Соглашению – «Быть или не быть?»

Источник: www.DairyNews.ru
На всероссийском совещании по проблемам развития молочной отрасли в рязанской области первый вице-премьер Виктор Зубков поручил до начала марта разработать "соглашение о взаимодействии" между производителями, переработчиками молочной продукции и торговыми сетями. Цель данного документа – определить правила игры на молочном рынке, поддержать баланс между всеми сторонами молочного бизнеса в России. Вместе с тем, от подписанного соглашения каждая из сторон ожидает своего. Многие производители молока надеются на установление фиксированных цен на молоко, что позволило бы обезопасить их от нежелательной рыночной конъюнктуры, особенно в период летнего сезонного перепроизводства. Переработчики ожидают возможности выстраивания цивилизованных рыночных отношений с производителями сырого молока.  Корреспондент ИА DairyNews решил узнать, что же думают участники переговоров о соглашении и почему же подписание документа затягивается.

На всероссийском совещании по проблемам развития молочной отрасли в рязанской области первый вице-премьер Виктор Зубков поручил до начала марта разработать "соглашение о взаимодействии" между производителями, переработчиками молочной продукции и торговыми сетями. Цель данного документа – определить правила игры на молочном рынке, поддержать баланс между всеми сторонами молочного бизнеса в России. Вместе с тем, от подписанного соглашения каждая из сторон ожидает своего. Многие производители молока надеются на установление фиксированных цен на молоко, что позволило бы обезопасить их от нежелательной рыночной конъюнктуры, особенно в период летнего сезонного перепроизводства. Переработчики ожидают возможности выстраивания цивилизованных рыночных отношений с производителями сырого молока.  Корреспондент ИА DairyNews решил узнать, что же думают участники переговоров о соглашении и почему же подписание документа затягивается.


Мнения производителей


Айрат Хайруллин, первый заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам, президент Национального союза производителей молока:

На сегодняшний день, по статистике в России производится 32 млн. тонн молока, из них только 13 млн. тонн поступает в переработку. В России около 9 млн. коров, но из них всего лишь 3,6 млн. коров поставляют молоко, которое идет на переработку. То есть 6,3 млн. коров, находящихся в хозяйствах населения, производят 20 млн. тонн молока, которое хозяева коров съедают сами, то есть, по большому счету, те кто живут в городе этого молока практически не видят. 13 млн. тонн своего молока мы перерабатываем и еще 6,4 млн. тонн в виде сыров, сухого молока и масла мы завозим из-за границы. Говорить о том, что они никак не влияют на рынок, мягко говоря, неправильно.
Нулевая амортизация, низкая продуктивность коров и низкие зарплаты ускоряют процесс вымирания этих хозяйств. Даже в таком успешном регионе, как Татарстан перестали существовать - 58 хозяйств. Почему? Производством молока не выгодно заниматься, из-за того, что в России не выработаны справедливые правила игры.
Для того чтобы создать одно скотоместо необходимо вложить 200-250 тыс. руб., следовательно в производство одного литра молока нужно инвестировать 40-45 рублей. Если вы хотите построить завод по переработке молока, то инвестировать Вам потребуется значительно меньшие деньги на строительство. Но у Вас имеются другие расходы, связанные с конкуренцией на рынке - маркетинговое продвижение, реклама товара. Между производством, переработкой и реализацией должна быть налажена четкая взаимосвязь.
Если Вы пойдете в московский магазин, то Вы увидите разное молоко за 36 руб./л., 45 руб./л., 50 руб./л. Задумайтесь, на сколько рублей в этом пакете молока, самого молока? Вы удивитесь, если узнаете что молока, там на 12-13 рублей. Остальные деньги - это маржа переработчика, рекламы и доход торговой точки. Сегодня, даже самые успешные хозяйства работают себе в убыток. После того, как с 1-го января 2009 года по всей России были снижены закупочные цены на молоко у сельхозпроизводителей на 2-3 руб./л. Кроме того, с введением технического регламента очень ужесточились требования к молокосырью. То молоко, которое было высшим сортом стало 1-ым, то что было 2-ым стало несортовым. Производитель молока, переработчик и реализация завязаны между собой. Национальный союз производителей молока выступает за то, чтобы в России должны быть четко определены правила игры между всеми сторонами процесса. Мы считаем, что литр молока второго сорта должен стоить на уровне - 9 рублей, первого сорта - 13 рублей, высшего сорта - 18 рублей. В этом случае все производители молока получат стимул для развития, получать кредиты и совершенствовать подход к ведению бизнеса. Качество молока зависит не только от коровы, во многом решающую роль играет технологическое оснащение фермы. В отличие от молочного продукта переработки, молоко является сырьем и не имеет бренда, различия только в качестве, содержании белка, и других полезных элементов.
Сегодня РСПМО и СОЮЗМОЛОКО действительно не могут договориться о справедливых ценах. Неправильная стратегия ведения сельского хозяйства привела к тому, что из 21 млн. коров, у нас осталось 3,6 млн. коров в товарных хозяйствах. И самое страшное, что КРС  продолжают вырезать, ещё больше замедляя развитие отрасли. 
Я считаю, что потребитель, живущий в городе, придя в магазин, не ощутит разницы  стоимости пакета молока в 1-2 рубля, как на это реагирует сельхозпроизводитель молока. Для горожанина это всего лишь 15-20 рублей в месяц в семейном бюджете, а для сельхозпредприятия этот рубль означает «выжить» или «умереть». Это очень важная проблема, которая напрямую связана с демографической ситуацией в стране.
«Данон», «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» - все они производят продукцию фактически из одного молока. Наша позиция  конкретная и простая - из дешевого молока необходимо производить продукт с низкой стоимостью, из молока среднего качества - надо делать молочный товар среднего качества, из высшего сорта - высокобрендованный товар. Это важно для того, чтобы не обманывать потребителей. Что должен покупать потребитель в магазине? Молоко, в котором молока 25% от всей стоимости пакета?
По разным оценкам из-за повышения цен в розничных сетях произошло снижение реализации молочных товаров на 5-7%. Рост цен опередил потребительские возможности. Цена достигла своего предела. Проблема очень серьезная, здесь необходим - патриотический, экономический и государственный подход переработчиков, производителей, сетей.
Мы должны понимать, что если мы хотим получать высококачественное молоко, то мы должны вкладывать средства в высококачественный скот и современное оборудование. Понятно, что из-за серьезного лоббизма с другой стороны, нам непросто договориться. Но рано или поздно это произойдет, у нас нет другого пути. Эти проблемы необходимо отрегулировать. Если мы этого не сделаем, то у нас не будет ни качественного молока, ни здорового населения, ни заселенной территории страны.
Кроме того, сегодня на рынке много субсидированного сухого молока из Америки, Белоруссии. Из одного килограмма сухого молока можно сделать от 10 - 12 л. молока. Если Вы разведете из сухого молока литр молока, то получите молоко стоимостью 5 рублей за литр. Зачем тогда покупать молоко за 15 рублей?
Фактически переработчики ставят производителей перед фактом выгодной для них цены, которая значительно ниже той, которая необходима для рентабельности фермерства. Это уничтожает рынок и страну. Я думаю, что у нас нет времени спорить так долго, пока мы будем делить цену, вполне вероятно, что с наличием импортных поставок наша продукция будет уже неуместна.

Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза молока:

Совершенно нормально, то, что каждая сторона отстаивает свои интересы. По некоторым принципиальным позициям существуют моменты, в которых, мы не можем найти компромиссы.  Сегодня, мировой опыт показал, что абсолютно бесконтрольный рынок ни к чему хорошему не приведет. Россия пожинает плоды абсолютно бесконтрольного рынка. Мы ведем разговор о том, чтобы появились сбалансированная позиция и нормальный стимул для развития, но при этом соблюдались определенные правила игры всеми участниками рынка. Находясь в рыночных условиях, это было бы корректно и правильно. Хочу отметить, что мы не говорим о том, что мы хотим за счет кого-то лучше жить, мы говорим о том, чтобы все участники рынка имели одинаково справедливые условия. Речь идет о сбалансированном сочетании рынка и своевременного государственного регулирования. Что касается разногласий с ФАС, то их пока по определению быть не может, поскольку нет предмета для обсуждения – соглашения. Как только согласованный текст появится, мы направим его в антимонопольную службу для проверки. Но пока союзы не пришли к соглашению, то не о чем и говорить. Я надеюсь, что в ближайшие дни мы придем к какому-нибудь соглашению.

Позиция переработчиков

Владимир Лабинов, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли:

Причина задержки подписания документа состоит в том, что с одной стороны стоит рыночный подход, с другой стороны подход близкий к плановому. На данный момент это является предметом несогласования текста документа. Текст документа менялся по несколько раз в день. Дата подписания будет зависеть от пожелания СОЮЗМОЛОКО. Если они поймут, что они живут в рыночной экономике, то документ будет подписан. Если они хотят восстановить систему госплана в одном взятом сегменте рынка, то наверное это будет невозможно.

Павел Исаев, директор по корпоративным коммуникациям компании "Юнимилк":

Основная задача нашего переговорного процесса – выйти за рамки объективного конфликта интересов продавца и покупателя, попытаться найти точки соприкосновения  и  выработать общее понимание отраслевых проблем. Я считаю, что мы в значительной степени ее решили. Да, у нас по-прежнему существуют некоторые разногласия в подходах, но нам удалось значительно сблизить позиции.
Во-первых, мы договорились рассматривать процесс создания стоимости в молочной отрасли комплексно: т.е. от производства молока, до его конечного потребления с учетом интересов и переработчиков и торговли.  Сегодня, мы впервые согласованно и уверенно говорим о том, что сезонность одна из главных и острых отраслевых проблем, которая существенно влияет на развитие рынка – это проблема которую надо решать всем сообща. Мы абсолютно сходимся во мнении, что надо согласованно принимать решения для расширения спроса на молочные продукты – как со стороны  конечных потребителей, так и со стороны предприятий пищевой отрасли. Молоко и молочная продукция должны находить своего потребителя,  в том числе за счет реализации направленной на это государственной политики, программ стимулирования потребления молочной продукции, таких как например «Школьное молоко».  Наконец у нас есть общее понимание, что мы должны фокусироваться на развитии эффективных форм хозяйствования  и не должны идти на поводу у неэффективных хозяйств как в производстве молока, так и в переработке и торговле. Мы должны ориентироваться на то, чтобы эффективным хозяйствам хорошо жилось, а не эффективное получало экономический стимул к развитию или уходило с рынка.
По моему мнению, мы уже сделали большой шаг вперед, у нас появилось общее понимание отраслевых проблем. Мы выступаем за рыночный механизм ценообразования, который позволяет сохранять способность распространять товары и получать от этого прибыль.  Надо не тянуть латаное одеяло на себя, а работать над тем, чтобы оно стало больше и прочнее, а для этого нужно расширение рынка и целостное хозяйствование. Всем участникам переговоров ясно, какие задачи стоят перед отраслью, но у нас по –прежнему есть некоторые  расхождения в том, за счет каких ресурсов эти задачи решать.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью