир Лабинов , исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли, предложил считать падение потребительского спроса одним из основных факторов, которые делают проблематичным развитие молочного производства и переработки. Из услышанного на только что прошедшем в Барнауле шестом специализированном конгрессе «Молочная промышленность Сибири» стало ясно: есть проблемы внутри отрасли, есть и факторы внешнего влияния. Что же ждет богатых и бедных сырных гурманов в ближайшем будущем? Как сказала Татьяна Рыбалова, потребителю, по большому счету, все равно, какой сыр есть – российский или импортный. Главное, чтобы он был вкусный и продавался по приемлемой цене. Но жители края потребляют только 5% сыров и 35% другой молочной продукции, произведенных в крае. Приобрести больше местного товара местный потребитель просто не может – наш товар для него дорог. Почему?

Проблемы видятся по-разному

Сегодня картина такая: затоварены склады, на которых лежат горы сыра и сухого молока. Прекращено производство сухого молока, заводы не рассчитываются с сельхозпредприятиями за сырое молоко по три месяца. Юрий Пекшев, гендиректор компании «Столица молока», рассказывает, что его компании приходится перебрасывать молоко из Славгорода (где остановлен завод по сушке. – Прим. ред.) за 400 км на заводы и производить сыр, который также лежит на складе, но он менее убыточен, чем сухое молоко. От него хозяйства ждут повышения цены на сырое молоко.

–А мы говорим им: «Повышения цены не ожидайте». Мы же не можем сказать: «Вырезайте стадо» – так анализирует ситуацию директор «Столицы молока».

Валерий Деккерт , председатель объединения «АлтайСоюзМолоко», говорит:

– Если в Алтайском крае будет такая ситуация, что переработчики работают на склад, а хозяйства не получают денег по два-три месяца в разгар уборки, то половина хозяйств вырежет скот. Ситуация на самом деле драматическая. Хотелось, чтобы из московских кабинетов реальнее на картину смотрели.

Впрочем, вице-губернатор Борис Неудахин на эти жалобы заметил:

– Ситуация должна быть реально доложена в Москве. Мы еще поборемся, а коров резать не будем.

Не та среда

Многие переработчики молока знают на своем опыте, что бизнес не может развиваться в неблагоприятной для него среде. Денис Зюзин , директор группы компаний «Киприно», предложил не поднимать процентные ставки по кредитам для сельхозпредприятий и предприятий переработки или сделать кредиты вообще беспроцентными, а также увеличить их срок:

– Если американский трактор работает 15 лет, то пусть его покупатель и кредит получает на такой же срок. Пусть российские переработчики получат точно такую же поддержку, как украинские или белорусские, тогда и наша продукция будет еще лучше, еще дешевле.

Внешних источников проблем переработчиков и производителей молока несколько, и наиболее часто участники конгресса называли:

а) Украину и Белоруссию, которые провели техническое перевооружение молочных ферм и перерабатывающих заводов. Их сыры стали лучше и дешевле российских. С Белоруссией есть договоренность о том, что ввоз сыров в Россию будет сокращаться начиная со следующего года. Украина частично закрыта: из 15 производителей сыров в Россию продукцию поставляют только семь. Однако Татьяна Рыбалова считает, что радоваться этому не стоит: Украина начинает вливать огромные деньги в животноводство. Эта страна будет способна через некоторое время просто завалить Россию сырами;

б) импорт тропических растительных масел, которые заменяют натуральные сливочное масло и сухое молоко при производстве продуктов питания. По оценкам Владимира Лабинова, объемы производства спредов, где используются эти масла, в несколько раз выше, чем натурального сливочного масла. Объем импорта пальмового и кокосового масел составляет 700 тысяч тонн в год – это в десять раз больше объемов импорта сухого молока. Импорт «пальмы» в большей степени влияет на российский молочный рынок, чем импорт сыров из стран СНГ;

в) молочным продуктам не хватает полномасштабной рекламной кампании. Уровень потребления молока в России по-прежнему недотягивает до уровня потребления советского периода ( 370 кг ), а также европейских стран. Средний россиянин потребляет в год молочных продуктов в пересчете на молоко всего 240 кг . Между тем потребление не столь жизненно важного продукта – пива – превысило уровень 600 литров . Поэтому молоко нужно повсеместно рекламировать и рассказывать о его пользе для здоровья;

г) чрезмерные аппетиты торговых сетей. По данным Владимира Лабинова, доля торговой наценки в цене продукта на прилавке составляет 30%. Но, по мнению переработчиков, запросы у торговли бывают и выше – до 45%.

«Враг» внутренний

Рассказы о нерентабельности молочного животноводства не более чем сказки, Лабинов знает это на собственном опыте. Сельхозпредприятие в Московской области, где он работал в 90-е годы, имело уровень рентабельности 150%:

– Молочное животноводство еще является предметом излишней опеки со стороны власти. На самом деле эта отрасль объективно прибыльная. Она неприбыльна там, где ею неграмотно управляют. Прийти к молочному животноводству как к сфере бизнеса нужно уже давно. К примеру, сезонность в производстве молока совершенно управляемая. Она требует двух вещей: организации круглогодичного получения приплода – абсолютно технологическая вещь, и организации производства – вопрос, требующий мозгов.

Факт

Во Франции, чей опыт край сейчас перенимает, из сокращения поголовья никто особой трагедии не делает. Потому что лет двадцать назад там поставили на увеличение продуктивности. С 1984 года, как рассказал Клод Муан, директор национальной школы молочной промышленности и сыроделия региона Франш-Конте, поголовье сократилось на 47%, количество производителей молока – на 78%, а продуктивность коров выросла почти на 60% – с 3850 кг молока до 6100.

Цифра

40% – доля импорта в общем объеме потребления в России сливочного масла, сыров и сухого молока. Доля импорта других молочных продуктов – 16%.

3500 тонн сыров и 1 500 тонн сухого молока лежат на складах алтайских предприятий.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью