Система «Меркурий» оставит офисных работников без латте, а туристов без мороженого

Источник: m.fontanka.ru
Внедрение системы электронной сертификации создаст головную боль для владельцев точек «кофе с собой» и владельцев кофейных автоматов. Пока одни спешно подключаются к «Меркурию», другие собираются варить кофе по-черному.
Система «Меркурий» оставит офисных работников без латте, а туристов без мороженого

О том, что россияне могут лишиться некоторых видов бодрящего напитка, «Фонтанке» рассказали несколько компаний, занимающихся обслуживанием кофейных машин. Причиной стало внедрение системы прослеживания сельскохозяйственной продукции «Меркурий». Хотя готовая молочная продукция вроде бы не несет ветеринарных рисков, офисы должны отчитываться наравне с фермерами и крупными молокозаводами буквально за каждую чашку.

О неготовности к использованию «Меркурия» рынок заявлял еще в мае и просил очередной отсрочки. Но чиновники остались непреклонны. Система показала свою эффективность и помогает избавляться от контрафакта, сказал в ходе ПМЭФ-2019 министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.

В итоге с 1 июля обязательной сертификации будут подлежать молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара, сливочное масло, тертые, плавленые и голубые сыры. С 1 ноября ветеринарные сертификаты начнут оформляться на питьевое молоко (пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное), кисломолочную продукцию и мороженое.

Если производители и крупные ретейлеры знали о необходимости подключаться к «Меркурию» уже давно, то для их контрагентов новость оказалась громом среди ясного неба.

Тяжелее всего придется офисным работникам. Компании, установившие для сотрудников кофейные автоматы и закупающие для них сырье – кофе и молоко, тоже являются юрлицами, а значит, должны гасить ветеринарные сертификаты в «Меркурии», рассказал «Фонтанке» Александр Мышинский, совладелец компании «Деливери фуд», которая занимается обслуживанием кофемашин.

«Мы рассчитывали, что действие приказа опять отложат, но этого не произошло, поэтому срочно нанимаем и обучаем персонал», – сказал он. Компания доставляет кофе и молоко примерно по 1000 точкам, из них примерно треть не готовы работать с «Меркурием».

«Ряд крупных компаний зарегистрировались в системе, но большинство офисных клиентов и точек "кофе с собой" не хотят: внедрение системы формально бесплатно, но гашение накладных вручную – времязатратный процесс, требующий специальной подготовки сотрудников. Автоматизация же стоит денег. Неудивительно, что мало кто собирается с этим связываться», – комментирует Александр Мышинский.

У владельцев кофемашин, которые используют обычное молоко, есть время до 1 ноября, но те, кто закупает сухое молоко не в потребительской упаковке, должны гасить накладные в «Меркурии» уже сейчас, пояснили «Фонтанке» в Россельхознадзоре, который является оператором системы.

По словам Александра Мышинского, на кофе с добавлением молока приходится 60% продукции. Но сократится ли выручка «Деливери фуд» пропорционально, пока говорить сложно. Возможно, клиенты просто перейдут на черный кофе.

Другой участник рынка кофейных автоматов на условиях анонимности сообщил, что будет отгружать продукцию клиентам, не регистрируя ее в «Меркурии». «Если [контролирующие органы] не знают, то и не придут штрафовать», – понадеялся он.

Но к санкциям все же следует быть готовыми. Аналогичный казус уже возник в работе системы «ЕГАИС.Лес». За покупку пары досок без погашенной накладной юрлицо может получить штраф до 200 тысяч рублей.

В компании «Лосево» к своим контрагентам настроены менее либерально. «Если не будут гасить накладные, следующую поставку не получат», – сказал совладелец предприятия Александр Маурер. А вот замдиректора Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев считает, что владельцы офисных кофемашин просто пойдут покупать молоко в ближайший магазин как физлица. По его словам, у предприятия на внедрение и отладку «Меркурия» ушло два года, и полной уверенности, что система будет работать бесперебойно, пока нет. «То, что офисы будут в ней регистрироваться, – это сказки тысячи и одной ночи», – отмечает он.

В зоне риска оказались и небольшие кофейни и киоски, продающие кофе на вынос. Они не производят молоко, но покупают его, чтобы добавлять в свою продукцию, а значит, должны стать частью единой «цепочки прослеживания».

В Россельхознадзоре по Петербургу и Ленобласти на момент публикации не уточнили актуальные данные по подключению бизнеса Северной столицы к «Меркурию». По словам исполнительного директора Союза малых предприятий Владимира Меньшикова, крупные ретейлеры и сети общепита в основном готовы к работе в системе. «Но небольшие кафе либо вообще не слышали о "Меркурии", либо только-только услышали от поставщиков и пока собираются ждать и смотреть, что будет», – говорит он.

Так, основательница кофейни «Аддис» Марина Корнеева узнала о необходимости подключения к «Меркурию» от корреспондента «Фонтанки». «Я слышала о системе, но думала, что это касается только производителей. Наши поставщики не предупреждали, будем изучать вопрос», – сказала она. По ее словам, с молоком продается две трети всех кофейных напитков в заведении.

В сети Freedom coffee с добавлением молока продается 70–80% продукции, сообщил основатель Дмитрий Тимуршин. Вопрос о готовности работать в «Меркурии» предприниматель пообещал переадресовать бухгалтерии.

Владелец Coffeers Анатолий Побожев сообщил, что получил от поставщиков предупреждение и рассчитывает успеть подключиться. «Мы используем ультрапастеризованное молоко, а значит, у нас есть срок до 1 ноября», – сказал он.

С аналогичной проблемой столкнутся лотки с мороженым, хотя им, вероятно, придется решать проблему уже в следующем году: будучи сезонными объектами, они к ноябрю должны будут свернуть работу.

А производителей тем временем ждет новый сюрприз – система маркировки продукции, над которой работает правительство РФ. «Единственным обоснованием для занесения в "Меркурий" готовой продукции была прослеживаемость, но нам предлагают внедрить другую систему для тех же самых функций. И в отличие от условно бесплатного "Меркурия", она обойдется в десятки, а то и сотни миллионов рублей, что приведет к удорожанию молочных товаров на 10–15%», – заключает Георгий Житмарев.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью