Горячая тема

Сколько стоит маркировка?

Источник: The DairyNews
Пожалуй, сейчас всех представителей молочной отрасли больше всего волнуют цены и маркировка. И два данных фактора тесно связаны между собой. Во-первых, большинство участников рынка говорят о зависимости от импортных комплектующих и о том, что цены на них растут. Во-вторых, отраслевое сообщество по-прежнему в большинстве не уверено, что удастся сгладить влияние маркировки на стоимость готовой продукции.

Конечно, впоследствии рост цен властям можно будет списать на инфляцию и прочие факторы, однако в кулуарах все будут помнить о том, что бизнес предупреждал государство. Но пока не об этом...

На прошлой неделе The DairyNews уже писало о том, что цены на готовую продукцию растут и продолжат увеличиваться.

Мы решили разобраться, готова ли молочная отрасль к введению маркировки, во сколько это выйдет участникам рынка, и что по этому поводу могут сказать интеграторы. Подробнее в материале The DairyNews.

Для начала напомним, как работает маркировка молока.

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок молочных продуктов.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.

5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.

6. При продаже кассир сканирует код маркировки с молочных продуктов, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.


Обзор предлагаемых решений

Мы обратились на официальный сайт главного ведомства по маркировке «Честный знак» и зашли в раздел «Калькулятор решений для малого бизнеса». Выбрали тип участника – «производитель» и группу товаров – «молочная продукция».

Перед нами сразу открылся полный список решений (с пометкой для малого бизнеса). В него входит Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), оформленная на руководителя организации или ИП, стоимость которой составляет от 3 тыс. рублей.

Как не раз заявляли в ходе открытых мероприятий представители оператора системы маркировки ЦРПТ, с крупными участниками решения обсуждаются индивидуально. Ну, либо, такие компании работают через интеграторов, находя друг друга самостоятельно.

Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России ведомств. Списки аккредитованных удостоверяющих центров можно найти по этой ссылке

Вернемся к сайту системы «Честный знак». На нем также предлагается Программное обеспечение для работы с электронной подписью стоимостью от 1 тыс. рублей. И Программное обеспечение для работы с маркированными товарами стоимостью от 5 тыс. рублей.

Они также предлагают перечень компаний, предоставляющих это программное обеспечение (вернемся к нему чуть позже).

Среди предлагаемых решений на официальном сайте «Честного знака» также представлены Принтеры этикеток стоимостью от 13 тыс. рублей.

Также на сайте предлагается приобрести 2D Сканер штрих-кода стоимость которого начинается, от 3 тыс. 300 рублей. Представлен и список компаний, но к нему обратимся чуть позже.

Предлагается и помощь с Электронным документооборотом стоимость которого составляет 0 рублей (наверно, бонус от «Честного знака»). С этим вопросом могут помочь следующие компании:

Итого, минимальная сумма наших затрат на маркировку составила 25 тыс. 300 рублей.

Вернемся к списку программ, которые поддерживают работу с маркированными товарами.

(Надо отметить, что мы обратились во все компании с просьбой указать стоимость программного обеспечения/оборудования и рассказать о готовности интеграторов и производителей. Но на момент публикации материала информацию предоставила только компания Штрих-М. Но об этом чуть позже).

1.   Тензор от компании СБИС

На официальном сайте компании написано: «Все для розницы в одном окне».


Компания предлагает программное обеспечение для кассовых аппаратов, в том числе для маркировки продуктов животноводства. Установить программное обеспечение для обмена данными с «Меркурием» можно за 1 день. Стоимость данной работы составит от 1 тыс. 500 рублей.


На сайте компании даже представлены элементы, необходимые для ввода и проверки кодов. Там даже указана их примерная стоимость.



2.   ТриАР Розница

Предлагает решения для маркировки алкогольной продукции и даже «помогает взаимодействовать с «ЧЗ».

Так, задать вопрос экспертам «ЧЗ» можно бесплатно.

А зарегистрироваться в системе «ЧЗ» с помощью специалистов ТриАР Розница – за 1 тыс. рублей.


3.   МТС Касса

Компания предлагает кассовый аппарат, программу для него и приемку УПД.

Предоставляемые услуги представлены ниже. Стоимость предложения на сайте не указана.


4.   Дримкас

На официальном сайте компании написано, что «кассовая программа «Старт» сертифицирована компанией «Честный ЗНАК» и выполняет все функции для работы с маркированными товарами. Старт позволяет принимать электронные накладные, продавать маркированную продукцию, обмениваться УПД с поставщиками по ЭДО и контролировать статусы маркировки».

Стоимость кассовой программы составляет 3 тыс. 990 рублей. Ее лицензия действительна 12 месяцев.

Программа совместима с другими товароучетными системами.

5.   СКБ Контур

Компания предлагает решения:


Для маркировки такой продукции, как:


Стоимость на сайте не указана.

6.   Эвотор

На официальном сайте компании написано: «Вы не останетесь один на один с маркировкой».

Там же указано, что преимущество программы от компании Эвотор заключается в том, что она помогает подключиться ко всем системам для работы с маркировкой. С помощью нее можно проверить текущую или заказать новую электронно-цифровую подпись, установить сервис на нужный терминал, подключиться к оператору ЭДО, зарегистрироваться в «ЧЗ» и много другое.

На сайте даже описано, что будет с производителем, если он решит подготовиться к маркировке самостоятельно (пугают, наверное).


Стоимость одного базового терминала на сайте составляет 6 тыс. рублей.

Про стоимость программного обеспечения не говорится ничего.

Зато есть 13 отзывов о самом терминале.


7.   1 С

Известная компания, которая занимается программным обеспечением, комплектами автоматизации и т.п.

В целом компания 1 С предлагает 6 программ (средняя стоимость которых составляет 3-4 тыс. рублей за тариф).

И 4 бесплатных мобильных приложения.

Компания также занимается оборудованием для торговли (на сайте «Честного знака» в перечне сканеров и принтеров она не указана).

На сайте представлено большое количество онлайн-касс (стоимостью от 2 тыс. 900 рублей), сканеров штрихкода (от 2 тыс. 490 рублей), принтеров этикеток (от 10 тыс. 300 рублей).

Кстати, почти на всех вышеперечисленных сайтах указана информация об обязательной цифровой маркировке: зачем она нужна; что будет с производителями, если ее не ввести и так далее.

Теперь о принтерах этикеток

Отмечу, что мы отправили запрос всем компаниям, указанным на сайте. К моменту публикации материала откликнулись только Brother (обещали ответить, но ответ так и не пришел), Bixolon (сказали, что не занимаются вопросами затрат и готовности производителей), а также Штрих-М. Подробнее остановлюсь именно на ней.

1.   Штрих-М

Компания производит как программное обеспечение, так и кассовые аппараты.

Что касается первого направления, то на сайте представлен большой перечень программ для касс розничной торговли, общепита и даже транспорта.

Также есть ряд мобильных приложений и сервисов.

Стоимость решений варьируется примерно от 1 тыс. 500 до 13 тыс. рублей.

Компания также продает оборудование: онлайн-кассы, 2D-сканеры, принтеры этикеток.

Онлайн кассы необходимы для осуществления выбытия кодов маркировки молочной продукции на расчетно-кассовых узлах. Их средняя стоимость: около 20 тыс. рублей.



2D сканер штрихкода VMC - собственная разработка и производство ГК Штрих-М. Их стоимость не указана на сайте компании.

К слову, в Яндекс.Маркете цены открыты.


Компания также предлагает принтеры этикеток, минимальная стоимость которых в Яндекс.Маркете начинается от почти 11 тыс. рублей и выше (на сайте цена традиционно не указана).

Технический директор компании Штрих-М Дмитрий Ковалев рассказал, что организация для печати кодов маркировки дистрибутирует оборудование таких мировых брендов, как Zebra, TSC, и Bixolon.

- Маркировка молочной продукции - это частный случай общей системы маркировки, включающей в себя и другие сферы: например, маркировка табака, обуви, текстильной продукции. Стоимость оборудования зависит от требований клиента к условиям эксплуатации, производительности и других факторов. Наши менеджеры всегда готовы проконсультировать потенциальных клиентов. Обычно к нам обращаются за консультациями владельцы небольших компаний. Сейчас количество таких обращений не более 10.  Заключенных контрактов на поставку оборудования для маркировки молочной продукции у нас нет. Необходимо учитывать, что утвержденными правилами маркировки молочной продукции предусмотрено использование компании «сервис-провайдера», обеспечивающего печать кодов маркировки в процессе изготовления индивидуальной упаковки. В этом случае производитель может не иметь в собственности технологического оборудования, - рассказал Дмитрий Ковалев.

         2. Brother

Компания предлагает профессиональные принтеры для печати наклеек

Предложение от Яндекс.Маркета: средняя стоимость около 14 тыс. рублей. Доставка бесплатная.

3. Bixolon

Предлагает настольный принтер этикеток.

Цена товара опять-таки не указана на официальном сайте, но в Яндекс. Маркете аналогичная модель стоит от 17 тыс. рублей.

4. GoDEX

Компания предлагает экономичный 4-дюймовый настольный термотрансферный принтер. На сайте даже представлено руководство по пользованию, но цены нет.

В Яндекс.Маркете его средняя цена составляет около 24 тыс. рублей.


5. Mertech

На официальном сайте компании представлен термопринтер липких этикеток MPRINT LP58 EVA RS232-USB Black и даже указана его цена: 9 тыс. 430 рублей. 

6. Zebra

Компания Zebra предлагает настольный принтер серии ZD200. Цена товара не указана.


Мы обыскали несколько интернет магазинов и не нашлb принтер Zebra модели ZD200. Везде есть только более новая модель ZD220. В Яндекс.Маркете, например, она стоит около 17-20 тыс. рублей.

Теперь перейдем к списку 2D Сканеров штрих-кодов

  1. Тензор (СБИС)

Компания предлагает ручные проводные и беспроводные, а также стационарные сканеры для считывания кодов маркировки.

Ручные проводные сканеры стоят от 2 тыс. 100 рублей.

Ручные беспроводные – от 6 тыс. 900 рублей.

Стационарные – от 7 тыс. 900 рублей.

Компания также представляет подставки для сканеров минимальной стоимостью 600 рублей.


2.Mertech

На официальном сайте компании представлен проводной сканер штрих-кода Mertech 600 P2D SuperLead USB Black стоимостью 3 тыс. 660 рублей.


3.Atol

Компания представляет сканер штрихкода АТОЛ SB2108 Plus стоимостью от 4 тыс. 679 рублей.


4.Datalogic

На сайте представлен сканер «начального уровня, специально разработанный для считывания с близкого расстояния длинных и усеченных линейных (1D) штрихкодов, а также больших двухмерных (2D) штрихкодов».

Его цена не указана на сайте, но в Яндекс.Маркете она начинается почти от 8 тыс. рублей.

5.Дримкас

Компания предлагает ручной сканер Mertech Sunmi стоимостью 5 тыс. 110 рублей.

В Яндекс.Маркете на 100 рублей дешевле!

6.Zebra

Предлагает проводные и беспроводные, переносные сканеры одномерных/двухмерных штрихкодов серии DS2200. (Цена на сайте не указана).

Ситуация аналогична ситуации с принтерами данной компании. В интернет магазинах нет такой модели. Наиболее распространенная там DS2208. Ее стоимость в Яндекс.Маркете составляет от 5 тыс. рублей.

А теперь перейдем к затратам самих молочников

Среди опрошенных нами экспертов были представители мелких, средних и крупных предприятий.

Затраты на маркировку для мелких предприятий, согласно данным от опрошенных производителей, составят примерно от 50 до 150 тыс. рублей.

- Мы будем наносить коды маркировки путем этикетирования. Наши затраты составят до 50 тыс. рублей. Не думаю, что для потребителя это как-то будет заметно. Но рост себестоимости, очевидно, будет, - рассказала Мария Федотова, основатель сахалинской сыроварни «Сырный дом».

При этом представитель сыроварни из Самарской области отметил, что для малых предприятий очень сложно внедрять маркировку. По его мнению, она может уничтожить малый бизнес.

Региональное среднее предприятие, занявшее по итогам 2019 года 23 место в рейтинге ТОП-100 производителей молока (DIA), на маркировку потратит 1 млн рублей.

Для средних молочных предприятий, которые мы опросили, маркировка обойдется в сумму от 10 до 25 млн рублей.

В свою очередь опрошенные крупные предприятия потратят на маркировку примерно от 40 до 178 млн. рублей.

- Маркировка молочной продукции для нашей компании может обойтись в 40 млн. рублей в год - при условии, что стоимость кода маркировки будет равна 50 копейкам за штуку, - рассказал основатель и генеральный директор холдинга Unagrande Company Алексей Мартыненко.

- Установка оборудования и соответствующие работы были осуществлены в рамках масштабного инвестиционного проекта компании, целью которого стало повышение автоматизации процессов, модернизация, а также расширение производственной мощности ряда линий. Суммарный объем инвестиций, включающий все работы, составил 178 млн рублей, - рассказали в пресс-службе «Валио».

При этом в ГК ««КОМОС ГРУПП» затраты только на одну маркировочную линию составят от 4 до 5 млн рублей.

На комбинате «Ичалковский» подчеркивают, что затраты на внедрение маркировки только на заводе составляют более 73 млн рублей. Схожие показатели и у компании Хохланд: там внедрение маркировки обойдется в сумму порядка 1 млн евро.

Заметим, что почти все эксперты отмечают удорожание конечной продукции в результате введения обязательной цифровой маркировки.

- Из-за того, что затраты на нанесение кода маркировки на предприятии составляют 2-12 коп за штуку, в типографии - 30 коп, плюс стоимость самого кода, плюс рост численности, мы считаем, что стоимость готового продукта увеличится примерно на 1,5 рубля за штуку, - заявила финансовый консультант ЗАО «Сернурский сырзавод» Наталья Житникова.

- Для реализации проекта маркировки нам также понадобятся не менее двух специалистов. Дополнительные расходы скажутся на росте закупочных цен, который мы прогнозируем на уровне 1,5-2 рублей. Если возникнут сбои в работе системы маркировки, то мы можем понести непредвиденные потери за не отгруженную или непринятую магазинами продукцию, - отметил Владислав Чебурашкин, основатель и гендиректор семейной фермы «Братья Чебурашкины».

Таким образом, некоторые эксперты отмечают, что в результате маркировки стоимость готового продукта увеличится на 10%.

Заместитель председателя правительства Кировской области, региональный министр сельского хозяйства и продовольствия Алексей Котлячков также отметил, что из-за маркировки молочная продукция в регионе подорожает от 5 до 20%.

Владелец маслодельного завода «Уваровский» Владимир Осипов вообще считает, что «с момента запуска маркировки молоко начнет сливаться в овраг».

- С учетом ввода уголовной ответственности за оборот немаркированной молочной продукции, государству выгодно построить несколько новых тюрем, в которые будут сажать молочников и продавцов из серой зоны, например, продавцов с рынков, которых легко поймать. Впоследствии там также окажется и высвободившийся персонал колхозов и молокопереработки, удаленных от крупных городов, которые в связи с потерей работы пополнят ко всему либо психиатрическую, либо наркологическую, либо криминальную статистику, - заявил Владимир Осипов.

При этом власти делают вид, что как-то реагируют на вопрос маркировки.

Так, недавно, Минсельхоз отметил неготовность типографий к маркировке молочной продукции.

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев даже заявил, что надо, чтобы маркировка не отразилась на цене молочной продукции. Он совместно со своим замом Оксаной Лут предложил ввести капексы на оборудование для маркировки.

На каждом заседании представители власти в открытую заявляют о том, что маркировка – это давно принятое решение, которое не получится отменить. Поэтому, молочники, подстраивайтесь, как хотите! 

28.07.2021
В понедельник стало известно, что между основателем компании «ЭкоНива», крупнейшего производителя молока в России, Штефаном Дюрром, и Россельхозбанком возникли серьезные корпоративные разногласия. Собственник оспорил в суде соглашения, по которым кредитор компании, Россельхозбанк, мог выкупить доли в бизнесе по номиналу.
Читать полностью
Календарь