29.01.2018
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 2723

Власти пытаются навести порядок в маркировке молокосодержащих продуктов на территории ЕАЭС. Со стороны России соответствующие поручения были даны еще три года назад. Длительные этапы межгосударственных согласований были завершены – соответствующие изменения в технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции» вступят в силу с 16 июля 2018 года. The DairyNews опросило участников рынка о роли подготовленных изменений для отрасли.

По данным департамента животноводства и племенного дела МСХ РФ в молочной отрасли используется ежегодно порядка 0,5 млн. тонн немолочных жиров. «Надо помочь потребителю ориентироваться при выборе молочной продукции: покупать сыр из настоящего молока или с использованием пальмового масла», - отмечал два с половиной года назад Александр Ткачев, подчеркивая необходимость скорейшего внесения изменений в отраслевой техрегламент в части маркировки молочной и молокосодержащей продукции.  

Проект изменений в регламент был разработан Минсельхозом России по поручению Владимира Путина.

Поправки ужесточают требования к маркировке молокосодержащих продуктов и уточняют их классификацию, что позволит различать продукты с добавлением и без добавления заменителя молочного жира. Это позволит потребителям получить полную информацию о содержании в таких продуктах заменителей молочного жира, изготовленного на основе растительных масел. Устанавливаются требования к обязательному размещению на потребительской упаковке информации о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел. Она должна наноситься на выделенное контрастным цветом информационное поле. При этом жестких требований к оформлению и цветовой гамме этикетки и упаковки нет.

К использованию понятий, характеризующих особенности состава в наименованиях молокосодержащих продуктов, устанавливается ряд требований, а также вводится запрет на использование молочных терминов в фирменных наименованиях при маркировке молокосодержащих продуктов.

По мнению эксперта по стандартизации, доктора технических наук Ирины Макеевой, новыми поправками в техрегламент решен вопрос о читаемости шрифта наименования молокосодержащих продуктов с ЗМЖ и массовой доли жира, в том числе немолочного.

Поручение, «…касающихся запрета на использование наименований, относящихся к понятиям «молочный продукт» и «молочный составной продукт», при маркировке молокосодержащих продуктов…» выполнено, с точки зрения терминирования, крайне своеобразно, считает Макеева.

«Смущает не только буквальное использование наименования молочных продуктов: творог, сыр, сметана и т.д., но и сама запись – произведенный по технологии… Нельзя забывать, что это наименование продукта, которое должно быть понятно, прежде всего, потребителю.  Многие ли потребители знают технологию производства творога или сметаны? При этом само наименование продукта превратилось в рассказ (будет состоять из нескольких предложений) – на этикетке будет написано, что какой-то продукт произведен по технологии, например, творога, при этом содержит растительное масло. Термин состоит из 10 слов!», - отмечает эксперт.

В Молочном союзе России подчеркивают, что поправки, которые вступят в силу летом, направлены в первую очередь на более четкое разграничение выпускаемой молочной продукции в зависимости от используемого сырья и на доведение до потребителя (покупателя) в полном объеме достоверной информации о составе продукта практически через его название. «По устанавливаемым требованиям в названии молокосодержащего продукта, производимого с заменой молочного жира, указывается: классификационная группировка - «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», затем указывается по какой технологии произведен данный продукт, например: «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны». Такой продукт будет труднее выдать за молочный продукт, произведенный без заменителя молочного жира, по аналогичной технологии. В настоящее время потребитель, иногда, не может понять, в чем отличие сырного продукта от сыра, творожного продукта от творога и т.д», - сообщает в комментарии The DairyNews Светлана Абросимова, Руководитель группы по разработке нормативных документов РСПМО.

Кроме того в Молочном союзе России подчеркивают, что необходимо бороться с условиями в которых выгодно производить фальсификат.

«В целом, нововведения в техрегламент внесут резонанс, изменят ситуацию некоторым образом. Насколько – все будет зависеть от контрольных мероприятий и штрафных санкций. Если эти изменения заработают, а продукт проверяться не будет, не будет штрафов и контроля, то все вернется на «круги своя». Никто ничего тогда менять не будет, потому что подобные новшества для производителей несут колоссальные финансовые затраты. Особенно это актуально в масло-жировой промышленности. Объем спредов на полках магазинов, называемых маслом по ГОСТу, очень велик. И этим грешат крупнейшие игроки рынка», - высказывает мнение Мария Шикина, Директор Департамента качества ГК «АгроПромкомплектация».

По мнению Марины Петровой, гендиректора «Petrova Five Consulting» изменения в техрегламент будут работать лишь вкупе с жестким контролем. В целом эксперты подчеркивают, что даже жесткий контроль будет безрезультатным в случае отсутствия последовательной политики властей в отношении производителей фальсификата, сопряженной существенными штрафами и борьбой с антипропагандой молока в СМИ и на телевидении.

«Мы как честный производитель поддерживаем изменения в технический регламент. Точные формулировки позволят оперативно отличать «продукт с заменителем молочного жира» от настоящего молочного продукта. Важно, что изменения коснулись молочных продуктов, которые наиболее часто подвергаются фальсификации, - сыр, творог и сливочное масло. Данные перемены в техническом регламенте позволят потребителю делать объективный выбор в пользу натурального или не натурального продукта», - комментирует Евгения Чемеренко, гендиректор АО «Золотые луга».

«Введение новой маркировки не направлено на борьбу с фальсификацией молочной продукции - она позволит лишь четко разделить молочные и молоко-растительные продукты. А для того, чтобы бороться с фальсификатом, нужно, в первую очередь, исключить основную его причину - нехватку доступного молока-сырья. Для этого нужны долгосрочные программы развития молочной отрасли, которые позволят в разы увеличить размер дойного стада и объемы производимого молока-сырья. Кроме того, государству нужно работать над повышением доходов россиян, чтобы они могли приобретать натуральные молочные продукты, а не покупать дешевые заменители. А также важной является работа по повышению культуры потребления молока через такие программы как, например, «Школьное молоко», - высказывает мнение Марина Петрова.

Мария Шикина в вопросе введения новых формулировок наименований молокосодержащих продуктов придерживается оптимистичных прогнозов, отмечая, что производители настроятся на новые требования быстро, потребителю же придется привыкнуть.

«Учитывая, что у нас дефицит молока в стране и ощутимая часть продукции – импорт, то сохранение невысоких цен и снижение, таким образом, социальной напряженности, возможно, поощряло недобросовестных производителей на создание фальсификата. Теперь решили навести порядок. И это хорошо», - резюмирует представитель ГК «Агропромкомплектация».
Как бороться с фальсификатом на молочном рынке?

Узнай мнение экспертов

Лидия Михеева, Эксперт, ветеран молочной промышленности Казахстана; Ольга Ельцова, эксперт, ктн

Лидия Михеева, Эксперт, ветеран молочной промышленности Казахстана; Ольга Ельцова, эксперт, ктн

Марина Петрова, генеральный директор "Petrova Five Consulting"

Марина Петрова, генеральный директор "Petrova Five Consulting"

Ирина Макеева, эксперт по стандартизации, доктор технических наук, член-корр. Академии проблем качества, зав. Лаборатории стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ФГБНУ «ВНИМИ»

Ирина Макеева, эксперт по стандартизации, доктор технических наук, член-корр. Академии проблем качества, зав. Лаборатории стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ФГБНУ «ВНИМИ»

Читать другие комментарии на эту тему
12.08.2019

Обязательная маркировка готовой молочной продукции начнется 1 марта

У отрасли есть время чтобы подготовиться к маркировке готовой молочной продукции, уверены в ЦРПТ. Алексей Сидоров, руководитель товарной группы «Молоко», ЦРПТ в комментарии The DairyNews подчеркнул, что интеграция систем «Меркурий» и «Честный знак», и работа через «одно окно» исключит дополнительную нагрузку на представителей отрасли.
Лакомо, ООО
Адрес:  Самарская обл., г. Отрадный, ул. Нефтяников, д. 90 
 
Квашенки АПК, ООО
Адрес:  Московская обл., Талдомский район, с. Квашёнки, литера 1Б ИНВ/ этаж №160-65/1 
 
Можайское молоко, ООО
Адрес:  Московская обл., г. Можайск, ул. Мира, д. 106 
 
Родина, СХП
Адрес:  Московская обл., Коломенский район, д. Субботово