Сергей Михнюк: Резкого всплеска цен на корма и кормовые добавки за последние полгода нет

Источник: The DairyNews
За комментарием по поводу текущей и будущей ситуации на рынке кормов и кормовых добавок на отечественном рынке The DairyNews обратились к Сергею Михнюку, исполнительному директору Национального кормового союза (НКС).
Сергей Михнюк: Резкого всплеска цен на корма и кормовые добавки за последние полгода нет

По инсайдерской информации, рынок кормов и кормовых добавок ждет дальнейший интенсивный рост цен, что будет связано, в том числе с запретом на поставки кормов из ряда стран. Ваше мнение?

— Во-первых, это лукавство и что это за термин инсайдерская информация, если на выходе не предполагается некая коммерческая выгода узкому кругу лиц, кто посвящен в упомянутый инсайд. Запреты были приняты как временная мера по определенным причинам, которые ранее были озвучены. Россия настроена на диалог с западными регуляторами. Другое дело, что некоторые западные регуляторы летом благополучно ушли в отпуск. Например, немецкий регулятор не выходит на контакт, не смотря на то, что с Германией в политическом плане и эконмическом у нас нормальные отношения.

Во-вторых, мы должны смотреть на рублевую цену, которая складывается из валютной цены, транспортировки, включая таможенную очистку плюс заработок российских импортеров.

Что мы видим? Витамин А сейчас в дефиците, но там, а не здесь. И все по причине того, что, по общеизвестной рынку информации, у одного из ключевых европейских производителей возникли проблемы производственного характера. Напомню, что у данного производителя в 2018 году уже горела установка по производству витаминов, в результате чего возник дефицит кормовых добавок. Это уже второй производственный форс-мажор за последние три года.

И что мы наблюдаем с кормами в России?

— Наблюдаем, что резкого всплеска цен за последние полгода ни на что нет. Есть небольшие колебания на 5-10%. По крайней мере, другой информации у меня на сегодня нет.

Тогда что происходит на рынке кормов, которые дорожают?

— Происходит накрутка на произведенный продукт, доставляемый к нам или в Европу в контейнерах их Китая, в частности. И здесь происходит самое интересное. Если раньше контейнер для доставки стоил 2-3 тыс долларов или евро, то сейчас в связи с пандемическим коллапсом и последовавшими логистическим накладками, он доходит до 14 тыс евро. Цены диктуют международные транспортные операторы, в том числе китайские. Вот к чему привело доминирующее положение Китая как производителя на рынке в этом вопросе.

Соответственно, начинается существенная калибровка цены у нас. Далее включаются условно постоянные константы — таможенные пошлины, НДС 10% на большинство ингредиентов, на малую импортируемую часть — 20%. После этого происходят некие возможные манипуляции импортеров под шумок на тот или иной продукт, на который есть определенный дефицит на российском рынке. И все это связано не с тем, что что-то запретили у нас, а с тем, что у производителя нет достаточных объемов производства. Помимо этого, если бы все импортеры вывешивали свои цены и четко им следовали, то это была бы одна история, которая дает основание видеть закономерность в росте цены. По факту же, мы сейчас имеем «индивидуальное ценообразование цены предложения клиенту».

Но ведь по официальной информации именно Россельхознадзор летом текущего года запретил ввоз кормовых добавок из некоторых стран.

— История приостановки ранее выданных Россельхознадзором разрешений на импорт в Россию кормовых добавок началась не вчера и даже не позавчера. На примере того же лизина (незаменимая аминокислота) могу напомнить, как развивались события аж с 2017 года. Отечественный регулятор с определенной регулярностью проводил выборочные проверки и выявлял фактические расхождения между ранее заявленными продуктами и фактически завозимыми. Те игроки, которые были заинтересованы в поставках с китайских заводов, могли просто-напросто заново подать в Росселльхозадзор заявки либо на регистрацию обновленных добавок с этих китайских заводов, либо обеспечить дополнительный усиленный контроль или внести документально подтвержденные корректировки. По имеющейся у меня моей информации, никто из заинтересованных импортеров не проявил никакой инициативы, и, в связи с этим, поставки с этих заводов сейчас невозможны.

В каких странах и в каком объеме Россия закупает корма и кормовые добавки? Давайте возьмем «запретный» 2017 год и 2020-2021 годы.

— Поставки идут из Европы, Китая, Юго-восточной Азии, Бразилии. По моим подсчетам, общий российский рынок кормовых добавок составляет примерно 1 млрд долларов в год. Объемы немного варьируются, так как все привязано к животноводству, свиноводству и птицеводству. Но лавинообразного роста в этих отраслях, которые требовали бы серьезного увеличения объема поставок кормовых добавок, не происходило. Всегда всего более-менее хватало. 

То есть, с ваших слов, интенсивного роста цен на корма и кормовые добавки в России нет сейчас, и не будет до конца этого года и далее, как прогнозируют некоторые эксперты?

— Я считаю, что происходит определенная спекуляция, цель которой подготовить российский рынок к неким большим рублевым корректировкам. Есть доступные информационные ресурсы, которые показывают изменение цены на корма за пределами РФ. Я уже объяснял, что для нас в семь раз выросла стоимость контейнера, что отражается на стоимости импортируемой продукции. НДС и таможенные пошлины не изменились, а дальше начинают происходить разные потенциальные соблазны у продавца за рубли здесь.

То есть здесь, в России, кто-то накручивает цены на кормовые добавки?

— Да. Эта инсайдерская информация приводит к тому, что кто-то сейчас начинает готовить рынок к удорожанию продукта. А крайним хотят выставить Россельхознадзор, который аргументированно и в соответствии со своими обязанностями по итогам выборочного контроля сначала выявил факты нарушений/расхождений, а уже потом приостановил ввоз кормовых добавок. Дело не в нем, а в том, кто формирует цену предложения для рынка внутри РФ. Я еще раз повторяю, что наценки происходят уже здесь. Надо на проблему смотреть комплексно.

Какова доля кормовых добавок в стоимости кормов? 

— Члены НКС только завозят кормовые ингредиенты и/или делают премиксы. Мы занимаемся «тонкой» химией, доля которой в стоимости комбикорма занимает 25% процентов. Поэтому говорить о том, что мы серьезно влияем на цену кормов, нельзя. Я не был бы так однозначно категоричен. В комбикормах есть еще зерно, белок (соевый шрот), которые составляют более серьезную пропорцию в продукте. И цена на них «прыгает» более существенно.

Какова зависимость России от импорта кормовых добавок?

— Своих добавок у нас практически нет, поэтому мы до 90% зависим от импорта. В ближайшие пять лет ситуация вряд ли изменится, потому что речь идет об очень больших инвестициях с большими горизонтами окупаемости. 

Нужно понимать точку безубыточности при производстве кормового компонента. И куда девать излишек, в случае если мы не можем потребить здесь большой объем, являющийся безубыточным для производства, как инвестпроекта. Куда девать излишек, кто нам будет рад и на какой рынок нас пустят? И тут мы возвращаемся к вопросу о том, сколько стоит зарегистрировать кормовую добавку в Европе по стоимости и по времени.

То есть российскому бизнесу не выгодно производить кормовые добавки, в которых так нуждается АПК?

— Это не сфера текущих интересов российских производителей на данный момент. Они в лучшем случаем производят премиксы, намешали разных компонентов из закупленных в основном за рубежом ингредиентов, произвели продукт и дальше его продали или отгрузили по заявке в соответствии с ранее утвержденным планом. Это условно «короткие» бизнес-операции.

Что же касается начала производства добавок, то это все-таки компетенция Минпромторга, так как речь идет о тонкой химии и индустриальном девелопменте, который в первую очередь будет опираться на преференции государства. Также должно быть понимание, где будет браться необходимое то или иное сырье стабильного качества и по прогнозируемым ценам. Плюс все накладывается на постоянно вводимые регламенты ЕАЭС, когда нужно учитывать интересы партнеров. До настоящего времени у нас не утвержден Технический регламент о безопасности кормов и кормовых добавок, разработка которого началась почти 10 лет назад. Поэтому, это очень длинная и серьезная история.

Какую роль играет возглавляемый вами союз, в том, чтобы отечественное животноводство, свиноводство и птицеводство было обеспечено доступными кормовыми добавками?

— Мы прилагаем большие усилия для налаживания диалога между участниками кормового рынка и регулятором. 

Как прошло организованное господином Данквертом обсуждение с представителями компаний-производителей и поставщиками? О чем удалось договориться, о чем нет? 

— Мы «набрасывали идею» регулятору продлить поставки ранее разрешенных добавок еще на три месяца, чтобы не нарушать процесс кормления животных и дать возможность западным регуляторам все-таки начать диалог с Россельхознадзором.

Наши предложения были услышаны, что нам и членам нашего союза было отрадно услышать в понедельник, 20 сентября. Очень надеемся, что те европейские и «дальние» регуляторы, которые не вышли еще на регулярный поэтапный диалог с Россельхознадзором, сумеют проявить должную оперативность и не будут со своей стороны добавлять риски как своим производителям, так и «привязанным» к ним импортерам.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью